Дело №2-325/2013
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
10 апреля 2013 года г. Цивильск
Цивильский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего, судьи Крыловой В.М.
при секретаре Ярославлевой Н.А.,
с участием помощника прокурора <адрес> ЧР Козловой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Чувашской Республики в защиту интересов С. к администрации Цивильского городского поселения <адрес> Чувашской Республики о предоставления благоустроенного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> Чувашской Республики в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах С. обратился в суд с иском к администрации Цивильского городского поселения <адрес> Чувашской Республики о предоставлении жилого помещения. Исковые требования мотивированы тем, что родители С. - мать А. лишена родительских прав решением Шемуршинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец В. лишен родительских прав решением Канашского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст.51 п.1 ЖК РФ и ст.11 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений», постановлением главы администрации Цивильского городского поселения <адрес> Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ В. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «Дети-сироты». Однако до настоящего времени ему жилье не предоставлено. В соответствии со ст.57 ч.2 Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», он имеет право на получение жилья во внеочередном порядке.
В ходе судебного разбирательства истец В. уточнил исковые требования и просил обязать администрацию Цивильского городского поселения <адрес> Чувашской Республики предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте <адрес> Республики, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее установленной нормы - 33 кв.метров общей площади, во внеочередном порядке.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ЧР Козлова О.А. исковые требования прокурора в интересах В. поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Истец В. на судебное заседание не явился, направил в суд своего представителя.
Представитель истца - адвокат Ухтеринов В.С. исковые требования прокурора <адрес> ЧР о предоставлении В. жилья во внеочередном порядке и уточненные исковые требования В. поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации Цивильского городского поселения <адрес> Чувашской Республики - Матвеев А.Ю., действующий на основании доверенности, исковые требования прокурора <адрес> и В. о предоставлении жилья во внеочередном порядке не признал. Суду пояснил, что В. принят на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения. Он будет обеспечен жильем исходя из времени принятия на учет. Полагает, что незамедлительное предоставление жилья истцу, нарушит права других лиц, состоящих в очереди на получение жилого помещения.
Выслушав объяснения участников судебного разбирательства, заключение прокурора, исследовав представленные суду письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласност.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст.49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным Кодексом РФ и (или) федеральным законом или законом субъектов Российской Федерации основаниям нуждающимся в жилых помещениях.
Часть 2 статьи 57 Жилищного Кодекса РФ содержит положения, что некоторые категории граждане обеспечиваются жилым помещением вне очереди.
Так, в соответствии с п.2. ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст.8 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Из содержания ст. 72, 76 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
В Чувашской Республике в указанной сфере правоотношений принят Закон "О социальной поддержке детей в Чувашской Республике" N 48 от ДД.ММ.ГГГГ (с дополнениями и изменениями).
В соответствии с п. 10 ст. 6 данного Закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона Чувашской Республики "О регулировании жилищных отношений" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отнесены к иным категориям граждан, определенным настоящим Законом в соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики, и предусмотрено, что указанные лица по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом в части 3 данной статьи закона указано, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан, являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
Таким образом, Законы Чувашской Республики не предусматривают иного порядка обеспечения названной категории лиц жилыми помещениями по договору социального найма.
Абзац четвертый статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Законом Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «О регулировании жилищных отношений» определены правовые вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями по договору социального найма в Чувашской Республике, данные вопросы отражены и в нормативно-правовых актов, органов, местного самоуправления, принимаемых в пределах их полномочий, определенных ст.14 Жилищного Кодекса.
В соответствии с п.4 ст.11 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» полномочия по обеспечению указанных граждан жилыми помещениями являются государственными полномочиями Российской Федерации, осуществляются за счет федерального бюджета в объемах, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций Чувашской республике ежегодно в виде субвенций по целевому назначению для реализации передаваемых федеральными законами полномочий по предоставлению мер социальной поддержки указанным категориям граждан.
В соответствии со ст.17 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» органы местного самоуправления поселений и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1-3 части 1 ст.11 настоящего Закона, и делегированными государственными полномочиями Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пункте 5 части 1 статьи настоящего Закона, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями.
К одной из категорий граждан, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма, согласно статье 11 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений», относятся дети-сироты, и дети, оставшиеся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно п.3 ст.2 и п.5 ст.14 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в установленном законом порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения закреплены и в Уставе Цивильского городского поселения <адрес> Чувашской Республики, утвержденного решением Собрания депутатов Цивильского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ.
Так, согласно ст.37, 48 данного Устава исполнительным органом местного самоуправления является администрация Цивильского городского поселения. Право по распоряжению муниципальной собственностью закреплено за администрацией Цивильского городского поселения.
Вместе с тем, согласно ч.3 ст.11 Закона Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «О регулировании жилищных отношений» обеспечение жилыми помещениями иных категорий граждан, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
Согласно п.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью не одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с п.4 ст.12 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» норма предоставления жилого помещения по договору социального найма иным категориям граждан, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения.
Как видно из материалов дела, родители С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения - А. и В. лишены родительских прав. А. умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно постановления главы администрации <адрес> Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ, постановлено ходатайствовать перед Министерством образования Чувашской Республики об устройстве несовершеннолетнего С., в школу-интернат. Жилое помещение за В. закреплено не было.
Из справки, выданной КОУ ЧР для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Канашский детский дом имени В.И. Чапаева» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что В. являлся воспитанником детского дома и находился на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела видно, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, впоследствии с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время В. обучается в РГОУ СПО «Цивильский аграрно-технологический техникум». Срок окончания учебы ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением главы администрации Цивильского городского поселения <адрес> Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ В., в составе семьи 1 (одного) человека, принят на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в соответствии с законодательством Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» по категории «Дети-сироты».
В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, возраста 18 лет (для отнесения его к категории детей-сирот, или детей, оставшихся без попечения родителей), достиг ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, на момент постановки его ДД.ММ.ГГГГ на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении во внеочередном порядке, он относился к категории лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно паспортных данных и справки, В. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>.305 Чувашской Республики. Данное жилое помещение является общежитием РГОУ СПО «Цивильский аграрно-технологический техникум».
Согласно сообщения Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ и справки МУП «БТИ» администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, за С., какого-либо недвижимого имущества, в том числе жилого, не имеется.
При таких обстоятельствах, учитывая, что родители В. лишены родительских прав, мать А. умерла, отец В. согласно сообщения Управления федеральной службы государственной регистрации по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ какого-либо недвижимого имущества, в том числе жилого, не имеет, в силу положений вышеуказанных законов, у администрации Цивильского городского поселения <адрес> Чувашской Республики имеется обязанность по обеспечению В. благоустроенным жилым помещением по договору социального найма площадью не менее 33 квадратных метра в черте населенного пункта, где он проживает, во внеочередном порядке.
Доводы представителя администрации Цивильского городского поселения о нарушении прав иных лиц, состоящих на учете для получения жилья, суд находит не состоятельными, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилья вне очереди лицу, имеющему указанное право, от предоставления жилья иным лицам, которые также обладают указанным правом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданско-процессуального кодекса РФ, суд-
Р Е Ш И Л :
Обязать администрацию Цивильского городского поселения <адрес> Чувашской Республики предоставить С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес> Чувашской Республики., временно зарегистрированному по адресу: <адрес> Чувашской Республики, оставшемуся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте <адрес> Республики, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее установленной нормы - 33 кв.метров общей площади, во внеочередном порядке, за счет средств республиканского бюджета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 1 (одного) месяца со дня его вынесения через Цивильский районный суд Чувашской Республики.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий, судья: В.М. Крылова