Дело № 2-1656/2024
УИД 29RS0008-01-2024-002923-09
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июля 2024 года город Котлас
Котласский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Мартынюк И.А.
при секретаре Боглаевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности Котласского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Районный водоканал» об обязании устранить нарушения водоохранного законодательства,
установил:
исполняющий обязанности Котласского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с названным исковым заявлением.
В обоснование исковых требований указано, что проведенной прокуратурой проверкой соблюдения законодательства об охране вод и водных биоресурсов выявлены нарушения природоохранного законодательства в деятельности общества с ограниченной ответственностью «Районный водоканал» (далее ООО «Районный водоканал»). Не проведена инвентаризация сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду на объектах: канализационные очистные сооружения поселка Шипицыно Котласского муниицпального округа Архангельской области, не разработана площадка биологических очистных сооружений города Сольвычегодска, не разработана и не утверждены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ с указанных объектов в реку Северная Двина (приток Шеберниха) и реку Вычегда (болото Гагарье). Поэтому просит обязать ответчика устранить указанные нарушения в срок до 31 декабря 2025 года.
В судебном заседании помощник Котласского межрайонного прокурора Кондратов А.А. заявленные требования поддержал, уточнив срок устранения выявленных нарушений до 01 июня 2026 года.
Представитель ответчика ООО «Районный водоканал» в судебное заседание не явился, согласно письменной позиции по делу, просит установить срок устранения выявленных нарушений в период с 2026 года по 2027 год.
Представители третьих лиц Котласского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области, Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в судебное заседание не явились, уведомлены.
Рассмотрев исковое заявление, выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды и др.
В силу положений статей 55, 56, 60 Водного кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ), статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», водные объекты, используемые в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона № 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Нормативы допустимых сбросов - нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками (стать 1 Федерального закона № 7-ФЗ).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (часть 2 статьи 2 Закона № 52-ФЗ).
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что 14 мая 2022 года между МО «Шипицынское» и ООО «Районный водоканал» заключено соглашение, согласно которому ООО «Районный водоканал» обязуется предоставить услуги по холодному водоснабжению и водоотведению потребителям МО «Шипицынское».
Согласно концессионному соглашению от 24 июня 2021 года № 2-КС в отношении объектов холодного водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории городского поселения «Сольвычегодское» Котласского муниципального района Архангельской области, концессионер ООО «Районный водоканал» обязуется осуществлять деятельность по холодному водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод на территории городского поселения «Сольвычегодское».
На основании части 1 статьи 5 Закона № 554-34-ОЗ от 27 апреля 2022 года «О преобразовании городских и сельского поселений Котласского муниципального района Архангельской области путем их объединения и наделения вновь образованного муниципального образования статусом Котласского муниципального округа Архангельской области» с 01 января 2023 года Котласский муниципальный округ Архангельской области является правопреемником МО «Шипицынское», городского поселения «Сольвычегодское».
То есть ООО «Районный водоканал» осуществляет деятельность по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения в городе Сольвычегодске, деревне Григорово и поселке Шипицыно Котласского муниципального округа Архангельской области, является гарантирующей организацией в сфере водоснабжения и водоотведения на указанных территориях.
16 апреля 2024 года в адрес ООО «Районный водоканал» прокурором внесено представление об устранении нарушений законодательства. В ответе на представление от 15 мая 2024 года ООО «Районный водоканал» сообщает, что целесообразным будет провести инвентаризацию сбросов загрязняющих веществ в 2026-2027 годах, после полного проведения реконструкции, модернизации и пуско-наладочных работ очистных сооружений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2019 года № 891 утвеждены Правила проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (далее Правила).
Настоящие Правила определяют порядок проведения организациями, осуществляющими водоотведение, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, отдельные объекты таких систем со сбросом сточных вод в водные объекты, инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду объектами организаций. Инвентаризация проводится организацией на основе результатов анализа состава сточных вод, сбрасываемых в водный объект объектами централизованных систем водоотведения, за период, составляющий 12 календарных месяцев подряд (пункт 1, 3 Правил).
Инвентаризация проводится с целью определения загрязняющих веществ, в отношении которых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды, рассчитываются нормативы допустимых сбросов для объектов организации (пункт 2 Правил).
Это означает, что результаты инвентаризации являются исходными данными для установления нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ для объектов организации (пункт 11 статья 22 Закона № 7-ФЗ).
В силу части 1 статьи 44 ВК РФиспользование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды, законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается. При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (часть 6 статья 56, пункт 1 часть 6 статья 60 ВК РФ).
Ответчик, осуществляя сброс сточных вод в акваторию водных объектов на территории Котласского муниципального округа Архангельской области с использованием водоотводящих канализационных сооружений в отсутствие утвержденных в установленном законом порядке по результатам инвентаризации сбросов нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, нарушает интересы Российской Федерации, гарантирующей гражданам право на благоприятную окружающую среду, создает угрозу причинения вреда неопределенного круга лиц, имеющих доступ к водному объекту, препятствует сохранению среды обитания объектов животного мира и их размножению.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ООО «Районный водоканал» как гарантирующая организация, должна соблюдать обязательные требования санитарного законодательства.
В связи с чем исковые требования Котласского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.
Согласно статье 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд, с учетом обстоятельств по делу, считает возможным, определить срок исполнения решения суда до 01 июня 2026 года.
На основании статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ООО «Районный водоканал» подлежит взысканию в доход бюджета городского округа Архангельской области «Котлас» государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования исполняющего обязанности Котласского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Районный водоканал» об обязании устранить нарушения водоохранного законодательства, удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Районный водоканал» (ОГРН 1202900004405) в срок до 01 июня 2026 года устранить нарушения водоохранного законодательства путем проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду на объектахКотласского муниципального округа Архангельской области: канализационные очистные сооружения поселка Шипицыно и разработки площадки биологических очистных сооружений города Сольвычегодска, разработки и утверждения нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ с указанных объектов в реку Северная Двина (приток Шеберниха) и реку Вычегда (болото Гагарье).
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Районный водоканал»(ОГРН 1202900004405) в доход бюджета городского округа Архангельской области «Котлас» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Котласский городской суд Архангельской области.
Председательствующий И.А. Мартынюк
Мотивированное решение изготовлено 29 июля 2024 года.