УИД: 31RS0022-01-2023-000330-93 гр. дело № 2-2404/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17.07.2023 гор. Белгород Свердловский районный суд города Белгорода в составе:председательствующего судьи – Головиной Н.А.,
при секретаре Молчанюк К.С.,
с участием: истца Ромахова Б.Н., ответчиков Оглы Н.Н., Оглы Ч.Н., Оглы С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ромахова Б.Н. к Оглы Н.Н., Оглы Ч.Н., Оглы С.Н. об установлении факта родственных отношений и признании права собственности,
установил:
Ромахов Б.Н. обратился в суд с иском, которым просил установить, что он является родным братом Оглы З.Н., родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, умершей ДД.ММ.ГГГГ. Признать за ним право собственности на жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес> в порядке наследования после смерти сестры Оглы З.Н., умершей ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требований истец указал, что оформить свои права на наследственное имущество лишен возможности по причине утраты документов, подтверждающих родство с наследодателем.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования.
Ответчики не возражали против удовлетворения заявленных требований, указали, что они все являются родными братьями и сестрой с умершей Оглы З.Н., умершей ДД.ММ.ГГГГ. Пояснили также, что их брат фактически принял наследство, проживает в доме сестры, несет бремя его содержания.
Исследовав обстоятельства дела по представленным доказательствам, выслушав свидетелей, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений ст. 46 Конституции Российской Федерации и требований ч. 1 ст. 3 ГПК Российской Федерации следует, что судебная защита прав гражданина возможна только в случае реального нарушения его прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.
Выбор способа защиты нарушенного права в силу ст. 12 ГК РФ осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
Защита нарушенного права по смыслу ч. 3 ст. 17 Конституции РФ должна осуществляться с учетом требований соразмерности, справедливости, разумности и привести к реальному восстановлению именно нарушенного права.
Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе - здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый п. 1 ст. 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй п. 1 ст. 130 ГК РФ).
По смыслу ст. 131 ГК РФ закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.
В силу п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Как разъяснено в п. 11 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в силу п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Материалами дела подтверждается, что Оглы З.Н. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и решения Свердловского районного суда города Белгорода от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Оглы З.Н умерла.
В установленном законом порядке к нотариусу за принятием наследства обратился брат умершей Ромахов Б.Н., что подтверждается материалами наследственного дела, открытого нотариусом Белгородского нотариального округа Белгородской области ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, получить свидетельство о праве на наследство по закону Ромахов Б.Н. (до брака Оглы) лишен возможности, поскольку в подтверждение родства с умершей утрачено ее свидетельство о рождении.
Из показаний свидетелей Григораж А.Н., Оглы Р.С., Оглы С.А. следует, что Ромахов Б.Н. и Оглы З.Н. являются родными братом и сестрой. Между ними всегда были дружеские отношения. У Оглы З.Н. не было мужа и детей, о ней заботился брат.
Оснований сомневаться в правдивости показаний, названных свидетелей, либо их заинтересованности в исходе дела не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
В силу ч. 1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Из пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что граждане являются собственниками имущества, перешедшего по наследству.
В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество наследования (пункт 4 статьи 1152 ГК РФ). Так, если наследодателю принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства (пункт 4 статьи 1152 ГК РФ).
В соответствии с п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 "О судебной практике по делам о наследовании" наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Наследник, подавший заявление о принятии наследства либо заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство без указания основания призвания к наследованию, считается принявшим наследство, причитающееся ему по всем основаниям.
В данном случае, принадлежность наследодателю спорного недвижимого имущества подтверждается материалами дела, родство наследодателя и истца нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Истец является единственным наследником, заявившем о своих правах на наследственное имущество в установленном законом порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.167, 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
исковые требования Ромахова Б.Н. (паспорт <данные изъяты>) к Оглы Н.Н. (<данные изъяты>), Оглы Ч.Н. (<данные изъяты>), Оглы С.Н. (паспорт <данные изъяты>) об установлении факта родственных отношений и признании права собственности, удовлетворить.
Установить, что Ромахов Б.Н., родившийся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> является родным братом Оглы З.Н., родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Ромаховым Б.Н. право собственности в порядке наследования по закону после смерти его сестры Оглы З.Н., умершей ДД.ММ.ГГГГ на жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Свердловский районный суд города Белгорода.
судья
Мотивированное решение принято 25.07.2023.