Адм. №12-251/2020 копия
Р Е Ш Е Н И Е
03 августа 2020 года город Пермь
Судья Пермского районного суда Пермского края Бендовская Е.В.,
при секретаре судебного заседания Леонтьевой Ю.А.,
с участием защитников лица, привлекаемого к административной ответственности,- Фурсовой Т.Н., Сафиулиной П.Е.,
представителя административного органа Татарина Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника генерального директора ООО «Юговской комбинат молочных продуктов» Хазова С.Ю. Кирьяновой И.В. на постановление начальника Центрального территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю №-Ц от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО «Юговской комбинат молочных продуктов» Хазова С.Ю.,
установил:
Постановлением начальника Центрального территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю №-Ц от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ООО «Юговской комбинат молочных продуктов» Хазов С.Ю. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, защитник Кирьянова И.В. обратилась в суд с жалобой, в которой его отменить, выражая несогласие с нарушением, указанным в п. 8 обжалуемого постановления. В обоснование жалобы указала, что в состав спреда растительного-сливочного «Юговской» м.д.ж. 72%, помимо прочего, входят заменитель молочного жира «Эколакт», сливки 28%, которые содержат молочный жир. Согласно протоколу лабораторных испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ заменитель молочного жира «Эколакт» содержит транс-изомеры жирных кислот в значении менее 2%. Поскольку протокол лабораторных испытаний указывает на значение транс-изомеров жирных кислот в значении 3,1+/- 0,9 %, следует вывод о том, что молочный жир, входящий в состав сливок и, как следствие, в состав готового продукта, привносит трансизомеры жирных кислот в значении, превышающем 2%. ТР № установлено требование об обязательном нанесении на потребительскую упаковку сведений о максимальном содержании в жировой фазе продуктов трансизомеров жирных кислот. ТР № и ТР № не регулируют содержание трансизомеров жирных кислот в пищевой продукции. Обращает внимание, что согласно протоколу лабораторных испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ показатель транс-изомеров установлен на уровне 2,8+/-0,8. Учитывая погрешность в 0,8, значение будет соответствовать значению 2, что соответствует нормативно установленному значению. С учетом этого, считает, что вина Хазова С.Ю. в совершении административного правонарушения не доказана.
В судебном заседании защитники Фурсова Т.Н. и Сафиулина П.Е. доводы жалобы поддержали, просили ее удовлетворить.
Представитель административного органа Татарин Г.В. в суде возражал против доводов жалобы, просил постановление оставить без изменения как законное и обоснованное.
Выслушав участников процесса, изучив доводы жалобы, исследовав представленные доказательства, судья приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
Частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ установлено, что действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, - влекут наложение административного штрафа, в том числе на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Таким образом, объективную сторону правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в статьи 14.43 КоАП РФ понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с п.п. 1-2 и 6.2 ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Согласно ст.2 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон о техническом регулировании) под техническим регламентом понимается документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или Постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Технические регламенты принимаются в целях защиты жизни и здоровья человека, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей (ч.1 ст.6 Закона о техническом регулировании).
Решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ № принят Технический регламент Таможенного союза (ТР ТС) 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» (далее - ТР №).
Согласно п.п.1, 2, 5, 8, 10 п.3 ст.10 ТР № для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться следующие процедуры: выбор необходимых для обеспечения безопасности пищевой продукции технологических процессов производства (изготовления) пищевой продукции;
выбор последовательности и поточности технологических операций производства (изготовления) пищевой продукции с целью исключения загрязнения продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции;
проведение контроля за функционированием технологического оборудования в порядке, обеспечивающем производство (изготовление) пищевой продукции, соответствующей требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
содержание производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, в состоянии, исключающем загрязнение пищевой продукции;
выбор обеспечивающих безопасность пищевой продукции способов, установление периодичности и проведение уборки, мойки, дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции.
В соответствии с п.п.8 п.3 ст.11 ТР № для обеспечения безопасности в процессе производства (изготовления) пищевой продукции изготовитель должен определить, в том числе меры по предотвращению проникновения в производственные помещения грызунов, насекомых, синантропных птиц и животных.
Требования к масложировой продукции в целях защиты жизни и здоровья граждан и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (потребителей) установлены Техническим регламентом Таможенного союза «Технический регламент на масложировую продукцию» (далее - ТР №), утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ N 883.
Согласно п. 1 ст. 6 ТР № пищевая масложировая продукция должна соответствовать требованиям к допустимым уровням показателей безопасности и по микробиологическим нормативам безопасности, предусмотренным Приложениями 1, 2 и 3 технического регламента, а также требованиям к допустимым уровням показателей безопасности и по микробиологическим нормативам безопасности других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
В приложении № к ТР № установлены допустимые уровни содержания трансизомеров жирных кислот в продуктах переработки растительных масел и животных жиров, включая жиры рыб, а также в спредах растительно-сливочных, спредах растительно-жировых, смесях топленых растительно-сливочных, смесях топленых растительно-жировых.
Согласно указанному приложению допустимый уровень трансизомеров жирных кислот в спредах растительно-сливочных, спредах растительно-жировых, смесях топленых растительно-сливочных, смесях топленых растительно-жировых не должен превышать 2,0 % от содержания жира в продукте.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ООО «Юговской комбинат молочных продуктов» (ИНН №) является юридическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по производству молока (кроме сырого) и молочной продукции, в том числе сливочного масла, топленого масла, масляной пасты, молочного жира, спредов и топленых сливочно-растительных смесей, генеральным директором которого является Хазов С.Ю.
На основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Юговской комбинат молочных продуктов» (далее – ООО «ЮКМП») по адресу: <адрес> проведена плановая выездная проверка с целью установления факта соблюдения либо несоблюдения обязательных требований действующих нормативно-правовых актов Таможенного союза и законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при осуществлении деятельности.
В ходе проведенной проверки выявлены следующие нарушения обязательных требований:
1. Приемка сырого молока производится под открытым небом. Процесс приемки молока не проводится в условиях тщательной чистоты и охраны от загрязнения. Отсутствуют условия для тщательной мойки, дезинфекции и сушки оборудования. Помещение приемки молока не содержится в чистоте. Моечная ванна не подсоединена к системе канализации, стоки сливаются на пол. Таким образом, не соблюдается обязанность предприятия в рамках реализации ХАССП по разработке, выбору, внедрению и поддержанию необходимых для обеспечения безопасности пищевой продукции содержания производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, в состоянии, исключающем загрязнение пищевой продукции, что является нарушением п/п. 8 п. 3 ст. 10 TP №.
2. В складском помещении для хранения заменителя молочного жира находится на хранении при температуре плюс 25 градусов С ароматизатор масла №, хранение которого должно осуществляться при температуре не выше плюс 20 градусов С (согласно информации на этикетке). Также хранится ароматизатор катур концентрированный сливочный с истекшим сроком годности до 27.07.2018г. 25 литров. На шоколадном ароматизаторе не сохранена этикетка. Хранится комплексная пищевая добавка «Краситель бета-каротин» в растительном масле 0,3%, д.в. ДД.ММ.ГГГГ, на этикетке которой содержится надпись: после вскрытия хранить не более 1 мес, без указания даты вскрытия. Таким образом, не соблюдается обязанность предприятия по поддержанию необходимых для обеспечения безопасности пищевой продукции технологических процессов производства (изготовления) пищевой продукции, что является нарушением п/п. 1 п. 3 ст.10 TP №.Замечание устранено незамедлительно. Представлен акт перемещения.
3. Отсутствует инструкция по применению пищевых добавок: тем самым не соблюдается обязанность предприятия по разработке, выбору, внедрению и поддержанию необходимых для обеспечения безопасности пищевой продукции технологических процессов производства (изготовления) пищевой продукции, что является нарушением п/п. 1 п. 3 ст.10 TP №.
4. Возможность осуществления поточности технологических операций, исключающей встречные или перекрестные потоки продовольственного сырья и пищевой продукции не обеспечивается в помещении производство сыра №,тем самым не соблюдается обязанность предприятия по разработке, выбору, внедрению и поддержанию последовательности и поточности технологических операций производства (изготовления) пищевой продукции с целью исключения загрязнения продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции, что является нарушением п/п. 2 п. 3 ст. 10 TP №.
5. В рамках реализации ХАССП проведение на предприятии контроля за функционированием технологического оборудования в порядке, обеспечивающем производство (изготовление) пищевой продукции, соответствующей требованиям TP № и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции соблюдается не по каждому цеху. Руководители структурных подразделений не ознакомлены с инструкциями по соблюдению требований к измерительным и контрольным приборам, журналы учета поверок оборудования не заведены, что является нарушением п/п. 5 п. 3 ст. 10 TP №.
6. Не соблюдается обязанность изготовителя по реализации мер по предотвращению проникновения в производственные помещения грызунов в сырном производстве №, где дверной проем закрыт пленкой, что является нарушением п.п. 8 п. 3 ст. 11 TP №.
7. Не осуществляется барьерная дератизация путем расстановки контрольно-истребительных площадок (КИП) по периметру территории (через 20 м вдоль ограждения), строений (через 10 м вдоль отмостки) и на
незастроенных участках (из расчета 1 КИП на 100 м2), что является нарушением п.3.15 СП 3.ДД.ММ.ГГГГ-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий», п/п. 10 п. 3 ст. 10 TP №.
8. По результатам исследований проба № - Спред растительно-сливочный «Юговской» м.д.ж. 72%, м.д. молочного жира в составе жировой фазы 15%, в потребительской упаковке (п/пленка, картонная коробка), без видимых повреждений; дата изготовления: 13.11.2019г.; срок годности: 90 суток при температуре хранения от 0 град. С до -10 град.С; ОВВ не более 90%; номер партии: 165; размер партии: 5 тонн; производитель ООО «Юговской Комбинат Молочных Продуктов», <адрес>, не соответствует требованиям прил. 1 Технического регламента Таможенного союза TP № "Технический регламент на масложировую продукцию" по показателю - транс-изомеры жирных кислот 3,1 ±0,9 % (при норме не более 2 %).Экспертное заключение №-ЦФ от ДД.ММ.ГГГГ Все остальные исследованные пробы соответствуют требованиям TP № «О безопасности молока и молочной продукции», TP № «О безопасности пищевой продукции».
Указанные нарушения отражены в акте № от ДД.ММ.ГГГГ, составленном по результатам проведенной проверки, и послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ в отношении директора ООО «ЮКМП» Хазова С.Ю. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.43 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого вынесено оспариваемое постановление. Из данного постановления, в том числе следует, что указанное в п.3 нарушение подтверждения в ходе рассмотрения дела не нашло и производство по делу в данной части прекращено ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Факт совершения предусмотренного ч.2 ст.14.43 КоАП РФ административного правонарушения и виновность Хазова С.Ю. в его совершении подтверждается исследованными доказательствами: распоряжением органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой выездной проверки юридического лица № от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица № от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом отбора образцов (проб) продукции от ДД.ММ.ГГГГ; уведомлением о неудовлетворительных результатах исследования проб пищевых продуктов; протоколом лабораторных испытаний №, №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ; экспертным заключением №-цф по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы протокола лабораторных испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ; предписанием о разработке изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) программы мероприятий по предотвращению причинения вреда № от ДД.ММ.ГГГГ; программой мероприятий по предотвращению причинения вреда, связанного с обращением продукции; актом отбора образцов (проб) № от ДД.ММ.ГГГГ; информацией о выполнении программы мероприятий по предотвращению причинения вреда; протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ и иными материалами дела.
Все исследованные доказательства оценены должностным лицом административного органа в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, согласуются между собой, являются относимыми, допустимыми и достоверными, а в своей совокупности достаточными для установления виновности генерального директора ООО «ЮКМП» Хазова С.Ю. в совершении административного правонарушения.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к данной норме, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Вывод административного органа о наличии в действиях генерального директора ООО «ЮКМП» Хазова С.Ю. состава указанного административного правонарушения, является обоснованным, соответствует установленным по делу обстоятельствам. Выявленные нарушения требований Технического регламента Таможенного союза ТР № «О безопасности пищевой продукции» и Технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на масложировую продукцию» TP № свидетельствуют о ненадлежащем исполнении Хазовым С.Ю. как руководителем ООО «ЮКМП» своих служебных обязанностей.
Доводы жалобы о невиновности должностного лица судьей отклоняются как противоречащие исследованным доказательствам, поскольку в результате лабораторных исследований пробы № – спред растительно-сливочный «Юговской» м.д.ж. 72%, м.д. молочного жира в составе жировой фазы 15%, в потребительской упаковке (п/пленка, картонная коробка), установлено, что продукция не соответствует требованиям Приложения 1 Технического регламента Таможенного союза TP № "Технический регламент на масложировую продукцию" по показателю - транс-изомеры жирных кислот 3,1 ±0,9 % (при норме не более 2 %), что подтверждено протоколом лабораторных испытаний от ДД.ММ.ГГГГ и экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» №-ЦФ от ДД.ММ.ГГГГ. Оснований не доверять указанным доказательствам у судьи не имеется.
Таким образом, представленными доказательствами достоверно подтверждено, что Хазов С.Ю., являясь генеральным директором ООО «ЮКМП», то есть должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, ненадлежащим образом исполнил свои служебные обязанности, в связи с чем обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст. 14.43 КоАП РФ.
Постановление о привлечении Хазова С.Ю. к административной ответственности вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оснований для признания деяния малозначительным административным органом обоснованно не установлено.
При назначении наказания административным органом в полной мере учтены обстоятельства совершения правонарушения, имущественное положение виновного, смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства.
Административное наказание назначено Хазову С.Ю. в пределах санкции части 2 статьи 14.43 КоАП РФ с соблюдением требований ст. 3.1, п. 2 ст. 4.1 данного Кодекса и является справедливым.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела об административном правонарушении не установлено.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы защитника Кирьяновой И.В. отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ №-░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.2 ░░.14.43 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░.░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░
░ ░░░░ № 12-251/2020
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░
░░░ 59RS0008-01-2020-002323-25