дело N 2-515/2023
56RS0026-01-2023-000204-22
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Орск 29 марта 2023 года
Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Студенова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каченовой Н.В.,
с участием представителя истца Федоровой Юлии Михайловны - Кушаева Руслана Дауреновича,
представителя ответчика Рейк (Федоровой) Ольги Сергеевны – адвоката Кисловой Ольги Александровны,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федоровой Юлии Михайловны, действующей также в интересах несовершеннолетнего Федоров М.А., к администрации города Орска, Федоровй Анне Александровне, Федорову Сергею Сергеевичу, Рейк (Федорова) Ольга Сергеевна о включении имущества в состав наследственной массы,
установил:
Федорова Ю.М., действуя также в интересах несовершеннолетнего Федоров М.А., к администрации г. Орска о включении имущества в состав наследственного имущества.
В обоснование заявленных требований Федорова Ю.М. указала, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО7, после смерти которого открылось наследство, состоящее из квартиры <адрес>.
В установленный законом шестимесячный срок она, действуя в также интересах несовершеннолетнего Федоров М.А. (внук наследодателя), обратилась к нотариусу для принятия наследства по закону.
Нотариусом было заведено наследственное дело, однако поскольку наследодатель указанное жилое помещение при жизни не оформил должным образом, это усложнило выдачу свидетельств о праве на наследство по завещанию на это имущество.
Вместе с тем принадлежность спорного имущества наследодателю подтверждается выпиской из решения исполнительного комитета Орского городского совета народных депутатов от 15 июня 1989 года №, и справкой об оплате паевого взноса, согласно которым наследодатель обладал вещными правами на вышеуказанное помещение и полагал, что его право собственности оформлено надлежащим образом.
Федорова Ю.М. просила суд включить квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в состав наследственной массы после смерти ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
К участию в деле в качестве соответчиков привлечены Рейк (Федорова) О.С., Федорова А.А., Федоров С.С., от имени которого действует ГБУСО "Соль-Илецкий психоневрологический интернат", в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ТСЖ "Ул. Олимпийская, д. 30".
В судебном заседании представитель Федоровой Ю.М. по доверенности Кушаев Р.Д. исковые требования поддержал.
В связи с неявкой Рейк (Федоровой) О.С. и отсутствием сведений о месте его жительства ответчику в порядке статьи 50 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации назначен представитель – адвокат Кислова О.А., которая исковые требования не признала.
Федорова Ю.М., Федорова А.А., Федоров С.С. участия в судебном заседании не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в письменных заявлениях просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представители администрации г. Орска, ГБУСО "Соль-Илецкий психоневрологический интернат" в судебное заседание не явились.
В судебном заседании стороны пояснили, что все имеющиеся доказательства в материалы дела представлены в полном объеме, необходимость представления дополнительных доказательств отсутствует.
При таких обстоятельствах, суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав участников процесса, исследовав имеющиеся в деле доказательства, выслушав заключение прокурора, проверив обоснованность доводов, изложенных в исковом заявлении, суд приходит к следующему.
При рассмотрении дела судом установлено, что квартира <адрес>, о праве собственности на которую заявлен спор, предоставлена ФИО7 и членам его семьи: супруге Федоров М.А., сыновьям ФИО15, Федорову С.С., Федоровой О.С.
Жилое помещение предоставлено на основании решения исполнительного комитета Орского городского совета народных депутатов Оренбургской области от 15 июня 1989 года N 207 "Об утверждении списка распределения освобождаемого жилья в домах ЖСК".
Согласно справке, выданной председателем ТСЖ "Ул. Олимпийская, д. 30", ФИО7 выплатил паевой взнос на квартиру <адрес>
Решением Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 22 апреля 2022 года ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признан умершим.
На основании данного решения суда в Единый государственный реестр Записи актов гражданского состояния внесена запись о смерти ФИО7, днем смерти записан день вступления судебного постановления в законную силу – ДД.ММ.ГГГГ.
Ко дню смерти ФИО7 его наследниками по закону первой очереди являются сын Федоров С.С., дочь Рейк (Федорова) О.А., внуки Федоров М.А., Федорова А.А. (по праву представления после смерти ФИО15 (сына наследодателя).
Супруга наследодателя Федоров М.А. скончалась ДД.ММ.ГГГГ, сын ФИО15 скончался ДД.ММ.ГГГГ.
Материалами дела подтверждается, что в установленный законом срок к нотариусу с заявлением о принятии наследства обратился Федоров М.А. в лице своего законного представителя Федоровой Ю.М. Одновременно Федоровой Ю.М. подано заявление об отказе от принятия наследства в пользу Федоров М.А.
Федоров С.С. фактически принял наследство, однако заявление о принятии наследства не подал.
Рейк (Федорова) О.А. с заявлением о принятии наследства к нотариусу не обращалась, данных о фактическом принятии наследства также не представлено.
После смерти ФИО15 заведено наследственное дело №, из которого следует, что с заявлением о принятии наследства обратились Федорова Ю.М., действуя за себя и несовершеннолетнего Федоров М.А.
Федорова А.А. обратилась к нотариусу с заявлением об отказе от наследства по всем основаниям наследования.
Согласно справке ООО "УК Альтернатива" от 15 марта 2023 года в указанной квартире в настоящее время зарегистрированы Федорова Ю.М., Федорова А.А., Федоров М.А.
Оценив фактическую основу иска, суд установил, что нарушение своих прав обосновано истцом сложившейся неопределенностью в правах на жилое помещение. Отсутствие регистрации права собственности на квартиру за ФИО7 препятствует оформлению жилого помещения в собственность (в порядке наследства) во внеюрисдикционном порядке.
Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных жилищным законодательством, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности (статья 10 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом.
С учетом времени возникновения спорных правоотношений, жилищные права ФИО7 подлежат правовой оценке с учетом положений Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 года.
В соответствии со статьей 114 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на дату возникновения спорных правоотношений, жилищно - строительные кооперативы организуются при исполнительных комитетах местных Советов народных депутатов, при предприятиях, учреждениях и организациях, а также при колхозах и иных кооперативных и общественных организациях. Решения об организации кооперативов принимаются с учетом предложений трудовых коллективов.
Согласно статье 111 Жилищного кодекса РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вправе вступить в жилищно-строительный кооператив и получить в нем квартиру.
В силу статьи 118 Жилищного кодекса РСФСР лицу, принятому в члены жилищно-строительного кооператива, по решению общего собрания членов кооператива, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов, предоставляется отдельная квартира, состоящая из одной или нескольких комнат, в соответствии с количеством членов семьи, суммой его паевого взноса и предельным размером жилой площади, предусматриваемым Примерным уставом жилищно-строительного кооператива.
Заселение квартир в доме жилищно-строительного кооператива производится по ордерам, выдаваемым исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Исследуя юридическое основание вселения ФИО7 и членов его семьи, суд установил, что жилое помещение предоставлено наследодателю из жилищного фонда жилищно-строительного кооператива на основании решения Исполкома Орского горсовета народных депутатов.
Из упомянутой справки о регистрации усматривается, что все члены семьи ФИО7 вселены в жилое помещение одновременно – 15 сентября 1989 года.
Соответственно, жилищные права ФИО7 и членов его семьи в основе возникновения имеют общие юридические факты - предоставление жилого помещения в жилищно-строительном кооперативе на основании решения уполномоченного органа.
Поскольку юридическая действительность решения о предоставлении жилого помещения в судебном порядке не опровергнута, суд расценивает данные юридические факты в качестве правомерных и юридически действительных.
Учитывая то обстоятельство, что жилищные права ФИО7 основаны на правомерных юридических фактах, суд признает законный характер возникновения жилищных прав наследодателя установленным и не опровергнутым.
Согласно пункту 2 статьи 7 Закона СССР от 6 марта 1990 года N 1305-1 "О собственности в СССР", введенного в действие с 1 июля 1990 года, член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного кооперативов, садово-огороднического товарищества или другого кооператива, полностью внесший свой паевой взнос за квартиру, дачу, садовый дом, гараж, иное помещение или строение, предоставленное ему в пользование, приобретает право собственности на это имущество.
В силу указания, изложенного в абзаце третьем пункта 3 постановления Верховного Совета СССР от 6 марта 1990 года N 1306-1 "О введении в действие Закона СССР "О собственности в СССР" названной норме придана обратная сила.
Подобная норма также содержалась в пункте 2 статьи 13 Закона РСФСР от 24 декабря 1990 года N 443-1 "О собственности в РСФСР".
В дальнейшем положения пункта 2 статьи 13 Закона РСФСР от 24 декабря 1990 года N 443-1, пункта 2 статьи 7 Закона СССР от 6 марта 1990 года N 1305-1 трансформировались в пункт 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
При этом в силу пункта 10 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 11 октября 1991 года N 11 "О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел по спорам между гражданами и жилищно-строительными кооперативами" квартира в доме кооператива может принадлежать на праве общей собственности, если, например, паевой взнос за нее был выплачен супругами во время брака, либо на праве общей долевой собственности, когда право на квартиру перешло к двум и более наследникам. В этой связи необходимо иметь в виду, что член кооператива не вправе распорядиться квартирой без согласия супруга, если она является их совместной собственностью, а также без согласия другого лица, являющегося участником общей собственности на квартиру.
До полной выплаты паевого взноса лица, которым предоставлена квартира, имеют право пользования ею, квартира на праве собственности принадлежит кооперативу, а разделу между супругами подлежат только паенакопления (пункт 26 Постановления Пленума).
Таким образом, в силу положений вышеуказанных норм права возникновение права собственности на квартиру в жилищно-строительном кооперативе связывается с полным внесением членом кооператива или другим лицом, имеющим право на паенакопления, паевого взноса.
После полной оплаты паевого взноса право на паенакопления преобразуется в право собственности на жилое помещение.
ФИО7 выплатил паевой взнос в полном объеме, соответственно, у него возникло право собственности на спорную квартиру.
Учитывая приведенные фактические данные, а также нормы закона, действовавшие на момент предоставления жилого помещения и выплаты паевого взноса, суд полагает, что возникновение права собственности ФИО7 является легитимным
При жизни право собственности на жилое помещение ФИО7 не зарегистрировал.
Вместе с тем, независимо от отсутствия государственной регистрации права собственности на спорную квартире, у ФИО7 возникло право собственности на указанное жилое помещение долю с момента выплаты паевого взноса.
31 января 1998 года вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", действовавший до 1 января 2017 года - даты вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", пунктом 1 статьи 6 которого предусматривалось, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу названного федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной названным федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Частью 1 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Таким образом, если право на объект недвижимого имущества, в данном случае право собственности на спорный жилой дом, возникло до 31 января 1998 года - даты вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", то момент возникновения такого права не связан с его государственной регистрацией, такое право признается юридически действительным и при отсутствии его государственной регистрации.
В данной связи и поскольку право собственности ФИО7 на жилое помещение возникло до 31 января 1998 года - даты вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", то его право собственности является ранее возникшим и не требовало обязательной государственной регистрации.
В силу установленного правового регулирования при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в силу закона или завещания в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент (абзац второй пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
В силу статьи 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации со смертью гражданина открывается наследство, в состав которого входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (статья 1112 Кодекса).
Согласно статье 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
При этом для приобретения наследства наследник должен его принять (пункт 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Поскольку настоящие требования обусловлены сложившейся неопределенностью в наследственных правах, предъявление настоящего заявления с учетом избранного способа защиты (включение имущества в состав наследственной массы) является правомерным.
При таких обстоятельствах суд полагает требование истца о включении спорной квартиры в состав наследственной массы после смерти ФИО15, умершего ДД.ММ.ГГГГ, подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 -198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Федоровой Юлии Михайловны, действующей также в интересах несовершеннолетнего Федоров М.А., к администрации города Орска, Федоровй Анне Александровне, Федорову Сергею Сергеевичу, Рейк (Федорова) Ольга Сергеевна о включении имущества в состав наследственной массы – удовлетворить.
Включить квартиру <адрес> в состав наследственной массы после смерти ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 5 апреля 2023 года.
Председательствующий (подпись) С.В. Студенов