Дело № 2-216/2020
УИД 55RS0011-01-2020-000285-66
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Горьковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Лобова Н.А., при секретаре судебного заседания Гущанской Н.И., с участием помощника судьи Жаргаковой Д.Е., прокурора Двочкиной А.В., рассмотрев 25.06.2020 в открытом судебном заседании в р.п. Горьковское Омской области гражданское дело по иску прокурора Горьковского района Омской области в интересах неопределенного круга лица к МБУ «Краснополянский центр культуры» о возложении обязанности разработать и утвердить номенклатуру и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Горьковского района Омской области, действуя в интересах неопределенного округа лиц, обратился в суд с иском к МБУ «Краснополянский центр культуры», указав в его обоснование о том, что прокуратурой района в ходе проверки в муниципальном учреждении исполнения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, о противодействии терроризму, о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, были выявлены факты его нарушения.
Обосновывая заявленные требования, прокурор указал о том, что вопреки нормам ст. 14 ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.11.1996 № 1340, в МБУ «Краснополянский центр культуры» не созданы объектовые резервы материальных ресурсов, а также не утверждены номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Несмотря на то, что прокуратурой района ранее в адрес муниципального учреждения было внесено представление об устранении нарушений законодательства в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, фактически выявленные нарушения устранены не были.
С учетом изложенного, прокурор, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, просил о возложении на ответчика обязанности разработать и утвердить номенклатуру и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В судебном заседании прокурор Девочкина А.В. заявленные требования поддержала по указанным в иске основаниям.
Представители МБУ «Краснополянский центр культуры», администрации Краснополянского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем суд согласно ст. 167 ГПК РФ полагает возможным разрешить заявленный спор в их отсутствие.
Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
По итогам судебного разбирательства установлено, что МБУ «Краснополянский центр культуры» осуществляет свою деятельность на территории Горьковского муниципального района Омской области.
Прокуратурой Горьковского района Омской области проведена проверка в отношении муниципального учреждения на предмет исполнения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, о противодействии терроризму, о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. По результатам проведенной прокуратурой района проверки установлено, что в МБУ «Краснополянский центр культуры» не созданы объектовые резервы материальных ресурсов, а также не утверждены номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Указанные обстоятельства ответной стороной не оспаривались и сомнениям не подвергались, подтверждены письменными доказательствами, как то представление прокурора в адрес ответчика об устранении нарушений закона, ответ на представление прокурора, объяснение представителя ответчика.
Оценивая обоснованность доводов прокурора, разрешая тем самым заявленные требования, суд исходит из нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Указанное правовое регулирование осуществляется нормами Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон № 68-ФЗ), действие которого, как указано выше, распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности, в числе прочего, предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее по тексту закона - организации).
В соответствии со ст. 1 Закона № 68-ФЗ чрезвычайная ситуация это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Согласно ст. 4 Закона № 68-ФЗ единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются, в числе прочего, создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В силу требований п. «ж» ч. 1 ст. 14 Закона № 68-ФЗ организации обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Порядок), утвержден согласно ст. 10 Закона № 68-ФЗ постановлением Правительства РФ № 1340 от 10.11.1996. Указанным Порядком также предусмотрена обязанность предприятий, учреждений и организаций по созданию объектовых резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Причем Порядком предусмотрено правило (п. 4), согласно которому резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Соответственно этому создающим органом устанавливаются номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов.
Следовательно, отсутствие, как указано выше, в МБУ «Краснополянский центр культуры» установленных номенклатуры и объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, противоречит выше приведенным нормам действующего законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Возлагая на ответчика обязанности устранить выявленные нарушения законодательства, суд исходит из смысла формулировок действующего законодательства о том, что номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера именно устанавливаются создавшим их органом (п. 4 Порядка), после чего на их основе должны быть созданы соответствующие резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Указанное положение нарушает предусмотренное ст. 18 Закона № 68-ФЗ право неопределенного круга граждан на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Обращение прокурора с настоящими исковыми требованиями судом в соответствии со ст. 45 ГПК РФ признается обоснованным.
Разрешая вопрос о взыскании государственной пошлины, суд исходит из следующего.
В силу положений ч. 2 ст. 333.20 НК РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.
Принимая во внимание тот факт, что неисполнение ответчиком перечисленных выше норм законодательства в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций связано с материальными затруднениями, суд приходит к выводу об отсутствии у образовательного учреждения финансовых средств для уплаты государственной пошлины, в связи с чем полагает возможным освободить образовательное учреждение от ее уплаты.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Горьковского района Омской области в интересах неопределенного круга лица к МБУ «Краснополянский центр культуры» о возложении обязанности разработать и утвердить номенклатуру и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера удовлетворить.
Возложить на МБУ «Краснополянский центр культуры» обязанность установить номенклатуру и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Освободить МБУ «Краснополянский центр культуры» от уплаты государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горьковский районный суд Омской области.
Судья Н.А. Лобов
Мотивированное решение принято 29.06.2020