Дело -----
УИД -----
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
дата года адрес
Ленинский районный суд адрес ФИО2 Республики
в составе председательствующего судьи Филиппова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО3,
с участием
прокурора ФИО4,
представителя ответчика администрации адрес и третьего лица Муниципального казенного учреждения «ФИО1 жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» адрес ФИО5,
третьего лица заместителя начальника отдела государственного контроля (надзора) по ФИО2 Волжско-Камского межрегионального ФИО1 С.П.,
рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора адрес в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации адрес о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде,
установил:
Заместитель прокурора адрес обратился в суд с исковым заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации адрес о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде, в размере 294202 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведения проверки соблюдения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, выявлены нарушения. Проверкой установлено, что на земельном участке, расположенном в кадастровом квартале ----- возле реки «Кукшум» имеется несанкционированная свалка твердых бытовых отходов (полиэтилен, бумага, пищевые отходы, куски линолеума, упаковочные картонные коробки, стеклянные и пластиковые бутылки, консервные банки, автомобильные шины и др.) общей площадью около 398 кв.м. Вышеуказанный участок находится в собственности муниципального образования адрес. Факт загрязнения почвы подтверждается фототаблицей. В результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления ответчиком причинён вред почве как объекту охраны окружающей среды, на общую сумму 294202 руб. 00 коп. Расчет размера вреда произведен в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причинённого почвам как объекту охраны окружающей среды, утверждённой приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от дата -----. дата прокуратурой адрес в адрес администрации адрес внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства. Согласно письму администрации адрес от дата, по состоянию на дата указанная в представлении свалка ликвидирована.
В судебном заседании прокурор ФИО4 исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика администрации адрес и третьего лица Муниципального казенного учреждения «ФИО1 жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» адрес ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку согласно письму администрации адрес от дата, по состоянию на дата указанная свалка ликвидирована.
Третье лицо заместитель начальника отдела государственного контроля (надзора) по ФИО2 Волжско-Камского межрегионального ФИО1 С.П. исковое заявление поддержал в полном объеме. Дополнительно пояснил, что расчет размера вышеуказанного вреда на общую сумму 294202 руб. 00 коп. произведен непосредственно им в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причинённого почвам как объекту охраны окружающей среды, утверждённой приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от дата -----. В данном случае необходимость отбора проб отсутствовала. Ликвидация свалки не указывает на отсутствие вышеуказанного вреда на общую сумму 294202 руб. 00 коп., поскольку в результате несанкционированной свалки твердых бытовых отходов произошло перекрытие отходами водного объекта.
Третьи лица ФИО1 Федерального Казначейства по ФИО2, ФИО1 по ФИО2, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Выслушав участвующих лиц, изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации гарантируется право каждому на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для улучшения свойств земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от дата № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 77 Федерального закона от дата № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.В соответствии со статьей 78 Федерального закона от дата № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное ФИО1 в области охраны окружающей среды.
Статьей 22 Федерального закона от дата № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 13 Федерального закона от дата № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа в соответствии со ст. 16 Федерального закона от дата № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата ----- «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец. Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства (пункты 1, 2 статьи78 Закона об охране окружающей среды, часть 1 статьи 196 ГПК РФ, часть 1 статьи 168 АПК РФ).
Судом установлено, что в ходе проведения прокуратурой адрес проверки соблюдения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, выявлены нарушения. Проверкой было установлено, что на земельном участке, расположенном в кадастровом квартале 21:01:030312 возле реки «Кукшум» имеется несанкционированная свалка твердых бытовых отходов (полиэтилен, бумага, пищевые отходы, куски линолеума, упаковочные картонные коробки, стеклянные и пластиковые бутылки, консервные банки, автомобильные шины и др.) общей площадью около 398 кв.м. Вышеуказанный участок находится в собственности муниципального образования адрес. Факт загрязнения почвы подтверждается фототаблицей. В результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления ответчиком причинён вред почве как объекту охраны окружающей среды, на общую сумму 294202 руб. 00 коп. Расчет размера вреда произведен в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причинённого почвам как объекту охраны окружающей среды, утверждённой приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от дата -----. дата прокуратурой адрес в адрес администрации адрес внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства. Согласно письму администрации адрес от дата, по состоянию на дата указанная в представлении свалка ликвидирована.
Поскольку стороной ответчика суду не представлены доказательства возмещения ущерба в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления, с администрации адрес в доход федерального бюджета подлежат взысканию денежные средства в размере 294202 руб. в счет возмещения ущерба, причиненного окружающей среде.
Стороной ответчика не был разработан проект рекультивационных и иных восстановительных работ, о чем указал представитель ответчика в судебном заседании, а потому данный способ возмещения причиненного вреда наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление заместителя прокурора адрес в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации адрес (ИНН -----) о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде, удовлетворить.
Взыскать с администрации адрес (ИНН -----) в доход федерального бюджета денежные средства в размере 294202 руб. в счет возмещения ущерба, причиненного окружающей среде.
-----.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд ФИО2 Республики в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд адрес ФИО2 Республики.
Судья А.Н. Филиппов
Мотивированное решение составлено дата.