Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1018/2024 (2-4287/2023;) ~ М-4189/2023 от 22.12.2023

Дело -----

УИД -----

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

дата года адрес

Ленинский районный суд адрес ФИО2 Республики

в составе председательствующего судьи Филиппова А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО3,

с участием

прокурора ФИО4,

представителя ответчика администрации адрес и третьего лица Муниципального казенного учреждения «ФИО1 жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» адрес ФИО5,

третьего лица заместителя начальника отдела государственного контроля (надзора) по ФИО2 Волжско-Камского межрегионального ФИО1 С.П.,

    рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора адрес в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации адрес о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде,

установил:

Заместитель прокурора адрес обратился в суд с исковым заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации адрес о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде, в размере 294202 руб.

Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведения проверки соблюдения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, выявлены нарушения. Проверкой установлено, что на земельном участке, расположенном в кадастровом квартале ----- возле реки «Кукшум» имеется несанкционированная свалка твердых бытовых отходов (полиэтилен, бумага, пищевые отходы, куски линолеума, упаковочные картонные коробки, стеклянные и пластиковые бутылки, консервные банки, автомобильные шины и др.) общей площадью около 398 кв.м. Вышеуказанный участок находится в собственности муниципального образования адрес. Факт загрязнения почвы подтверждается фототаблицей. В результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления ответчиком причинён вред почве как объекту охраны окружающей среды, на общую сумму 294202 руб. 00 коп. Расчет размера вреда произведен в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причинённого почвам как объекту охраны окружающей среды, утверждённой приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от дата -----. дата прокуратурой адрес в адрес администрации адрес внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства. Согласно письму администрации адрес от дата, по состоянию на дата указанная в представлении свалка ликвидирована.

В судебном заседании прокурор ФИО4 исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика администрации адрес и третьего лица Муниципального казенного учреждения «ФИО1 жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» адрес ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку согласно письму администрации адрес от дата, по состоянию на дата указанная свалка ликвидирована.

Третье лицо заместитель начальника отдела государственного контроля (надзора) по ФИО2 Волжско-Камского межрегионального ФИО1 С.П. исковое заявление поддержал в полном объеме. Дополнительно пояснил, что расчет размера вышеуказанного вреда на общую сумму 294202 руб. 00 коп. произведен непосредственно им в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причинённого почвам как объекту охраны окружающей среды, утверждённой приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от дата -----. В данном случае необходимость отбора проб отсутствовала. Ликвидация свалки не указывает на отсутствие вышеуказанного вреда на общую сумму 294202 руб. 00 коп., поскольку в результате несанкционированной свалки твердых бытовых отходов произошло перекрытие отходами водного объекта.

Третьи лица ФИО1 Федерального Казначейства по ФИО2, ФИО1 по ФИО2, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Выслушав участвующих лиц, изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации гарантируется право каждому на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для улучшения свойств земель.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от дата № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 77 Федерального закона от дата № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.В соответствии со статьей 78 Федерального закона от дата № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное ФИО1 в области охраны окружающей среды.

Статьей 22 Федерального закона от дата № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 13 Федерального закона от дата № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа в соответствии со ст. 16 Федерального закона от дата № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата ----- «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец. Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства (пункты 1, 2 статьи78 Закона об охране окружающей среды, часть 1 статьи 196 ГПК РФ, часть 1 статьи 168 АПК РФ).

Судом установлено, что в ходе проведения прокуратурой адрес проверки соблюдения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, выявлены нарушения. Проверкой было установлено, что на земельном участке, расположенном в кадастровом квартале 21:01:030312 возле реки «Кукшум» имеется несанкционированная свалка твердых бытовых отходов (полиэтилен, бумага, пищевые отходы, куски линолеума, упаковочные картонные коробки, стеклянные и пластиковые бутылки, консервные банки, автомобильные шины и др.) общей площадью около 398 кв.м. Вышеуказанный участок находится в собственности муниципального образования адрес. Факт загрязнения почвы подтверждается фототаблицей. В результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления ответчиком причинён вред почве как объекту охраны окружающей среды, на общую сумму 294202 руб. 00 коп. Расчет размера вреда произведен в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причинённого почвам как объекту охраны окружающей среды, утверждённой приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от дата -----. дата прокуратурой адрес в адрес администрации адрес внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства. Согласно письму администрации адрес от дата, по состоянию на дата указанная в представлении свалка ликвидирована.

Поскольку стороной ответчика суду не представлены доказательства возмещения ущерба в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления, с администрации адрес в доход федерального бюджета подлежат взысканию денежные средства в размере 294202 руб. в счет возмещения ущерба, причиненного окружающей среде.

Стороной ответчика не был разработан проект рекультивационных и иных восстановительных работ, о чем указал представитель ответчика в судебном заседании, а потому данный способ возмещения причиненного вреда наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление заместителя прокурора адрес в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации адрес (ИНН -----) о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде, удовлетворить.

Взыскать с администрации адрес (ИНН -----) в доход федерального бюджета денежные средства в размере 294202 руб. в счет возмещения ущерба, причиненного окружающей среде.

-----.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд ФИО2 Республики в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд адрес ФИО2 Республики.

Судья А.Н. Филиппов

Мотивированное решение составлено дата.

2-1018/2024 (2-4287/2023;) ~ М-4189/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель прокурора Калининского района г.Чебоксары
Ответчики
Администрация г.Чебоксары
Другие
Управление Росприроднадзора по Чувашской Республике
МКУ "Управление Жкх и благустровйства"
заместитель начальника государственного контроля (надзора) по Чувашской Республике Управление Росприроднадзора по Чувашской Республике Кузьмин С.П.
Управление Федерального Казначейства по ЧР
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики
Судья
Филиппов Александр Николаевич
Дело на сайте суда
leninsky--chv.sudrf.ru
22.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.12.2023Передача материалов судье
26.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.02.2024Судебное заседание
18.03.2024Судебное заседание
16.05.2024Судебное заседание
23.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее