Дело № 2-4311/2023
64RS0045-01-2023-005154-67
Решение
Именем Российской Федерации
12 октября 2023 года город Саратов
Кировский районный суд города Саратова в составе
председательствующего судьи Беляковой И.А.,
при помощнике судьи Тимофеевой А.Е.,
с участием представителя истца Бурдонове С.С., представителе ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области Филипповой А.А., представителя третьего лица Министерство труда и социальной защиты Саратовской области Нугмановой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шапкарина ФИО8 к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, Администрации Новоузенского муниципального района Саратовской области об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда возложении, обязании заключить договор социального найма,
установил:
Шапкарин А.Д. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее – министерство строительства и ЖКХ Саратовской области), мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ между Шапкариным А.Д. и министерством строительства и ЖКХ Саратовской области на основании распоряжения министерства строительства и ЖКХ Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №. Срок действия договора составляет 5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. По окончании срока настоящего договора при наличии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания нанимателю содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен с нанимателем однократно на новый 5-летний срок. ДД.ММ.ГГГГ министерством строительства и ЖКХ Саратовской области истцу был дан ответ, исх. № о невозможности исключить жилое помещение из специализированного жилищного фонда и заключения договора социального найма в соответствии с ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» из-за задолженности за жилищно-коммунальные услуги. На период проверки платежеспособности за ЖКУ у истца не было неоплаченных коммунальных услуг, которые бы свидетельствовали о трудном материальном положении. В связи с непоступлением квитанции за вывоз ТБО ежемесячно в почтовый ящик истец не оплатил за несколько месяцев, произвел оплату после поступления квитанции, а именно, в ДД.ММ.ГГГГ года. Указывает, что на момент проверки платежеспособности с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ у истца не было затруднительного материального положения. На основании изложенного просит обязать министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области исключить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, из специализированного жилищного фонда, заключить с истцом договор социального найма.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, его интересы в судебном заседании представлял Бурдонов С.С., который поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить в полном объеме, уточненные требования просил не рассматривать. Пояснил, что квитанции за вывоз ТБО не были оплачены истцом, поскольку квитанции выставлены ООО «Ситиматик» несвоевременно, в настоящее время задолженность по ЖКХ погашена, истец служит в ОМОНе, у него стабильная зарплата, в трудной жизненной ситуации истец не находится.
Представитель ответчика - министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области Филиппова А.А., поддержала доводы письменных возражений на исковое заявление, просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица - Министерства труда и социальной защиты Саратовской области Нугманова А.Д. поддержала доводы письменных возражений на исковое заявление, просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика - Администрации Новоузенского муниципального района Саратовской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, возражений по существу заявленных исковых требований не представили.
С учётом положений ст. 167 ГПК РФ и мнением истца суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя истца, представителей ответчика и третьего лица, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 3 ст. 40 Конституции РФ закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Вопросы защиты семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены пп. "ж" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 92 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ
"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту - Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с п. 1 настоящей статьи, составляет пять лет.
В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации (ч. 6 ст. 8 Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
Аналогичные положения содержатся в ст. 8, 8.1 Закона Саратовской области
от 02.08.2012 N 123-ЗСО "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области".
При этом в ч. 1 ст. 8.1 Закона Саратовской области от 02.08.2012 N 123-ЗСО конкретизированы обстоятельства, свидетельствующими о необходимости оказания лицам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, при выявлении которых договор найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области может быть заключен на новый пятилетний срок, к которым относятся:
а) непроживание гражданина в жилом помещении в связи с отбыванием наказания в исправительном учреждении на момент окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области;
б) наличие у гражданина подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за шесть месяцев и более.
Частью 2 указанной статьи Закона Саратовской области от 02.08.2012 N 123-ЗСО предусмотрено, что порядок выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в части 1 статьи 3 настоящего Закона, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, и подготовки соответствующего заключения о наличии или об отсутствии таких обстоятельств устанавливается Правительством области.
Постановлением Правительства Саратовской области от 10.04.2020 N 260-П утверждено Положения о порядке выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в части 1 статьи 3 Закона Саратовской области "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области", содействия в преодолении трудной жизненной ситуации и подготовки соответствующего заключения о наличии или об отсутствии таких обстоятельств" (далее - Положение).
В соответствии с частью 3 Положения подведомственные учреждения уполномоченного государственного органа области в сфере социального обслуживания населения (далее - уполномоченные организации) участвуют в мероприятиях по выявлению обстоятельств. Подготовка заключения о наличии таких обстоятельств осуществляется уполномоченным государственным органом области в сфере социального обслуживания населения.
Согласно ч. 7 Положения за два месяца до окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения уполномоченные организации представляют документы (сведения), подтверждающие наличие или отсутствие обстоятельств, в уполномоченный государственный орган области в сфере социального обслуживания населения. На основании представленных документов (сведений), подтверждающих наличие или отсутствие обстоятельств, уполномоченный государственный орган в сфере социального обслуживания населения готовит соответствующее заключение о наличии или об отсутствии обстоятельств по форме согласно приложению N 3 к настоящему Положению и направляет в течение 3 рабочих дней с даты его подготовки заказным письмом с уведомлением о вручении заверенную в установленном порядке копию заключения лицам, указанным в части 1 статьи 3 Закона области. Заключение подписывается уполномоченным лицом уполномоченного государственного органа области в сфере социального обслуживания населения и заверяется печатью.
Уполномоченный государственный орган области в сфере социального обслуживания населения на основании представленных документов не позднее 10 рабочих дней со дня подачи заявления готовит заключение о наличии или об отсутствии обстоятельств по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению и направляет заключение в уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений не позднее 3 рабочих дней. Ранее вынесенное заключение считается недействительным.
За тридцать дней до окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения уполномоченный государственный орган области в сфере социального обслуживания населения направляет заключение о наличии или об отсутствии обстоятельств в уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений (ч. 8 Положения).
Как установлено судом и следует из материалов дела, жилое помещение, общей площадью 36 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, является муниципальной собственностью.
ДД.ММ.ГГГГ указанное жилое помещение на основании распоряжение министерства строительства и ЖКХ Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р было предоставлено во владение и пользование Шапкарину А.Д. на основании договора найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № (л.д. 23-25).
Срок действия договора № – до ДД.ММ.ГГГГ (п. 5 договора).
В связи и стечением срока действия договора Министерством труда и социальной защиты Саратовской области, являющимся уполномоченным государственным органом в сфере социального обслуживания населения в Саратовской области ДД.ММ.ГГГГ подготовлено заключение, согласно которому у Шапкарина А.Д. выявлены обстоятельства, свидетельствующие о необходимости оказания лицам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, заключение было подготовлено на основании справки АО «Ситиматик» от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которой по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, имеется задолженность на сумму <данные изъяты>.
На основании указанного заключения договор социального найма жилого помещения с Шапкариным А.А, на вышеназванную квартиру был продлен на 5-летний срок.
ДД.ММ.ГГГГ Шапкарин А.Д. обратился в Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области с заявлением о разрешении приватизировать квартиру, предоставленную ему по договору найма, указав, что просрочка оплаты ТБО несоизмерима с понятием трудной жизненной ситуации, он имеет постоянный доход, находится на государственной службе (л.д. 29).
Согласно ответу Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области на указанное заявление от ДД.ММ.ГГГГ № Шапкарину А.Д. было рекомендовано обратиться в Министерство труда и социальной защиты Саратовской области для пересмотра заключения (л.д. 22).
Также в ходе рассмотрения дела установлено, что Шапкарин А.Д. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проходит службу в органах внутренних дел, состоит в должности среднего начальствующего состава с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой УМВД России по г. Саратову от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 21).
Согласно представленным справкам ПАО «Саратовэнерго», АО «Ситиматик» ООО «Газпром Межрегионгаз Саратов» (л.д. 15-28), чекам на оплату и квитанциям на оплату жилищно-коммунальных услуг (л.д. 30-52), а также справкам, чекам на оплату, справке ООО «Облводоресурс» представленным в ходе рассмотрения дела, у Шапкарина А.Д. не имеется задолженности по оплате за жилищно-коммунальные ресурсы, вывоз ТБО за период шесть месяцев и более по жилому помещению по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Указанные обстоятельства ответчиком в судебном заседании не оспорены.
Согласно абз. 3 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ по окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
Проанализировав установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что в настоящее время не имеется каких–либо обстоятельств, из числа предусмотренных ч. 1 ст. 8.1 Закона Саратовской области от 02.08.2012 N 123-ЗСО, свидетельствующих о необходимости оказания лицам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, поскольку истец имеет постоянное место работы, задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за период шесть месяцев и более за жилое помещение не имеет.
Таким образом, каких-либо обстоятельств, препятствующих исключению жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключения с Шапкариным А.Д. договора социального найма в отношении жилого помещения по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, не имеется.
Принимая во внимание вышеуказанные нормы материального права и установленные по делу обстоятельства, оценив представленные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований истца об исключении спорного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области, возложении обязанности на ответчика Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области заключить договор социального найма в отношении спорного жилого помещения, поскольку данные требования основаны на законе.
Поскольку органом, обязанным исключить жилого помещения из специализированного жилищного фонда возложении, обязании заключить договор социального найма, согласно абз. 3 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, является орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, т.е. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, исковые требования к Администрации Новоузенского муниципального района Саратовской области удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░9 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░>, <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░> <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░10, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░11 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░