Дело (номер обезличен)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 декабря 2022 года г.Кстово
Кстовский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Выборнова Д.А., при секретаре Решетниковой А.Е., с участием помощника Кстовского городского прокурора Шейка О.А., законного представителя истца Ермилова С.И., представителя третьего лица Мочалова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кстовского городского прокурора в интересах несовершеннолетнего ФИО4, (дата обезличена) г.р., к Министерству здравоохранения Нижегородской области об обеспечении лекарственным препаратом,
У С Т А Н О В И Л:
Кстовский городской прокурор, действуя в интересах несовершеннолетнего ФИО2, (дата обезличена) г.р., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Нижегородской области об обеспечении лекарственным препаратом, по следующим основаниям.
Городской прокуратурой но обращению Ермилова С.И. проведена проверка соблюдения законодательства об охране здоровья граждан в части обеспечения лекарственными препаратами ребенка-инвалида ФИО2 (дата обезличена) г.р..
Установлено, что ФИО2, (дата обезличена) г.р., находится под наблюдением в ГБУЗ НO «Кстовская ЦРЬ» с диагнозом: муковисцидоз смешанной формы тяжелого течения.
В соответствии с выписным эпикризом ФГБОУ ВО «ПИМУ» Минздрава России от (дата обезличена) ему рекомендована ингаляционная терапия 7% раствором хлорида натрия +0.1% натрия гиалуроната (торговое наименование - «Гианеб») - 5 мл 2 раза в день.
Вместе с тем, ФИО2 до настоящего времени указанным лекарственным препаратом не обеспечен.
По данному факту городским прокурором 26.05.2022 внесено представление об устранении допущенных нарушений главному врачу ГБУЗ НО «Кстовская ЦРБ», по результатам рассмотрения которого требования прокурора не удовлетворены.
Согласно заключению врачебной комиссии ГБУЗ НО «Кстовская ЦРБ» от (дата обезличена) (номер обезличен), поскольку рекомендованный ФИО2 по жизненным показаниям лекарственный препарат «Гианеб» не входит в перечень ЖНВЛП и федеральный льготный список, решено обратиться в министерство здравоохранения Нижегородской области за разъяснением по льготному обеспечению.
Вместе с тем, не обеспечение ФИО2 рекомендованным по жизненным показаниям лекарственным препаратом нарушает его право на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации недопустимо.
В своем иске прокурор просит обязать Министерство здравоохранения Нижегородской области незамедлительно обеспечить ребёнка-инвалида ФИО2, (дата обезличена) г.р., лекарственным препаратом 7% раствор хлорида натрия) 0.1% натрия гиалуроната (торговое наименование «Гианеб») из расчета по 5 мл 2 раза в день.
Помощник Кстовского городского прокурора Шейка О.А., и законный представитель несовершеннолетнего ФИО7 - Ермилов С.И.,в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, согласно доводов искового заявления.
Представитель ответчика - Министерства здравоохранения Нижегородской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица – ГБУЗ НО «Кстовская ЦРБ», Мочалов С.А., возражал против исковых требований согласно письменного отзыва.
Представитель третьего лица – отдела опеки и попечительства Кстовского муниципального округа в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
В соответствии с ФЗ от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включена дополнительная бесплатная медицинская помощь, предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача необходимыми медицинскими изделиями (ст. 4.1, 6.1, 6.2 ФЗ от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
Полномочия Российской Федерации по организации обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в настоящее время переданы для осуществления органам государственной власти субъектов РФ. Средства на осуществления данных полномочий предусматриваются в виде субвенции из федерального бюджета, зачисляемых на счета бюджетов РФ.
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-Ф3 «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе инвалиды.
Статьей 6.2 указанного Закона предусмотрено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов утвержден Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации, согласно которому назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется, в частности, лечащим врачом.
Согласно п.5 ст.37 Закона №323-Ф3 назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящий в соответствующий Стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
На основании статьи 80 Закона №323-Ф3, в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предоставляются:
1) первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная,
врачебная и специализированная:
2) специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная.
При оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств и медицинскими изделиями, которые предусмотрены стандартами медицинской помощи.При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатною оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
В силу части 1 статьи 37 Закона №323-Ф3 медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения па территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.
Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2).
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 5 части 1 статьи 16 Закон №323-Ф3).
Частью 2 статьи 48 Закон №323-Ф3 предусмотрено, что врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам.
Порядок создания и деятельности врачебных комиссий утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.05.2012 №502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации».
Названным Приказом к функциям врачебных комиссий отнесено, в том числе, принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям), не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, по торговым наименованиям (пункт 4.7).
В соответствии с положением ч.5 ст.37 Закона №323-Ф3, назначение и применение лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Вопрос назначения и выписывания лекарственных препаратов по торговым наименованиям в рассматриваемом случае находился в исключительной компетенции врачебной комиссии медицинской организации. При наличии медицинских показаний (по жизненным показаниям) рассматриваемые препараты могут быть назначены для лечения в амбулаторных условиях врачебной комиссией соответствующего лечебного учреждения, оказывающего такую медицинскую помощь.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 07.12.2019 №1610 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности.
В соответствии с п.п. 1.1, 3.1.6, 3.2.17 Постановления Правительства Нижегородской области от 23.11.2007 № 435 «Об утверждении Положения о министерстве здравоохранения Нижегородской области» Министерство здравоохранения Нижегородской области образовано в соответствии с Законом Нижегородской области от 03.10.2007 № 129-3 «О Правительстве Нижегородской области» является органом исполнительной власти Нижегородской области, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере охраны здоровья граждан.
Министерство здравоохранения Нижегородской области организует оказание медицинской помощи на территории Нижегородской области в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти); организует обеспечение лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями при оказании медицинской помощи.
Согласно Федеральному закону N323-ФЗ ответственность за организацию медицинской помощи и лекарственного обеспечения возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что ФИО2, (дата обезличена) г.р. находится под наблюдением в ГБУЗ IIO «Кстовская ЦРЬ» с диагнозом: муковисцидоз смешанной формы тяжелого течения.
В соответствии с выписным эпикризом ФГБОУ ВО «ПИМУ» Минздрава России от (дата обезличена) ему рекомендована ингаляционная терапия 7% раствором хлорида натрия +0.1% натрия гиалуроната (торговое наименование - «Гианеб») - 5 мл 2 раза в день (л.д.23-27), при этом указанный препарат назначен несовершеннолетнему ФИО2, учитывая тяжесть, рецидивирующее течение хронического бронхолегочного процесса, клинических рекомендаций по диагностике и лечению муковисцидоза.
Также судом установлено, что несовершеннолетний ФИО2 до настоящего времени указанным лекарственным препаратом не обеспечен.
По данному факту городским прокурором (дата обезличена) внесено представление об устранении допущенных нарушений главному врачу ГБУЗ НО «Кстовская ЦРБ», по результатам рассмотрения которого требования прокурора не удовлетворены.
Согласно заключению врачебной комиссии ГБУЗ НО «Кстовская ЦРБ» от (дата обезличена) (номер обезличен), поскольку рекомендованный ФИО2 по жизненным показаниям лекарственный препарат «Гианеб» не входит в перечень ЖНВЛП и федеральный льготный список, решено обратиться в министерство здравоохранения Нижегородской области за разъяснением по льготному обеспечению и которое в своих разъяснениях (письмом от 20.06.2022 № Сл-315-41-410618/2) подтвердило, что медицинское изделие «Гипертонический раствор 7% раствор хлорида натрия +0,1% гиалуронат натрия» в перечень жизненно важных лечебных препаратов и медицинских изделий, утвержденных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 №2406-р, а так же в перечень медицинских изделий, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 №3053-р, для амбулаторного применения не включено.
При этом, в данном письме указано, что заболевание ФИО2 подходит под обеспечение в рамках порядка, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 23.03.2007 №86 «Об утверждении порядка предоставления материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств» путем выделения адресной материальной помощи на лечение в полном объеме.
Вместе с тем, не обеспечение ФИО2 рекомендованным по жизненным показаниям лекарственным препаратом нарушает его право на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации недопустимо.
И поскольку в настоящий момент ребенок не обеспечен необходимым лекарственным препаратом для лечения имеющегося заболевания, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
Поскольку бесплатное обеспечение ребенка расходными материалами в соответствии с нормами приведенного законодательства осуществляется Министерством Здравоохранения Нижегородской области, именно оно является надлежащим ответчиком по делу.
Кроме того, обеспечение ребенка осуществляется до отмены указанного препарата.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кстовского городского прокурора в интересах несовершеннолетнего ФИО11 Ивановича, (дата обезличена) г.р., свидетельство о рождении (номер обезличен), выдано (дата обезличена) Отделом ЗАГС (адрес обезличен) (адрес обезличен), к Министерству здравоохранения Нижегородской области, ОГРН 1025203025341, об обеспечении лекарственным препаратом, удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Нижегородской области бесплатно обеспечить ФИО4, (дата обезличена) г.р., лекарственным препаратом: 7% раствор хлорида натрия +0,1% натрия гиалуроната (торговое наименование – «Гианеб») из расчета по 5 мл 2 раза в день.
Решение суда может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кстовский городской суд.
Судья Выборнов Д.А.