Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 ноября 2019 года г.Архангельск
Исакогорский районный суд города Архангельска
в составе председательствующего судьи Костылевой Е.С.,
при помощнике судьи, исполняющей обязанности секретаря
судебного заседания, Ошуковой А.А.,
с участием помощника прокурора г.Архангельска Моругова А.В.,
представителя ответчика Администрации МО «Город Архангельск» -
Неверовой А.С.,
представителя ответчика АО «Архтеплоэнерго» - Мищука Е.С.,
представителя ответчика ПАО «ТГК-2» - Стахеевой Е.Н.,
представителя третьих лиц ООО «Профсервис», ООО «УК «Левобережье»
Рашидова Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Архангельска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации муниципального образования «Город Архангельск», акционерному обществу «Архтеплоэнерго» об устранении нарушений законодательства в сфере коммунальных услуг,
у с т а н о в и л:
Заместитель прокурора г.Архангельска обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» (далее - Администрация МО «Город Архангельск»), акционерному обществу «Архтеплоэнерго» (далее - АО «Архтеплоэнерго»), обосновав его тем, что в ходе проверки, проведённой прокуратурой г.Архангельска, выявлено, что в нарушение действующего законодательства ответчики не обеспечили бесперебойную круглосуточную подачу горячего водоснабжения в жилые многоквартирные дома и учреждения социальной сферы обслуживания, обеспечиваемые тепловой энергией и горячим водоснабжением от котельной, расположенной по адресу: <адрес>. В связи с этим прокурор просил обязать администрацию МО «Город Архангельск, АО «Архтеплоэнерго» организовать бесперебойную круглосуточную подачу горячего водоснабжения в жилые многоквартирные дома и учреждения социальной сферы, расположенные по адресам: <адрес> в срок до 1 мая 2020 года.
Судом по ходатайству заместителя прокурора г.Архангельска к участию в деле в качестве соответчика привлечено публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 2» (далее - ПАО «ТГК-2», л.д.114-116), в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца, общество с ограниченной ответственностью «Профсервис» (далее - ООО «Профсервис»), общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Левобережье» (далее - ООО «УК «Левобережье»).
В ходе рассмотрения дела заместитель прокурора г.Архангельска исковые требования уточнил, попросив обязать Администрацию МО «Город Архангельск» организовать бесперебойную круглосуточную подачу горячего водоснабжения в межотопительный период времени в жилые многоквартирные дома и учреждения социальной сферы, расположенные по адресам: <адрес>, в срок до 1 июня 2021 года, а на ПАО «ТГК-2», АО «Архтеплоэнерго» возложить обязанность привести оборудование котельной, расположенной по адресу: <адрес>, в состояние, достаточное для предоставления в жилые многоквартирные дома и учреждения социальной сферы, расположенные по адресам: <адрес>, коммунальной услуги по горячему водоснабжению в межотопительный период надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства в срок до 1 июня 2021 года (л.д.114-116, 192-193).
От исковых требований к Администрации МО «Город Архангельск» о понуждении организовать бесперебойную круглосуточную подачу горячего водоснабжения в межотопительный период времени в жилые многоквартирные дома и учреждения социальной сферы, расположенные по адресам: <адрес>, в срок до 1 июня 2021 года заместитель прокурора г.Архангельска отказался (л.д.192-193). Производство по делу в этой части прекращено определением суда.
В остальной части требований участвующий в судебном заседании помощник прокурора г.Архангельска Моругов А.В. иск поддержал по изложенным в нём основаниям.
Представитель ответчика ПАО «ТГК-2» Стахеева Е.Н. в судебном заседании с иском не согласилась, поддержав данные в ходе рассмотрения дела объяснения о том, что ПАО «ТГК-2» здание котельной по адресу: г<адрес>, эксплуатирует на основании договора аренды с АО «Архтеплоэнерго», состав теплосилового оборудования данной котельной не позволяет обеспечить стабильную работу котлоагрегата в межотопительный период. В соответствии с договором аренды проведение планового капитального ремонта, модернизации, реконструкции осуществляется за счет арендодателя (то есть АО «Архтеплоэнерго»), при этом проведение модернизации в период отопительного сезона невозможно (л.д.69-70).
Представитель ответчика Администрации МО «Город Архангельск» Неверова А.С. в судебном заседании с иском не согласилась, поддержав также ранее данные объяснения по делу о том, что ответственность за выполнение Правил технической эксплуатации тепловых установок несёт руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок. Постановлением мэрии г.Архангельска № 136 от 24 февраля 2014 года утверждена схема теплоснабжения МО «Город Архангельск» до 2028 года. Этим же постановлением статус единой теплоснабжающей организации МО «Город Архангельск» присвоен ПАО «ТГК-2». Администрацией МО «Город Архангельск» выполнены функции по организации теплоснабжения на территории городского округа, в связи с чем данный ответчик просил в удовлетворении к нему исковых требований отказать (л.д.74-77).
Представитель ответчика АО «Архтеплоэнерго» Мищук Е.С. в судебном заседании с иском не согласился, также поддержав ранее данные объяснения по иску о том, что общество не является энергоснабжающей организацией, а является лишь собственником имущества, участвующего в процессе производства и передачи тепловой энергии, поэтому требование к данному ответчику об организации бесперебойной подачи горячего водоснабжения в жилые дома является необоснованным и не исполнимым (л.д.95-97).
Представитель третьих лиц ООО «Профсервис», ООО «УК «Левобережье» Рашидов Э.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал.
Выслушав объяснения помощника прокурора, представителей ответчиков, представителя третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу п.4 ч.1 ст.6 Устава МО «Город Архангельск» к вопросам местного значения МО «Город Архангельск» относятся, в том числе, организация в границах МО «Город Архангельск» электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона «О теплоснабжении» данный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
Согласно п.1 ст.3 указанного Закона одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
В силу п.1 и п.6 ч.1 ст.6 названного Закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в том числе, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации.
Согласно п.11 ст.2 Федерального закона № 190-ФЗ под теплоснабжающей организацией понимается организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
В силу п.11 ст.22 Федерального закона № 190-ФЗ прекращение или ограничение горячего водоснабжения может осуществляться также по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
В соответствии с п.7 ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон «О водоснабжении и водоотведении») горячая вода - вода, приготовленная путем нагрева питьевой или технической воды с использованием тепловой энергии, а при необходимости также путем очистки, химической подготовки и других технологических операций, осуществляемых с водой.
В силу п.1 ст.13 названного Закона по договору горячего или холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
В соответствии с п.п. «в» п.3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведённым в приложении № 1.
Как следует из п.5 названного Приложения № 1, допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд; продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Как указано в п.3.1.11 постановления главного государственного санитарного врача РФ от 7 апреля 2009 года № 20 «Об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09» в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
По настоящему делу установлено, что здание котельной по адресу: <адрес> в 1998 году зачислено в реестр муниципального имущества МО «Город Архангельск», в 2010 году исключено из состава муниципального имущества, внесено в качестве вклада в уставной капитал ОАО «Архинвестэнерго» при учреждении указанного акционерного общества. Правопреемником ОАО «Архинвестэнерго» является АО «Архтеплоэнерго» (л.д.164, 165, 166, 167, 172, 173, 174-191).
Постановлением мэрии г.Архангельска от 24 февраля 2014 года № 136 «Об утверждении схемы теплоснабжения МО «Город Архангельск» до 2028 года» единой теплоснабжающей организацией на территории МО «Город Архангельск», в том числе п.Бакарица, определена ПАО «ТГК-2» (л.д.81).
ПАО «ТГК-2» является ресурсоснабжающей организацией, оказывающей коммунальную услугу отопления и горячего водоснабжения населению и организациям, расположенным на территории города.
1 марта 2019 года между АО «Архтеплоэнерго» и ПАО «ТГК-2» заключён договор, по которому АО «Архтеплоэнерго», являясь собственником котельной по <адрес>, передало в аренду ПАО «ТГК-2» имущество, в том числе, здание пристройки к котельной по <адрес>, погрузочно-разгрузочный район Бакарица в г.Архангельске - п.83 приложения № 1 к договору аренды, а также оборудование в указанной пристройке - п.38 приложения № 2 к договору аренды (л.д.15-18, 19-22, 22об.-34, 138-139, 140-141, 142-144, 145-146, 147-148, 149-151).
Указанная котельная обслуживает жилые многоквартирные дома и учреждения социальной сферы, расположенные по адресам: г.Архангельск, <адрес> (л.д.35, 91).
В соответствии с планом-графиком ремонта котельных ПАО «ТГК-2» в 2019 году, согласованного Администрацией МО «Город Архангельск», работа котельной по адресу: <адрес> остановлена 15 мая 2019 года в связи с гидравлическими испытаниями (в течение 2-х недель по окончании отопительного периода) с устранением дефектов (по отдельной заявке), проведением ремонтных работ - п.26 (л.д.36-37).
13 июня 2019 года ООО «Профсервис» и ООО «УК «Левобережье» обратилось в прокуратуру г.Архангельска с заявлением о проведении проверки действий по утверждению и согласованию плана-графика, в соответствии с которым ПАО «ТГК-2» остановило работу котельной по <адрес> и обязании возобновить работу данной котельной (л.д.10, 11).
1 июля 2019 года ПАО «ТГК-2» на запрос прокурора г.Архангельска направило документы на оборудование котельной и сообщило, что работа котельной остановлена во избежание выхода из строя оборудования, поскольку состав теплосилового оборудования котельной не позволяет осуществлять стабильную работу на нагрузках ниже номинальной, а номинальная нагрузка в межотопительный период не обеспечивается (л.д.38-46, 47-54, 56, 47).
На 2021-2022 годы ПАО «ТГК-2» запланировано мероприятие по реконструкции котельной по <адрес> со строительством блочно-модульной котельной для обеспечения присоединенной нагрузки зон теплоснабжения котельных по ул.Лесозаводской, д.8, стр.3 и <адрес> с выводом последней из эксплуатации (л.д.160, 161-163).
Изложенное подтверждается объяснениями помощника прокурора г.Архангельска, представителей ответчиков и третьих лиц, а также сведениями, содержащимися в исковом заявлении, заявлении об уточнении исковых требований и отзывах на иск (л.д.4-9, 69-70, 74-77, 95-97, 135-136, 192-193), Уставе МО «Город Архангельск» (л.д.12-14), выписке из Единого государственного реестра юридических лиц на АО «Архтеплоэнерго» (л.д.58-62), сообщениях департамента городского хозяйства Администрации МО «Город Архангельск» (л.д.78-80, 92, 152-154), сообщении ПАО «ТГК-2» (л.д.89-90).
Оценив представленные доказательства в их совокупности, на основании установленных данных суд приходит к выводу, что ПАО «ТГК-2» и АО «Архтеплоэнерго» в нарушение действующего законодательства, являясь ресурсоснабжающей организацией и собственником котельной по ул.Лесозаводской, д.8, стр.3 в г.Архангельске и установленного в ней оборудования, не предоставляют коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, по бесперебойному и круглосуточному горячему водоснабжению в межотопительный период.
Указанные действия ответчиков нарушают права и законные интересы неопределённого круга лиц - собственников и пользователей помещений в жилых многоквартирных домах и учреждениях социальной сферы, расположенных по адресам: <адрес>, <адрес> на бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в межотопительный период.
Ссылка ответчиков на то, что в начале отопительного сезона на 2019-2020 годы проведена проверка готовности котельной к отопительному сезону (л.д.82-88, 155-156, 157), о необоснованности заявленного прокурором требования не свидетельствует, поскольку такая проверка проводилась по обеспечению отоплением в отопительный период, при этом стороны не оспаривают, что в отопительный период горячее водоснабжение ответчиками обеспечивается.
Ссылка ответчика АО «Архтеплоэнерго» на то, что указанное общество не является ресурсоснабжащей организацией и не обязано обеспечивать горячее водоснабжение, не может быть принята судом, поскольку судом установлено, что нарушение прав неопределённого круга лиц на горячее водоснабжение в межотопительный период обусловлено несоответствием оборудования котельной потребностям собственников и пользователей помещений, при этом ПАО «ТГК-2» планируется проведение реконструкции котельной <адрес> путём присоединения к ней тепловой нагрузки от котельной по <адрес> (л.д.135-136). Как следует из п.2.3.3 договора аренды, заключённого АО «Архтеплоэнерго» и ПАО «ТГК-2», проведение планового капитального ремонта, модернизация, реконструкция осуществляется силами арендатора за счёт арендодателя в соответствии с разработанными планами.
Таким образом, указанную реконструкцию, необходимую для обеспечения горячего водоснабжения в межотопительный период, обязано провести ПАО «ТГК-2» за счёт АО «Архтеплоэнерго».
На основании изложенного иск подлежит удовлетворению, на ПАО «ТГК-2» и АО «Архтеплоэнерго» следует в соответствии с положениями п.3 ст.196 ГПК РФ возложить обязанность привести оборудование котельной, расположенной по адресу: <адрес>, в состояние, достаточное для предоставления в жилые многоквартирные дома и учреждения социальной сферы, расположенные по адресам: <адрес>, коммунальной услуги по горячему водоснабжению в межотопительный период надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства.
Определяя в соответствии со ст.206 ГПК РФ срок, в течение которого данное требование должно быть выполнено, суд, учитывая характер и объём работ, полагает разумным и достаточным для исполнения решения суда срок до 1 июня 2021 года.
Поскольку прокурор обратился в суд в защиту прав неопределённого круга лиц, с ответчиков на основании ст.103 ГПК РФ в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина 300 руб. - по 150 руб. с каждого.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск заместителя прокурора города Архангельска к акционерному обществу «Архтеплоэнерго», публичному акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания № 2» удовлетворить.
Обязать акционерное общество «Архтеплоэнерго» и публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 2» привести оборудование котельной, расположенной по адресу: г<адрес>, в состояние, достаточное для предоставления в жилые многоквартирные дома и учреждения социальной сферы, расположенные по адресам: г.Архангельск, <адрес>, коммунальной услуги по горячему водоснабжению в межотопительный период надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства, в срок до 1 июня 2021 года включительно.
Взыскать с акционерного общества «Архтеплоэнерго» в доход бюджета государственную пошлину в размере 150 рублей.
Взыскать с публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» в доход бюджета государственную пошлину в размере 150 рублей.
На решение в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба и принесено представление в Архангельский областной суд через Исакогорский районный суд г.Архангельска.
Председательствующий подпись Е.С. Костылева