Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-695/2022 ~ М-604/2022 от 12.05.2022

<....>

№__ Дело № 2-695/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Интинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Румянцевой И.М.,

при секретаре Федоровой О.Д.,

с участием прокурора Вертинской Г.В.,

представителя ответчика - администрации МОГО "Инта" Филипповой Е.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Инте Республики Коми 15 июня 2022 г. дело по иску прокурора г. Инты в интересах неопределенного круга лиц к администрации МОГО "Инта" о понуждении принять меры по сбору, транспортированию, утилизации и захоронению отходов производства и потребления с несанкционированных мест размещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Инты обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ответчику о понуждении принять меры по сбору, транспортированию, утилизации и захоронению отходов производства и потребления с несанкционированных мест размещения на земельных участках: прилегающей территории домов №__, №__ по ____ МОГО "Инта" с координатами угловых точек: <....> территории ____ города Инты МОГО "Инта"№ вдоль автопроезда в гаражный комплекс (на обочине) с координатами угловых точек: <....> территории ____ города Инты МОГО "Инта" с координатами угловых точек: <....> территории ____ города Инты МОГО "Инта" с координатами угловых точек: <....> территории ____ города Инты МОГО "Инта" вдоль автопроезда к гаражному комплексу, частично в зеленых насаждениях с координатами точки привязки к местности: <....> территории ____ города Инты МОГО "Инта" ____ с координатами <....> территории ____ города Инты МОГО "Инта" за обветшавшими хозяйственными постройками с координатами крайних точек размещения отходов: <....> на территории ____ города Инты МОГО "Инта" с координатами угловых точек: <....> В обоснование своих требований указал, что прокуратурой города Инты в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления проведено обследование территории МОГО "Инта" в части наличия несанкционированного размещения отходов, в ходе которого установлено, что администрацией МОГО "Инта" не принимаются меры по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов, расположенных на территории МОГО "Инта". В ходе выездного осмотра 20.05.2021, 25.05.2021 с участием специалиста <....> ФИО1 установлено, что на прилегающей территории домов №__, №__ по ____ выявлено место несанкцинированного размещения твердых коммунальных отходов (ТКО), площадь земельного участка <....> кв. м, отходы являются отходами 4, 5 класса опасности; на территории ____ города Инты МОГО "Инта" выявлено 5 мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления: 1. место несанкционированного размещения отходов расположено вдоль автопроезда в гаражный комплекс (на обочине), площадь земельного участка <....> кв. м, отходы являются отходами 4, 5 класса опасности; 2. место несанкционированного размещения представляет собой котлованы для строительства гаражей, заполненные водой и отходами, площадь земельного участка <....> кв. м, отходы являются отходами 4, 5 класса опасности; 3. место несанкционированного размещения отходов представляет собой котлован для строительства гаражей, площадь земельного участка <....> кв. м, отходы являются отходами 4, 5 класса опасности; 4. место несанкционированного размещения отходов расположено вдоль автопроезда к гаражному комплексу, частично в зеленых насаждениях, площадь земельного участка <....> кв. м, отходы являются отходами 4, 5 класса опасности; 5. место несанкционированного размещения отходов расположено вблизи ____, площадь земельного участка <....> кв. м, отходы являются отходами 4, 5 класса опасности. В ходе осмотра территории ____ города Инты МОГО "Инта" выявлено место несанкционированного размещения отходов производства и потребления, расположено за обветшавшими хозяйственными постройками, площадь земельного участка <....> кв. м, отходы являются отходами 4, 5 класса опасности. В ходе осмотра ____ города Инты МОГО "Инта" выявлено место несанкционированного размещения отходов производства и потребления, расположено на рекультивированном земельном участке ____ площадь земельного участка <....> кв. м, отходы являются отходами 4, 5 класса опасности. Все обследуемые места несанкционированного размещения отходов расположены на земельных участках и отнесены к неразграниченным землям города Инты МОГО "Инта", право распоряжения которыми с 01.01.2017 в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 334-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществляется органом местного самоуправления. В ходе проведения осмотра установить лицо, виновное в размещении отходов производства и потребления по указанным адресам, не представилось возможным. В составе отходов документов, позволяющих идентифицировать виновных лиц, не обнаружено. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой города 31.05.2021 главе городского округа "Инта" - руководителю администрации вынесено представление №__ об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления. Однако до настоящего времени нарушения закона не устранены, ликвидация вышеуказанных несанкционированных свалок не выполнена.

Прокурор в судебном заседании поддержал требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, считал возможным указать срок исполнения решения суда – 3 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика – администрации МОГО "Инта" Филиппова Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что на данный момент заключен муниципальный контракт, в котором прописаны все свалки, указанные в иске.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что прокуратурой г. Инты проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, в результате которой 20.05.2021 и 25.05.2021 проведено обследование территории МОГО "Инта" с участием специалиста начальника Интинского городского отдела по охране окружающей среды Минприроды Республики Коми, заместителя главного государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории ____ с подчиненной ему территорией ФИО1 на предмет наличия несанкционированного размещения отходов.

Заключением <....> ФИО1 от 21.05.2021 установлено, что <....>

Заключением <....> ФИО1 от 25.05.2021 установлено, что <....>

31.05.2021 в связи с выявленными нарушениями прокуратурой города Инты главе городского округа "Инта" - руководителю администрации вынесено представление №__ об устранении нарушений, выявленных в ходе указанной проверки.

Как следует из ответа администрации МОГО "Инта" от 01.07.2021 работа по ликвидации несанкцинированных свалок ведется. В связи с тем, что несанкционированные свалки, указанные в представлении, выявлены в 2021 году, а бюджет МОГО "Инта" на 2021 год сформирован, принять меры по ликвидации указанных свалок не представляется возможным, необходимые денежные средства будут запланированы в бюджете МОГО "Инта" на 2022 год.

Из ответа администрации МОГО "Инта" от 19.04.2022 усматривается, что ликвидация несанкционированных свалок по состоянию на 18.04.2022 не выполнена. План ликвидации формируется ежегодно по итогам весеннего осмотра территорий МОГО "Инта" после схода снежного покрова, в 2022 году осмотр запланирован на май 2022 года. В муниципальной программе МОГО "Инта" "Безопасность", утвержденной постановлением администрации МОГО "Инта" от 21.12.2021 №__, в 2022 году на ликвидацию несанкционированных свалок на территории МОГО "Инта" в бюджете МОГО "Инта" предусмотрено финансирование в размере <....> руб.

Частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации определено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории

В соответствии с ч. 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Федеральный закон от 10.01.2002) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; независимость государственного экологического надзора; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц; сохранение биологического разнообразия; обеспечение сочетания общего и индивидуального подходов к установлению мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды, применяемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность или планирующим осуществление такой деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры; участие граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в решении задач охраны окружающей среды; международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды; обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В силу ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

На основании ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Федеральный закон от 24.06.1998) определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

На основании ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

В силу п. 11, 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

На основании ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Согласно п. 4.13 ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст (далее – ГОСТ 30772-2001), несанкционированные свалки отходов - это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

На основании п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 собственник отходов – это юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

На основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Стороной ответчика не представлено суду допустимых доказательств, опровергающих доводы прокурора г. Инты об отсутствии несанкционированной свалки, а также о ликвидации данной свалки.

Поскольку земельные участки, на которых расположены несанкционированные свалки, не переданы кому-либо в аренду, установить лиц, виновных в размещении отходов производства и потребления, не представляется возможным, данные свалки не внесены в государственный реестр объектов размещения отходов, в соответствии с действующим законодательством территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов, а организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований отнесена к полномочиям органов местного самоуправления, то суд находит бездействие администрации МОГО "Инта" по вопросу организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и участии в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, чем нарушаются интересы неопределенного круга лиц – постоянно или временно проживающих на территории МОГО "Инта" граждан на благоприятную окружающую среду, так как наличие несанкционированных свалок влечет загрязнение окружающей природной среды, что может повлечь распространение инфекционных заболеваний и иные тяжкие последствия - причинение вреда жизни и здоровью.

На основании ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Поскольку судом установлено наличие несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, то суд находит требования прокурора гор. Инты о понуждении администрацию МОГО "Инта" принять меры по сбору, транспортированию, утилизации и захоронению отходов производства и потребления с несанкционированных мест размещения подлежащими удовлетворению.

Учитывая климатические условия региона расположения г. Инты, а также необходимость значительных финансовых и временных затрат для устранения выявленных нарушений, суд считает необходимым установить срок для их устранения - в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию Муниципального образования городского округа "Инта" в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по сбору, транспортированию, утилизации и захоронению отходов производства и потребления с несанкционированных мест размещения на земельных участках:    

1. прилегающей территории домов №__, №__ по ____ МОГО "Инта" с координатами угловых точек:

<....>

<....>

<....>

<....>

2. территории ____ города Инты МОГО "Инта" вдоль автопроезда в гаражный комплекс (на обочине) с координатами угловых точек:

<....>

<....>

<....>

<....>

3. территории ____ города Инты МОГО "Инта" с координатами угловых точек:

<....>

<....>

<....>

<....>

<....>

<....>

4. территории ____ города Инты МОГО "Инта" с координатами угловых точек:

<....>

<....>

<....>

<....>

5. территории ____" города Инты МОГО "Инта" вдоль автопроезда к гаражному комплексу, частично в зеленых насаждениях с координатами точки привязки к местности: <....>

6. территории ____ города Инты МОГО "Инта" вблизи ____ с координатами <....>

7. территории ____ города Инты МОГО "Инта" за обветшавшими хозяйственными постройками с координатами крайних точек размещения отходов:

<....>

<....>

8. на территории ____ города Инты МОГО "Инта" с координатами угловых точек:

<....>

<....>

<....>

<....>

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 22.06.2022.

Судья

И.М.Румянцева

<....>

<....>

2-695/2022 ~ М-604/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор города Инты
Ответчики
Администрация Муниципального образования городского округа "Инта"
Суд
Интинский городской суд Республики Коми
Судья
Румянцева Ирина Михайловна
Дело на странице суда
intasud--komi.sudrf.ru
12.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.05.2022Передача материалов судье
18.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2022Судебное заседание
22.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее