Дело №1-94/2023
УИД 75RS0029-01-2023-000701-31
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Нерчинск 16 мая 2023 года
Нерчинский районный суд ,,, в составе:
председательствующего судьи Пискаревой С.А.,
при секретаре Гуровой В.С.
с участием прокурора Нерчинского района Суворовой В.С.,
обвиняемого Пантелеева А.В.,
защитника адвоката Тимакова М.А., предоставившего удостоверение №, ордер №,
представителя потерпевшего Сенотрусова Р.В.
рассмотрев в закрытом судебном заседании при проведении предварительного слушания уголовное дело в отношении
Пантелеев А.В., родившегося *** в ,,,, гражданина РФ, со средним специальным образованием, холостого, иждивенцев не имеющего, проживающего и зарегистрированного по адресу: ,,,, работающего главным специалистом по коммунальным вопросам жилищно-коммунального отдела Администрации городского поселения «,,,», не судимого
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Пантелеев А.В. обвиняется в том, что он распоряжением исполняющего обязанности главы городского поселения «,,,» ЧСИ № от *** назначен на должность исполняющего обязанности заместителя руководителя администрации городского поселения «,,,» по жилищно-коммунальным вопросам и строительству с ***.
В соответствии с положениями ст.ст. 11 и 29 Устава городского поселения «,,,» (далее - ГП «,,,», поселение), администрация городского поселения является исполнительно-распорядительным органом городского поселения, наделена полномочиями по решению вопросов местного значения, а также полномочиями по решению отдельных государственных полномочий в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами ,,,.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.6, 2.2, 2.3, 2.4, 2.6, 3.5, 3.20, 3.25, 3.26, 4.1, 4.5 должностной инструкции исполняющего обязанности заместителя руководителя администрации по жилищно-коммунальным вопросам и строительству, утвержденной *** исполняющим обязанности главы ГП «,,,» ЧСИ, Пантелеев А.В. относится к категории руководителей, наделен полномочиями координировать и контролировать деятельность структурных подразделений администрации ГП «,,,», курировать вопросы строительства ГП «,,,», курировать вопросы жилищно-коммунального хозяйства и строительства ГП «,,,», при отсутствии руководителя администрации исполнять его обязанности, составлять протоколы об административных правонарушениях, обеспечивать контроль за работой предприятий ,,,, работающих в сфере жилищно-коммунального хозяйства, отделов благоустройства и строительства, осуществлять контроль непосредственно за выполнением работ по капитальному строительству и реконструкции производственных объектов, принимать участие в заключении договоров с проектными организациями и генеральными подрядчиками, следить за выполнением проектными и строительными организациями договорных обязательств, применять в необходимых случаях санкции, предусмотренные договорами, осуществлять полномочия по решению вопросов местного значения, подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
В соответствии с положениями ст.ст. 14 и 41 Федерального закона Российской Федерации от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся: вопросы исполнения бюджета поселения; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; должностные лица местного самоуправления от имени муниципального образования вправе приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности.
Таким, образом, Пантелеев А.В. в период с *** по *** являлся должностным лицом органа местного самоуправления, выполнял организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в муниципальном органе исполнительной власти.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В соответствии с положениями статей 1, 3, 6, 12, 94 и 101 Федерального закона от 5.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), муниципальные органы при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Исполнение муниципального контракта включает в себя комплекс действий заказчика и подрядчика по приемке выполненных работ и их оплате в целях обеспечения муниципальных нужд. При этом приемка и оплата по муниципальному контракту допускается также на отдельных этапах выполнения работ. Приемка выполненных работ (отдельного этапа выполнения работы) по муниципальному контракту осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком, либо подрядчику в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. Заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением подрядчиком условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, вышеуказанные положения Бюджетного кодекса Российской Федерации и ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» возлагали на Пантелеева А.В. обязанность по эффективному использованию бюджетных средств при заключении и исполнении муниципальных контрактов, оплате только выполненных в соответствии с муниципальным контрактом работ.
В соответствии с Правилами предоставления средств государственной поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для поощрения муниципальных образований - победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды, в том числе источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 7.03.2018 № 237 (далее - Правила от 7.03.2018 № 237) средства государственной поддержки из федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены муниципальные образования - победители конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды (далее - конкурс), в виде иных межбюджетных трансфертов, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при поощрении победителей конкурса, для реализации проектов создания комфортной городской среды (далее - Проект).
При этом Правилами от 7.03.2018 № 237 предусмотрена обязанность субъекта Российской Федерации по обеспечению завершения реализации проекта муниципальным образованием - победителем конкурса не позднее 31 декабря года, следующего за годом предоставления иного межбюджетного трансферта.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от *** №, соглашением от *** №, заключенным между Министерством строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительством Забайкальского края, соглашением от *** №, заключенным между министерством жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи ,,, и администрацией муниципального района «,,,» ,,,, соглашением от *** №, заключенным между администрацией муниципального района «,,,» ,,, и администрацией ГП «,,,», ГП «,,,» предоставлен иной межбюджетный трансферт (далее - трансферт) в размере 60 000 000 рублей в целях создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях - победителях Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды.
*** между администрацией городского поселения «,,,» (далее - администрация, заказчик) в лице СМС и обществом с ограниченной ответственностью «А» (далее - ООО «А», генеральный подрядчик) в рамках реализации Проекта заключен муниципальный контракт № (далее - муниципальный контракт) на выполнение в срок до *** работ по благоустройству исторического центра ,,, по адресу: ,,, (далее - Объект) стоимостью 59 048 890 рублей.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.3, 1.4, 5.3.1, 5.3.2, 5.3.11, 5.3.12, 5.3.17, 9.1, 9.2 муниципального контракта ООО «А» обязано выполнить в соответствии с рабочей документацией работы, предусмотренные муниципальным контрактом и сдать в установленном порядке заказчику Объект, полностью соответствующий всем требованиям действующих норм и правил, а также положениям муниципального контракта, производить работы в полном соответствии строительным нормам и правилам, обеспечить соблюдение порядка ведения работ, выполнить работы в соответствии с ГОСТ, СНиП, СП, ВСН, техническими регламентами, принятыми в установленном порядке и другой нормативной документацией, обеспечить выполнение предусмотренных муниципальным контрактом работ строительными материалами, изделиями, конструкциями и оборудованием, товарами, которые обязательны при выполнении работ, имеющими соответствующие документы, удостоверяющие их качество, устранять выявленные заказчиком дефекты в установленные заказчиком сроки и за счет собственных средств, как в процессе выполнения работ, так и в течение гарантийного срока, предупреждать заказчика о вероятных конкретных событиях или о возможности возникновения в будущем обстоятельств, которые могут негативно повлиять на качество выполнения работ, или к нарушению сроков выполнения работ.
Пунктами 5.1.2, 5.1.3, 5.1.5, 5.2.1, 5.2.4, 5.2.5, 5.2.9, 6.3 предусмотрены обязанности заказчика принять и оплатить выполненные генеральным подрядчиком работы, только если они соответствуют условиям муниципального контракта, действующим нормативным документам, при приемке выполненных работ проверять их объем и качество на соответствие требованиям, установленным муниципальным контрактом, в случае выявления дефектов на Объекте, возникших в течение гарантийного срока, направить генеральному подрядчику письменное извещение о выявленных дефектах, а также правомочия осуществлять контроль за ходом выполнения работ, соблюдением сроков их выполнения, а также качеством работ, производить любые измерения, испытания, отборы образцов для контроля качества работ, материалов и конструкций, давать обязательные для генерального подрядчика предписания при обнаружении отступлений от муниципального контракта, не подписывать акт выполненных работ до момента устранения выявленных заказчиком нарушений, в случае установления при приемке работ несоответствия качества их выполнения. Отказаться от приемки результата работ в случаях, предусмотренных муниципальным контрактом, законодательством Российской Федерации, в том числе в случае обнаружения неустранимых недостатков, отказаться от приемки работ к оплате, в том числе, если их объем, стоимость или качество не подтверждается, привлечь сторонние организации к осуществлению строительного контроля, авторского надзора, в том числе с передачей функций и полномочий заказчика.
В соответствии с пунктами 3.5, 3.6, 6.1, 6.2, 6.5, 7.3 муниципального контракта приемка выполненных по муниципальному контракту работ оформляется актом приемки выполненных работ по форме КС-2, а также справкой о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3. Генеральный подрядчик представляет заказчику акты приемки выполненных работ по форме КС-2 на бумажных носителях с отметкой о проверке выполненных объемов работ представителем заказчика, сертификаты соответствия на использованные строительные материалы, паспорта и документы на установленное и монтируемое оборудование, журнал учета выполненных работ (Форма КС-6а), справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 с указанием стоимостных показателей строительномонтажных работ, оборудования и прочих затрат, общий журнал учета выполненных работ по форме КС-6, документ, подтверждающий обеспечение гарантийных обязательств. Приемка законченного Объекта осуществляется приемочной комиссией, создаваемой заказчиком. Если в период гарантии Объекта обнаружатся дефекты, то генеральный подрядчик обязан их устранить за свой счет и в согласованные в установленном порядке сроки. Основанием для оплаты работ, выполненных по муниципальному контракту, являются оформленные в установленном порядке акт о приемке выполненных работ по форме КС-2, справка о стоимости выполненных работ по форме КС-3, а также счета-фактуры (счета на оплату). Денежные средства оплачиваются заказчиком в течение 30 дней со дня подписания акта о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3. Оплата осуществляется исходя из фактически выполненного генеральным подрядчиком и принятого заказчиком объема работ.
Разделами 8, 10 муниципального контракта предусмотрена возможность применения штрафных санкций к ООО «А» и одностороннего отказа администрации ГП «,,,» от исполнения контракта в случае неисполнения, либо ненадлежащего исполнения генеральным подрядчиком работ, предусмотренных муниципальным контрактом.
В соответствии с дополнительным соглашением к муниципальному контракту от *** № срок исполнения указанного контракта продлен до ***.
*** ООО «А» и индивидуальный предприниматель КДН (далее - ИП КДН) заключили договор субподряда №, согласно которому ИП КДН обязался выполнить комплекс работ по благоустройству исторического центра ,,, для нужд администрации ГП «,,,» в рамках муниципального контракта от *** № в соответствии с рабочей документацией.
В соответствии с пунктом 1.3 договора субподряда от *** № интересы ИП КДН по указанному договору представляет ДМА
Фактически ИГ1 КДН принял на себя обязательства по выполнению основного объема работ, предусмотренных муниципальным контрактом от *** №, однако в период с *** до *** ИП КДН в ходе исполнения муниципального контракта не выполнил и выполнил ненадлежащим образом работы по муниципальному контракту.
Несмотря на это, в период с *** по *** ИП КДН и ДМА направили в администрацию ГП «,,,» подписанные директором ООО «А» акт о приемке выполненных работ от *** № о выполнении работ на сумму 18 920 515 рублей, акт о приемке выполненных работ от *** № о выполнении работ на сумму 2 581 195 рублей, содержащие ложные сведения о надлежащем выполнении генеральным подрядчиком – ООО «А» и субподрядчиком - ИП КДН работ, предусмотренных муниципальным контрактом, в том числе работ по: устройству асфальтобетонных проездов; устройству тротуаров покрытием из тротуарной плитки на плошали 4641,04 м2; устройству 34 метров водоотводных лотков; обустройству двух спортивных площадок площадью 807 м2 и 722 м2 соответственно с покрытием из нетканого геотекстиля; ремонту асфальтобетонного покрытия на площади 4342 м2; устройству малых архитектурных форм «блок выставочных стендов», «бетонные скамейки», «лавка с урной», «лавки качели», «площадки», «грайндбокс классический»; устройству арт-объекта «Драга».
Представленные акты и справки являлись в соответствии с пунктами 3.5 и 6.1 муниципального контракта официальными документами, подтверждающими факт выполнения генеральным подрядчиком и субподрядчиком работ, предусмотренных муниципальным контрактом, а также основанием для оплаты выполненных работ.
В период с *** по ***, в рабочее время Пантелеев А.В., исполняющий обязанности заместителя руководителя администрации ГП «,,,» по жилищно-коммунальным вопросам и строительству, находясь на своем рабочем месте в администрации ГП «,,,», расположенной по адресу: ,,,, являясь должностным лицом, имея реальную возможность для надлежащего исполнения своих обязанностей по службе и должностных обязанностей, и недопущения в связи с этим существенно вредных последствий, ненадлежаще исполнил свои обязанности по службе и должностные обязанности, предусмотренные вышеуказанными нормами федерального, регионального и муниципального законодательства, а именно вследствие ненадлежащего и небрежного отношения к службе, и, не предвидя возможности наступления общественно опасных последствий в виде нарушения прав и законных интересов граждан и причинения значительного материального ущерба бюджету, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия, ненадлежаще исполнил свои обязанности по службе и должностные обязанности, предусмотренные пунктами 2.2, 2.3, 3.20, 3.26 должностной инструкции по курированию вопросов строительства ГП «,,,», курированию вопросов жилищно-коммунального хозяйства и строительства ГП «,,,», осуществлению контроля непосредственно за выполнением работ по капитальному строительству и реконструкции производственных объектов, слежению за выполнением проектными и строительными организациями договорных обязательств, применению в необходимых случаях санкций, предусмотренных договорами, не обеспечил надлежащий контроль за строительством Объекта, не установил, что подрядчики ООО «А» и ИП КДН в нарушение условий муниципального контракта не выполнили и ненадлежащим образом выполнили работы, перечисленные в актах о приемке выполненных работ № от *** и № от ***, не исследовал соответствие фактически выполненных работ представленным актам, не обратился к подрядчикам о необходимости выполнения указанных в актах работ в полном объеме, не применил санкции, предусмотренные муниципальным контрактом, а также в соответствии с пунктом 4.5 должностной инструкции осуществил приемку якобы выполненных и ненадлежащим образом выполненных ООО «А» и ИП КДН работ, а именно утвердил личной подписью со стороны заказчика акт о приемке выполненных работ от *** №, акт о приемке выполненных работ от *** №, содержащие заведомо ложные сведения, представленные ИП КДН и ДМА
В результате подписания указанных фиктивных документов, устанавливающих юридически значимый факт исполнения ООО «А» и ИП КДН обязательств по муниципальному контракту, возникли правовые последствия в виде обязанности заказчика оплатить принятые работы подрядчику в течение 30 дней с момента подписания указанных документов.
*** на основании указанных фиктивных актов о приемке выполненных работ, подписанных Пантелеевым А.В., содержащих недостоверные сведения об исполнении ООО «А» и ИП КДН условий муниципального контракта, и справки о стоимости работ и затрат по форме КС-3, подписанной исполняющим обязанности главы ГП «,,,» ЧСИ, платежными поручениями № от *** на сумму 18 920 515 рублей, № от *** на сумму 2 581 195 рублей с расчетного счета администрации ГП «,,,» №, открытого в управлении Федерального казначейства по ,,,, по адресу: ,,, на расчетный счет ООО «А» №, открытый в Читинском отделении № ПАО «Сбербанк России» по адресу: ,,, перечислены денежные средства в общей сумме 21 501 710 рублей.
Невыполнение ИП КДН работ по устройству асфальтобетонных проездов, устройству водоотводных лотков; обустройству двух спортивных площадок площадью 807 м2 и 722 м2 соответственно с покрытием из нетканого геотекстиля; ремонту асфальтобетонного покрытия на площади 4342 м2; устройству малых архитектурных форм «блок выставочных стендов», «бетонные скамейки», «лавка с урной», «лавки качели», «площадки», «грайндбокс классический»; устройству арт-объекта «Драга» привело к уменьшению стоимости работ, предусмотренных муниципальным контрактом на 5 308 683,47 рублей.
Ненадлежащее исполнение Пантелеевым А.В. своих должностных обязанностей вследствие недобросовестного и небрежного отношения к службе в виде не обеспечения надлежащего контроля за строительством Объекта, не установления фактов невыполнения и выполнения ненадлежащим образом работ, перечисленных в актах о приемке работ № от *** и № от ***, не исследования соответствия фактически выполненных работ представленным актам, не обращения к подрядчикам о необходимости выполнения указанных в актах работ в полном объеме, не применения санкций, предусмотренных муниципальным контрактом, а также подписания акта о приемке выполненных работ от *** № о выполнении работ на сумму 18 920 515 рублей, акта о приемке выполненных работ от *** № о выполнении работ на сумму 2 581 195 рублей повлекло за собой существенное нарушение прав и законных интересов граждан - жителей ,,, края на создание условий для досуга и массового отдыха, благоустройство территории ГП «,,,», обустройство мест массового отдыха населения, прав и законных интересов организации - администрации ГП «,,,» в виде причинения значительного материального ущерба в сумме 5 308 683,47 рублей, охраняемых законом интересов общества и государства в виде нарушения нормальной деятельности государства по охране, сохранению и популяризации объекта культурного наследия, дискредитировали деятельность администрации ГП «Нерчинское», подорвали авторитет органов муниципальной власти в целом.
Действия Пантелеева А.В. квалифицированы по ч.1 ст. 293 УК РФ, как халатность, то есть ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного и небрежного отношения к службе, обязанностей по должности, если это повлекло причинение крупного ущерба, существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций, охраняемых законом интересов общества и государства.
По данному делу назначено предварительное слушание, поскольку имеются основания для прекращения уголовного дела.
В суд уголовное дело поступило ***.
В предварительном слушании защитник Тимаков М.А. и обвиняемый Пантелеев А.В. заявили ходатайство о прекращении уголовного дела в связи с истечением сроков давности уголовного преследования. При этом Пантелеев А.В. пояснил, он осознает, что прекращение уголовного дела по указанному основанию не является реабилитирующим.
Представитель потерпевшего СРВ оставил решение вопроса по ходатайству защитника, обвиняемого на усмотрение суда.
Прокурор не возражал против прекращения уголовного дела по данному основанию.
Согласно п. 4 ч.1 ст. 236 УПК РФ судья по результатам предварительного слушания принимает одно из решений, в том числе о прекращении уголовного дела.
В соответствии с п. «а» ч.1 ст.78 УК РФ, лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления небольшой тяжести истекло два года.
Согласно ч.1 ст.24 УПК РФ, возбужденное уголовное дело подлежит прекращению, в случае истечения сроков давности уголовного преследования.
Принимая во внимание, что преступление, инкриминируемое Пантелееву А.В., предусмотренное ч.1 ст.293 УК РФ, согласно ст.15 УК РФ относится к категории преступлений небольшой тяжести, с момента совершения преступления истекло более двух лет, суд полагает необходимым уголовное дело в отношении Пантелеева А.В. прекратить.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24, п.4 ч.1 ст.236, ст. 254 УПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить уголовное дело № в отношении Пантелеев А.В., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.293 УК РФ, на основании п.3 ч.1 ст.24 УПК РФ в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по уголовным делам Забайкальского краевого суда в течение 15 суток со дня вынесения, через Нерчинский районный суд ,,,.
Судья С.А. Пискарева