? к делу № 2-341/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 марта 2024 года г. Адыгейск
Теучежский районный суд Республики Адыгея в составе
председательствующего судьи Берзегова Б.В.,
при секретаре Шеуджен А.А.,
с участием старшего помощника Теучежского межрайонного прокурора Кибиткиной И.В.,
представителя ответчика - администрации МО «<адрес>» - Джанхот И.Ю. по доверенности,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Теучежского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, общества и государства к администрации МО «<адрес>» и Тугуз ФИО6 о признании договора аренды земельного участка недействительным, расторжении договора, применении последствий недействительности сделки и исключении записи из ЕГРН,
УСТАНОВИЛ:
Теучежский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, общества и государства к администрации МО «<адрес>» и Тугуз ФИО7 о признании договора аренды земельного участка недействительным, расторжении договора, применении последствий недействительности сделки и исключении записи из ЕГРН.
Заявленные требования мотивированы тем, что Теучежской межрайонной прокуратурой проанализировано соблюдение требований земельного законодательства при распоряжении земельными участками, по результатам установлено следующее.
ДД.ММ.ГГГГ. между администрацией МО «<адрес>» и Тугуз К.А. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером № из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных» площадью 37489 кв.м. Основанием предоставления земельного участка послужило заявление Тугуз К.А. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка для сенокошения и выпаса скота, распоряжение администрации МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в аренду земельного участка» на основании пп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ (без торгов).
Договор заключен на 3 года, предоставлен без проведения торгов на основании пп. 19 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ.
Установлено, что данный договор аренды земельного участка заключен с нарушением требований законодательства, в связи с чем является недействительным и подлежит расторжению.
Фактически согласно п.1.1. Договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ. Тугуз К.А.. без проведения соответствующих торгов предоставлен полевой земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 37489 кв.м., для сенокошения и выпаса скота с превышением установленных предельных размеров.
Согласно требованиям ст.166, 167, 168, 422 ГК РФ, п.п. 15, 19 п. 2 ст. 39.6, ч. 1 ст. 39.18 ЗК РФ, Федерального закона № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», Закона Республики Адыгея № «О максимальном размере общей площади земельных участков личного подсобного хозяйства» земельный участок Тугуз К.А. предоставлен с нарушением положений земельного законодательства, поскольку превышает потребность для ведения личного подсобного хозяйства (сенокошения, а также выпаса сельскохозяйственных животных), посягает на публичные интересы в сфере оборота земельных участков, относящихся к государственной и муниципальной собственности.
В соответствии с действующим законодательством установлен лимит площади земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые могут быть предоставлены гражданам для ведения личного подсобного хозяйства для личных нужд, в том числе выпаса сельскохозяйственных животных и сенокоса, который составляет 2,5 га.
Кроме того, предоставление земельного участка без проведения торгов негативно влияет на конкуренцию на рынке земель сельскохозяйственного назначения, поскольку другие хозяйствующие субъекты, которые имели бы намерение получить в аренду земельные участки были лишены такой возможности. Действия администрации МО «<адрес>» привели к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что является недопустимым в соответствии с требованиями п.2 ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите конкуренции».
Просит признать недействительным договор аренды земельного участка с кадастровым номером № из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных» площадью 37489 кв.м. от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между администрацией МО «<адрес>» и Тугуз К.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Расторгнуть договор аренды и применить последствия недействительности сделки и вернуть стороны в первоначальное состояние путем возвращения Тугуз К.А. суммы арендной платы за земельный участок пропорционально времени фактического пользования им, а муниципальному образованию в лице администрации МО «<адрес>» в распоряжение земельного участка с кадастровым номером № из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных», площадью 37489 кв.м.
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об обременении земельного участка с кадастровым номером № правом аренды на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ., заключенного с Тугуз К.А.
В судебном заседании старший помощник Теучежского межрайонного прокурора Кибиткина И.В. поддержала заявленные исковые требования и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации МО «<адрес>» Джанхот И.Ю. в судебном заседании полагался на усмотрение суда.
Ответчик Тугуз К.А., надлежаще извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела в суд не явился, уважительность неявки суду не сообщил, не просил об отложении судебного заседания, возражений на иск не предоставил. Кроме того, информация о судебном заседании опубликована на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Руководствуясь правилами ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело при данной явке.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы дела, суд считает исковое заявление подлежащим удовлетворению, ввиду следующего.
Согласно п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела Теучежской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства администрацией муниципального образования «<адрес>», по результатам которой установлено следующее.
Между администрацией муниципального образования и Тугуз К.А. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером № из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных» площадью 37489 кв.м., сроком на 3 года.
Земельный участок предоставлен Тугуз К.А. на основании его заявления от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжения администрации МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в аренду земельного участка».
Договор между сторонами заключен без проведения торгов на основании п.п.19 п.2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, предусматривающий предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Однако данный договор аренды земельного участка противоречит действующему законодательству.
В соответствии с п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, животноводство, садоводство или огородничество для собственных нужд.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О личном подсобном хозяйстве» личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
Согласно требованиям ч. 1 ст. 4 Закона о личном подсобном хозяйстве для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о личном подсобном хозяйстве, максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз.
Согласно ст. 5 (1) Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ N 86 «О регулировании земельных отношений», регулирующим земельные отношения на территории Республики Адыгея, максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 2,5 гектара.
В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.
Согласно требованиям ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Таким образом, в качестве исключения из общего правила о предоставлении земельных участков по результатам аукциона, предусмотрена возможность предоставления в аренду земельных участков без проведения торгов гражданам (в данном случае пп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ) для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельных участков, расположенных за границами населенного пункта, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, то есть, не в целях осуществления предпринимательской деятельности, а в целях обеспечения личных потребностей граждан, ведения ими личного подсобного хозяйства.
Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты>, вид разрешенного использования сенокошение (1.19) и выпас сельскохозяйственных животных (1.20), являются видами сельскохозяйственного использования земельных участков.
Из изложенного следует, что сенокошение и выпас сельскохозяйственных животных это один из этапов ведения гражданами личного подсобного хозяйства на земельных участках, для которых законом установлен особый способ предоставления, а также установлены и предельные размеры таких участков.
Согласно требованиям ст.166, 167, 168, 422 ГК РФ, п.п. 15, 19 п. 2 ст. 39.6, ч. 1 ст. 39.18 ЗК РФ, Федерального закона № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», Закона Республики Адыгея № «О максимальном размере общей площади земельных участков личного подсобного хозяйства» земельный участок, площадью 37489 кв.м., Тугуз К.А. предоставлен с нарушением положений земельного законодательства, поскольку предоставлен без проведения торгов и превышением потребности для ведения личного подсобного хозяйства (сенокошения, а также выпаса сельскохозяйственных животных), посягает на публичные интересы в сфере оборота земельных участков, относящихся к государственной и муниципальной собственности.
В соответствии с действующим законодательством установлен лимит площади земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые могут быть предоставлены гражданам для ведения личного подсобного хозяйства для личных нужд, в том числе выпаса сельскохозяйственных животных и сенокоса, который составляет 2,5 га.
Кроме того, предоставление земельного участка без проведения торгов негативно влияет на конкуренцию на рынке земель сельскохозяйственного назначения, поскольку другие хозяйствующие субъекты, которые имели бы намерение получить в аренду земельные участки были лишены такой возможности.
Действия администрации МО «<адрес>» привели к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что является недопустимым в соответствии с требованиями п.2 ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите конкуренции».
Указанные действия препятствуют развитию добросовестной конкуренции, поскольку лишают потенциальных участников торгов, занимающихся аналогичным видом деятельности, возможности на получение земельных участков и возможности воспользоваться своим правом, предусмотренным ч.1 ст.34 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, запрещенной законом экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Непроведение конкурентных процедур при наличии иных лиц заинтересованных в приобретении прав на указанный земельный участок создает для неопределенного круга хозяйствующих субъектов необоснованные препятствия в осуществлении деятельности, так как хозяйствующие субъекты, осуществляющие аналогичную деятельность, не имеют возможности принять участие в конкурентных процедурах.
Предоставление указанного земельного участка противоречит нормам закона, свободное толкование условий предоставления земельного участка в обход установленной процедуры может способствовать незаконному выбытию земли из государственного владения или использованию такого земельного участка способами, нарушающими закон, в связи с чем, с целью осуществления контроля за сохранностью земельных участков, переданных в аренду, в соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ, предоставляет право прокурору обратиться с иском в суд.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Теучежского межрайонного прокурора - удовлетворить.
Признать недействительным договор аренды земельного участка с кадастровым номером № из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных», площадью 37489 кв.м. от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между администрацией МО «<адрес>» и Тугуз ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Расторгнуть договор аренды и применить последствия недействительности сделки и вернуть стороны в первоначальное состояние путем возвращения Тугуз ФИО9 суммы арендной платы за земельный участок пропорционально времени фактического пользования им, а муниципальному образованию в лице администрации МО «<адрес>» в распоряжение земельного участка с кадастровым номером № из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных», площадью 37489 кв.м.
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об обременении земельного участка с кадастровым номером № правом аренды на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ., заключенного с Тугуз ФИО10.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Адыгея через Теучежский районный суд РА в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий