дело №
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
10 апреля 2023 года
Балашихинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Дошина П.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству социального развития <адрес> о признании права на получение субсидии по оплате жилого помещения по месту фактического проживания,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с настоящим иском, просит суд признать за ФИО1, право на предоставление мер социальной поддержки по месту фактического проживания по адресу: М.О. <адрес>, мкр.Кучино <адрес> кев.275 с учетом членов его семьи, согласно по категории «Граждане, расходы которых на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи» в виде субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Обязать Министерство социального развития <адрес> выплачивать ФИО1 субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг по адресу: М.О. <адрес>, мкр.Кучино <адрес> кев.275, с учетом членов его семьи, по категории «Граждане, расходы которых на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи».
В судебное заседание истец не явился, извещен.
Представитель ответчика Министерства социального развития <адрес> в судебное заседание не явился, ранее представил письменные возражения, просил в иске отказать.
Третье лицо ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО1 и ФИО2 состоят в браке, что подтверждается свидетельством.
От брака имеют троих детей - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельствами о рождении.
Семья имеет статус многодетной семьи (удостоверение многодетной семьи №), что дает право на получение мер социальной поддержки.
ФИО7 проходит военную службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в войсковой части Росгвардии, дислоцированной по адресу: <адрес>, мкр.Никольско-Архангельский, ш.Энтузиастов, вл.2/4.
На основании ч. 3 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О статусе военнослужащих», все члены семьи истца зарегистрированы по месту дислокации воинской части, где жилых помещений не имеется.
Истцу и членам его семьи в пользование предоставлено жилое помещение на основании Договора найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: 143982, <адрес>, г.о. Балашиха, мкрн. Кучино, <адрес>, однако зарегистрироваться в указанном жилом помещении истец с семьей не может.
ДД.ММ.ГГГГ Истец обратился в Окружное управление социального развития № Министерства социального развития <адрес> (далее - Управление) с заявлением о назначении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг по категории «Граждане, расходы которых па оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов гражданпа оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи» по месту временного пребывания по адресу <адрес>, мкр Кучипо, <адрес>.
Из документов, полученных в порядке межведомственного взаимодействияследовало, что Истец зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, мкр. Никольско-Архангельский, ш. Энтузиастов, вл. 2/4, а проживает по адресу <адрес>, мкр. Кучипо, <адрес>, на основании договора найма специализированного жилого помещения.
05.12.2022 года решением № Министерства социального развития <адрес> в лице Управления социальной защиты населения по г.о. Балашиха отказано в предоставлении Субсидии па оплату жилого помещения и коммунальных услуг по месту фактического проживания.
В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Статьей 2 названного Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 установлено, что местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Субсидии па оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляютсягражданам в соответствии со ст. 159 Жилищным кодексом Российской Федерации,Правилами предоставления субсидий, утвержденными постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» -(далее Правила) и Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 857 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении методических рекомендаций по применению правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №» (далее - методические рекомендации).
В соответствии с частью I пункта 2 Правил, субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевымдоходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Согласно части 2 статьи 159 ЖК РФ и пункта 3 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», право на субсидии имеют: а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; б) наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; в) члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).
В соответствии с п. 12 Методических рекомендаций пользователем жилогопомещения в государственном или муниципальном жилищном фонде рекомендуется признавать лицо, пользующееся указанным жилым помещением в качестве 12.1 нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или договору найма специализированного жилого помещения (в том числе служебного жилого помещения, жилого помещения в общежитии, жилого помещения маневренного фонда, жилого помещения в доме системы социального обслуживания населения, жилого помещения фонда вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами) или лица изсостава его семьи; Согласно п. 44 Методических рекомендаций, к документам, подтверждающим законные основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором оп зарегистрирован по месту жительства, рекомендуется относить один из следующих документов 44.1 для пользователя жилого помещения государственного и муниципальногожилищного фонда: а) договор социального найма жилого помещения; б) договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, в) договор найма жилого помещения; г) договор найма специализированного жилого помещения (в том числе служебногожилого помещения, жилого помещения в общежитии, жилого помещения маневренного фонда, жилого помещения в доме системы социального обслуживания населения, жилого помещения фонда вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами), д) договор безвозмездного пользования жилым помещением дня социальной зашиты отдельных категорий граждан; е) судебное решение, установившее жилищные права и обязанности на условиях,указанных в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта.
Одним из условий предоставления субсидии является наличие регистрационного учета (регистрации) по месту постоянного жительства в жилом помещении, для оплаты которого заявитель обращается за субсидией.
Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П разъяснил, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ.
Таким образом, закон связывает возникновение права на льготы не с режимом регистрации, который носит учетный характер и не является основанием для возникновения, изменения или прекращения права на льготы.
Согласно части 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации забота о детях, их воспитание является не только правом, но и обязанностью родителей. Каждый имеет право на жилище, которого не может быть лишен произвольно (часть 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства детей до 14 лет признается место жительства их родителей, каких-либо ограничений не устанавливается.
Судом установлено, что адрес <адрес>, мкр.Никольско-Архангельский, ш.Энтузиастов, вл.2/4, по которому зарегистрирован истец и члены его семьи, является адресом дислокации войсковой части Дивизии оперативного назначения им. Дзержинского и является служебным государственным учреждением Федеральной службы войск Национальной Гвардии Российской Федерации. Военнослужащие и члены их семей по указанному адресу не проживают, финансово-лицевые счета не открываются, оплата за проживание не производится.
Таким образом, с учетом положений приведенного федерального законодательства, а также принимая во внимание, что ФИО1 военнослужащий с ФИО8 и их дети фактически проживали на момент обращений к ответчику по адресу: 143982, <адрес>, г.о. Балашиха, мкрн. Кучино, <адрес> на основании заключенного в установленном законом порядке договоров найма служебного помещения, они не могут быть лишены предоставленного им права на получение субсидии только по причине отсутствия регистрации по месту фактического проживания.
Судом также учитывается, что подобными мерами социальной поддержки по адресу: 143982, <адрес>, г.о. Балашиха, мкрн. Кучино, <адрес>, ни истец, ни члены его семьи не пользуются, с заявлением о предоставлении компенсации истец обратился ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца по изложенным выше основаниям.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о незаконности отказа Министерства социального развития <адрес> об отказе в предоставлении субсидии.
Предоставление компенсации подлежит выплате с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку это носит заявительный характер по п.19 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № и п.20 Постановление Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ N 299/12 "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в <адрес>" « …Компенсация назначается с месяца наступления права на ее назначение, но не более чем за два месяца до подачи Заявления.»
Таким образом, иск подлежит удовлетворению с обязании предоставления субсидии с 01.11.2022г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Признать за ФИО1, право на предоставление мер социальной поддержки по месту фактического проживания по адресу: М.О. <адрес>, мкр.Кучино <адрес> кев.275 с учетом членов его семьи, согласно по категории «Граждане, расходы которых на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи» в виде субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.
Обязать Министерство социального развития <адрес> выплачивать ФИО1 субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг по адресу: М.О. <адрес>, мкр.Кучино <адрес> кев.275, с учетом членов его семьи, по категории «Граждане, расходы которых на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи» с 01.11.2022г..
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в апелляционном порядке через Балашихинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья П.А. Дошин
КОПИЯ ВЕРНА
Решение не вступило в законную силу
Подлинник решения находится в материалах гражданского дела
в производстве Балашихинского городского суда
Судья
Секретарь