Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-174/2024 от 25.01.2024

№ № 12-174/2024

Р Е Ш Е Н И Е

21 февраля 2024 года                                             г.о. Химки <адрес>

Судья Химкинского городского суда <адрес> Нуждина М.Н., с участием защитника ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 на постановление заместителя начальника ФИО1 М.В. № 10005000-84/2023 от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, в отношении ФИО2,

УСТАНОВИЛ:

     Постановлением заместителя начальника ФИО1 М.В. № 10005000-84/2023 от <дата> ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.2 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1/2 суммы от суммы, явившегося предметом административного правонарушения в размере 468 824 руб. 50 коп., без конфискации предметов административного правонарушения.

Не согласившись с данным постановлением, ФИО2 обратилась в Химкинский городской суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, признав его незаконным. Также ею было подано ходатайство о восстановлении пропущенного срока.

ФИО2, в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, также ею представлено ходатайство о рассмотрении жалобы без ее участия.

Защитник ФИО4 в судебном заседании поддержал жалобу в полном объеме, представил письменные пояснения по делу. При таких обстоятельствах, жалоба рассмотрена без ее участия.

Выслушав защитника, изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 названной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3 КоАП РФ).

Согласно материалам дела копия постановления должностного лица направлена ФИО2 в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, и вручена адресату <дата> г. Жалоба направлена почтой <дата> г., таким образом, срок на подачу жалобы ФИО2 не пропущен.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 названного кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Ответственность по указанной норме КоАП РФ наступает за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть.

В силу статьи 9 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза в порядке и на условиях, которые установлены названным кодексом или в соответствии с названным кодексом (пункт 1). Товары, перемещаемые через таможенную границу Евразийского экономического союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с названным кодексом (пункт 2).

Порядок перемещения товаров для личного пользования через таможенную границу ЕАЭС физическими лицами регулируется главой 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), решением Совета Евразийской экономической комиссии от <дата> N 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования" (далее - решение N 107).

В соответствии с пунктом 3 статьи 256 ТК ЕАЭС товары для личного пользования могут перемещаться через таможенную границу ЕАЭС следующими способами:

1) в сопровождаемом или несопровождаемом багаже при следовании физического лица через таможенную границу ЕАЭС;

2) в международных почтовых отправлениях;

3) перевозчиком в адрес физического лица, не пересекавшего таможенную границу ЕАЭС, либо от физического лица, не пересекавшего таможенную границу ЕАЭС.

Пунктом 1 статьи 260 ТК ЕАЭС установлен перечень товаров и транспортных средств для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию.

В соответствии с п. 4 ст. 266 названного Кодекса с таможенной территории Евразийского экономического союза без уплаты таможенных пошлин вывозятся только товары для личного пользования.

Стоимостные, весовые и (или) количественные нормы, в пределах которых товары для личного пользования ввозятся на таможенную территорию Евразийского экономического союза без уплаты таможенных пошлин, налогов, в числе иного, установлены решением Совета Евразийской экономической комиссии от <дата> N 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования" (приложение N 1).

Из пунктов 1 и 2 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза следует, что товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 названного Кодекса. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено этим Кодексом.

Как следует из материалов дела <дата> в 19 час. 50 мин. гражданка РФ ФИО2, прибывшая международным рейсом SU 2131, сообщением Стамбул – Москва, терминала «С» международного аэропорта Шереметьево, при пересечении белой линии в специально обозначенном месте (зеленый коридор) предназначенном для перемещения товаров, через таможенную территорию Евразийского экономического союза с сопровождаемым багажом, товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию, остановлена, ведущим инспектором отдела специальных таможенных процедур № 2 таможенного поста Аэропорт Шереметьево «пассажирский» ФИО1 ФТС России ФИО5, для проведения таможенного досмотра.

В ходе таможенного досмотра помимо личных перемещаемых вещей, в добровольном порядке предъявила: наручные часы Bulgari арт. РО2241 SP 35s из металла белого цвета с вставками из прозрачных камней, кольцо из металла желтого цвета CARTIER 54JOR536Au 750, кольцо из металла белого цвета со вставками прозрачного цвета BULGARI BV6802, кольцо из металла белого цвета со вставками прозрачного цвета СARTIER 55 DCF246 AU 750, кольцо из металла белого цвета со вставками прозрачного цвета CARTIER ОВ 5267 C1, кольцо из металла розового цвета CARTIER 57 QCB243 Au 750, браслет из металла белого цвета со вставками прозрачного цвета CARTIER OB5267 С1, кольцо из металла розового цвета CARTIER 57 QCB243 Au 750, браслет из металла белого цвета MESSIKA Au 750 16969787, браслет CARTIER из металла желтого цвета со вставками прозрачного цвета 17 SJ4000*1ТО, браслет BULGARI из металла желтого цвета со вставками прозрачного цвета в виде змеи MZW7AA, браслет CARTIER из металла желтого цвета со вставками прозрачного цвета в виде гвоздя 17 HYL628, браслет CARTIER из металла белого цвета CDR 094835, браслет CARTIER из металла белого цвета со вставками прозрачного цвета DSM167 Au 750, браслет Van Cleef из металла белого цвета с серо-фиолетовыми вставками, серьги Van Cleef из металла белого цвета со вставками прозрачного цвета 263397, подвеска Van Cleef из металла белого цвета с серо-фиолетовым вставками, подвеска Van Cleef из металла белого цвета со вставками прозрачного цвета JA258168.

Декларирование какого-либо товара при пересечении таможенной границы Евразийского экономического союза ФИО2 не производилось.

Согласно заключению таможенного эксперта ЦЭКТУ ЭКС г.Москвы № 12411003/0000036 от <дата> рыночная стоимость товаров в РФ (АТД № 10005010/0301<адрес>) по состоянию на дату перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза составляет 1778344 руб

Товары, явившиеся предметом административного правонарушения, изъяты по протоколу изъятия вещей и документов от <дата> и помещены в КХВД ФИО1 по акту приема-передачи от <дата>.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).

Перечень категорий товаров, не относящихся к товарам для личного пользования, приведен в приложении N 6 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от <дата> N 107.

Товары, обнаруженные в ходе таможенного осмотра, отнесены инспектором к товарам для личного пользования.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом требований Таможенного кодекса, судам следует исходить из презумпции достоверности представленной информации, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе.

При назначении ФИО2 наказания, руководствуясь заключением таможенного эксперта от <дата>, должностное лицо не приняло во внимание, что заключение эксперта содержится в материалах дела в копии, подпись эксперта ФИО6 о предупреждении за дачу заведомо ложного заключения по ст. 19.26 КоАП РФ отсутствует, как и само заключение не подписано.

При этом, ссылка должностного лица в письме (л.д. 109-111 материала) на то, что заключение подписано экспертом посредством усиленной квалифицированной электронной почтой и нарушений не имеется, судья апелляционной инстанции считает не состоятельным, поскольку требования действующего законодательства при выполнением экспертом ст. 19.26 КоАП РФ не соблюдены.

При этом само заключение, надлежащим образом подписанное экспертом электронной подписью не представлено суду и отсутствует в материалах дела.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 13 июля 2010 года N 15-П признал неконституционными взаимосвязанные положения части 1 статьи 16.2 и части 2 статьи 27.11 КоАП Российской Федерации в той мере, в какой они в системе действовавшего правового регулирования позволяли для целей определения наличия состава административного правонарушения (недекларирование товаров) и исчисления размера административного штрафа использовать при оценке стоимости перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров, ввозимых физическими лицами для личных нужд, вместо таможенной стоимости этих товаров их рыночную стоимость на территории Российской Федерации и включать в стоимость товара ту ее часть, которая законом и подзаконными правовыми актами разрешена к ввозу без письменного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов.

В соответствии со статьей 27.11 КоАП Российской Федерации изъятые вещи подлежат оценке, в том числе в случае, если нормой об ответственности за административное правонарушение предусмотрено назначение наказания в виде административного штрафа, исчисляемого в величине, кратной стоимости изъятых вещей (часть 1); при этом стоимость изъятых вещей определяется на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены; в остальных случаях стоимость изъятых вещей, за исключением изъятых товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза, в отношении которых используется таможенная стоимость, определенная в соответствии с главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза, определяется на основании их рыночной стоимости (часть 2).

Кроме того, должностным лицом нарушен принцип непосредственного исследования доказательств, обеспечивающий вынесение законного решения по делу.

Как следует из материалов настоящего дела, при рассмотрении дела в отношении ФИО2 ФИО1 не были истребованы подлинники материалы КУСП ЛУ МВД России в аэропорту Шереметьево за № 1979 от <дата>, в том числе акт таможенного досмотра <№ обезличен>/Ф013797; объяснения ФИО2 акт отбора проб и (или) образцов товара; решение таможенного органа о назначении таможенной экспертизы от <дата>; акт приема-передачи; справка-расчет.

Таким образом, ввиду отсутствия подлинников указанных документов, предметов рассмотрения они не являлись.

Указанные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, являются существенными, поскольку не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении в отношении ФИО2, отсутствие в деле подлинника административного материала в полном объеме не позволяет должным образом достоверно установить наличие или отсутствие в действиях последней состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Таким образом, постановление заместителя начальника ФИО1 М.В. № 10005000-84/2023 от <дата> нельзя признать законным и обоснованным, и оно подлежит отмене.

Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в данном случае составляет два года.

Как усматривается из материалов дела, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, на момент рассмотрения настоящей жалобы истек.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности.

Исходя из положений части 1 статьи 4.5, пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленного срока давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого прекращено производство по делу, обсуждаться не может, так как это ухудшает положение этого лица.

Учитывая, что на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения ФИО2 к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истек, производство по делу в отношении нее подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Изъятые предметы административного правонарушения (акт приема-передачи от <дата>): часы наручные 1 пара и ювелирные изделия - 15 шт., находящиеся в ПЗТУ ООД СВХ подлежат выдачи законному владельцу после совершения таможенных операций в соответствии с действующим законодательством.

На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника ФИО1 М.В. № 10005000-84/2023 от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, в отношении ФИО2 – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, в отношении ФИО2 прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Товары, явившиеся предметом административного правонарушения, изъятые по протоколу изъятия вещей и документов от <дата> г., выдать законному владельцу после совершения таможенных операций в соответствии с действующим законодательством.

Настоящее решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии данного решения.

Судья                                                                                          М.Н.Нуждина

12-174/2024

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Арчакова Залина Рамзановна
Другие
Данилов Михаил Владимирович
Суд
Химкинский городской суд Московской области
Судья
Нуждина Мария Николаевна
Статьи

ст.16.2 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
himki--mo.sudrf.ru
26.01.2024Материалы переданы в производство судье
30.01.2024Истребованы материалы
12.02.2024Поступили истребованные материалы
21.02.2024Судебное заседание
01.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее