Судья: Пархоменко Г.Л. Дело № 77-383(212)/2022
РЕШЕНИЕ
17 мая 2022 года г. Омск
Судья Омского областного судаСтаростина Г.Г., при секретаре Груша А.В., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), в отношении главного юриста Акционерного общества «Нива» (далее – АО «Нива») Дункурса Романа Юрьевича по протесту Омского транспортного прокурора Козловского Д.В. на решение судьи Куйбышевского районного суда г. Омска от 29 марта 2022 года,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника Омской таможни от 23 декабря 2021 года №10610000-1276/2021 должностное лицо – главный юрист АО «Нива» Дункурс Р.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Омский транспортный прокурор Козловский Д.В. обратился с протестом на постановление в районный суд.
Решением судьи Куйбышевского районного суда г. Омска от 29 марта 2022 года указанное постановление оставлено без изменения, протест – без удовлетворения.
В протесте, поданном в Омский областной суд, Омский транспортный прокурор Козловский Д.В. просит постановление и решение отменить. Указывает, что таможенным органом и судом неверно определена дата совершения правонарушения, что повлекло привлечение виновного лица к административной ответственности за пределами срока давности. Вывод о длящемся характере правонарушения, в связи с чем дата его совершения установлена 2 ноября 2021 года, противоречит разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации. Вопреки позиции таможенного органа и суда, поскольку соответствующая статистическая форма должна быть представлена в срок не позднее 12 февраля 2020 года (т.е. к определенному сроку), невыполнение должностным лицом АО «Нива» предусмотренной нормативными правовыми актами обязанности к указанной дате свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Поскольку срок предоставления статистических форм является пресекательным, датой совершения главным юристом АО «Нива» Дункурс Р.Ю. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, является 13 февраля 2020 года. Таким образом, на момент рассмотрения 23 декабря 2021 года дела об административном правонарушении в отношении Дункурса Р.Ю. срок давности привлечения к административной ответственности истек.
В возражениях на протест представитель Омской таможни по доверенности Маилян Ш.А. просит оставить решения суда без изменения.
В судебном заседании старший помощник Омского транспортного прокурора Пугаев В.С. поддержал протест по изложенным в нем доводам. Считает, что представленная несвоевременно статистическая информация потеряла свою актуальность, в связи с чем правонарушение может быть признано малозначительным.
Дункурс Р.Ю. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Должностные лица Омской таможни Маилян Ш.А., Сарызина И.М., Семаль М.В. возражали против удовлетворения протеста. Считают, что совершенное административное правонарушение является длящимся; имеет место факт несвоевременного представления информации, а не непредставление статистической информации.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно статьи 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение № 4 к Договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами - членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными Решением Коллегии ЕЭК от 19 декабря 2016 года № 167 «О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза».
В соответствии со ст. 276 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 289-ФЗ) в функции таможенных органов Российской Федерации входит, в том числе ведение таможенной статистики внешней торговли, статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и специальной таможенной статистики.
Согласно ч. 1 ст. 278 Федерального закона № 289-ФЗ статистика взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и иных источниках информации.
В соответствии с ч. 2 ст. 278 Федерального закона № 289-ФЗ российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
Порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения ( на момент отгрузки товара АО «Нива» и возникновения обязанности по представлению статистической формы) установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 года № 1329 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза».
Согласно п. 5 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 года № 1329) российское лицо, определенное Федеральным законом № 289-ФЗ, обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.
Пунктом 7 Правил установлено, что статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Датой представления статистической формы считается дата отправки электронного документа (статистической формы) посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо дата отправки почтового отправления, либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган.
С 24 июля 2020 года вступило в силу и подлежит применению постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2020 года № 891 «О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. № 1329». Постановлением от 19 июня 2020 года № 891 утверждены новые Правила ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза (далее – Правила ведения статистики взаимной торговли).
Согласно пункту 9 Правил ведения статистики взаимной торговли статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 2 ноября 2021 года ООО «Нива» в Омскую таможню была представлена статистическая форма учета перемещения товаров (далее – статистическая форма) с системным номером ED20211102081913935 (регистрационный номер 10610000/021121/С492287), согласно которой из Российской Федерации на территорию Республики Казахстан вывезен товар (продавец – АО «Нива», покупатель – ТОО «АК Ниет»). 15 ноября 2021 года статистическая форма с системным номером ED20211102081913935 (регистрационный номер 10610000/021121/С492287) аннулирована в связи с выявленными ошибками в графе 10 «Документы» и взамен представлена статистическая форма с системным номером ED20211115125421044 (регистрационный номер 10610000/151121/С595520). В соответствии с графой 10 статистической формы товар отгружен АО «Нива» на основании контракта № 7 от 24 декабря 2019 года, счетов-фактур №3 от 9 января 2020 года, № 28 от 17 января 2020 года, № 29 от 17 января 2020 года, № 30 от 17 января 2020 года, товарных накладных №4 от 9 января 2020 года, № 24 от 17 января 2020 года, № 25 от 17 января 2020 года, № 26 от 17 января 2020 года, CMR б/н от 9 января 2020 года, от 17 января 2020 года.
Согласно сведениям, указанным АО «Нива» в статистической форме – отчетный период – январь 2020 года, дата заполнения документа – 2 ноября 2021 года.
Согласно товарным накладным № 4 от 9 января 2020 года, № 24 от 17 января 2020 года, № 25 от 17 января 2020 года, № 26 от 17 января 2020 года, CMR б/н от 9 января 2020 года, от 17 января 2020 года, товар отгружен в январе 2020 года.
Статистическая форма должна была быть представлена АО «Нива» не позднее 12 февраля 2020 года, вместе с тем статистическая форма была представлена в таможенный орган по прошествии указанной даты, а именно 2 ноября 2021 года, т.е. несвоевременно.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела: протоколом об административном правонарушении от 23 ноября 2021 года (л.д. 23-27); копией письма Дункурса Р.Ю. в адрес Омской таможни (л.д. 32); пояснением главного юриста АО «Нива» Дункурс Р.Ю.; статистической формой учета перемещения товаров с системным номером с ED20211102081913935 (л.д. 37); статистической формой с системным номером ED20211115125421044 (л.д. 38); копией контракта № 7 от 24 декабря 2019 года (л.д. 39-40); копией счета-фактуры от 9 января 2020 года (41); копией товарной накладной № 4 от 9 января 2020 года (л.д. 41 оборот); копией счета-фактуры от 17 января 2020 года (л.д. 42); копией товарной накладной № 24 от 17 января 2020 года (л.д. 42 оборот); копией счета-фактуры от 17 января 2020 года (л.д. 43); копией товарной накладной № 25 от 17 января 2020 года (л.д. 43 оборот); копией товарной накладной № 26 от 17 января 2020 года (л.д. 44 оборот); копией CMR б/н от 9 января 2020 года (л.д. 45); копией CMR б/н от 17 января 2020 года (л.д. 45 оборот, 46); копией приказа о назначении ответственного от 20 декабря 2020 (л.д. 55); копией должностной инструкции главного юриста (л.д. 56), иными доказательствами, оцененными в совокупности по правилам, предусмотренным ст. 26.11 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Рассматривая протест транспортного прокурора, судья районного суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, не связанный доводами протеста, на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов в полном объеме проверил законность и обоснованность вынесенного постановления, и пришел к правильному выводу об отсутствии оснований отмены постановления должностного лица таможни.
В протесте Омским транспортным прокурором оспаривается привлечение должностного лица Дункурса Д.Ю. к административной ответственности в связи с неверной оценкой фактических обстоятельств дела таможенным органом и судом при определении даты совершения правонарушения.
Доводы протеста о том, что совершенное Дункурсом Д.Ю. административное правонарушение не является длящимся, и, соответственно, годичный срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с 13 февраля 2020 года, являются несостоятельными и подлежат отклонению. Судьей районного суда сделан верный вывод о длящемся характере правонарушения, с учетом правовой позиции, изложенной в п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Кроме того, исходя из разъяснений, содержащихся в п. 14 названного постановления, длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
Таким образом, несвоевременное представление информации, начинается с момента соответствующего бездействия и оканчивается вследствие действий допустившего его лица, направленных к прекращению противоправного деяния, или наступления событий, препятствующих его совершению (например, выявление противоправного деяния).
Дункурс Р.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в несвоевременном представлении в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров.
Несвоевременное представление статистической формы учета за пределами установленного законом срока выражается в противоправных действиях заявителя по подаче таких статистических форм.
Правонарушение, начавшееся с момента бездействия, следует считать оконченным на дату представления статистической формы учета в таможенный орган.
Таким образом, административным органом и судом верно установлена дата совершения Дункурсом Р.Ю. правонарушения, выразившегося в несвоевременном представлении статистической формы учета, – дата фактического представления статистической формы учета 2 ноября 2021 года.
Срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, составляет один год.
Следовательно, постановление административного органа от 23 декабря 2021 года вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Административное наказание Дункурсу Р.Ю. назначено согласно санкции ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ в виде административного штрафа, который является минимальным.
Применительно к ст. 2.9 КоАП РФ, разъяснениям, содержащимся в п.21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», исходя из характера содеянного, конкретных обстоятельств данного дела, оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется.
Существенных нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену или изменение состоявшихся по делу актов, в ходе рассмотрения настоящего дела допущено не было.
Таким образом, протест подлежит отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░ ░░ 29 ░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░