Судья Прохоров А.Ю. |
№21-171/2022 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
09 июня 2022 г. |
г.Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Карлис-Вяртсиля» на постановление заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия, начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 17 января 2022 г. и решение судьи Пряжинского районного суда Республики Карелия от 05 апреля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 17 января 2022 г., оставленным без изменения в судебном порядке, ООО «Карлис-Вяртсиля» было подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 43 000 рублей за совершение противоправного деяния, предусмотренного ч.2 ст.8.25 КоАП РФ.
В поданной в вышестоящий суд жалобе генеральный директор ООО «Карлис-Вяртсиля» Шарапова М.Н. просит отменить акты субъектов административной юрисдикции, мотивируя свои доводы недопустимостью протокола об административном правонарушении ввиду несоответствия его требованиям, установленным ч.2 ст.28.2 КоАП РФ, нарушением порядка осмотра мест рубок и несоблюдением процедуры рассмотрения судьей районного суда жалобы привлекаемого к ответственности юридического лица в связи с отсутствием сведений о надлежащем извещении его законного представителя.
Заслушав объяснения представителя административного органа Карповой Ю.А., проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В ч.2 ст.8.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений.
Исходя из ч.3 ст.16 Лесного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент выявления вменяемого правонарушения), порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Согласно п.4 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 01.12.2020 №993, заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией.
В соответствии с п.38 Правил заготовки древесины при равномерно-постепенных рубках древостой одного класса возраста вырубается на лесосеке в несколько приемов путем равномерного разреживания с формированием в процессе рубки лесных насаждений из второго яруса и подроста предварительного или сопутствующего лесовосстановления.
Приказом Минприроды России от 27.06.2016 №367 утверждены виды лесосечных работ, порядок и последовательность их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядок осмотра лесосеки.
В соответствии с пп.1, 5 Приложения 1 к данному приказу юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины, лесосечные работы выполняются в соответствии с формой технологической карты согласно Приложению 2 настоящего приказа; технологическая карта лесосечных работ составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации. При выполнении лесосечных работ должны соблюдаться условия договора аренды лесного участка, проекта освоения лесов, лесной декларации, технологической карты лесосечных работ, требования лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения.
Из материалов настоящего дела следует, что в целях заготовки древесины между Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия (арендодателем) и ООО «Грин Лайн» (арендатором) 24 декабря 2014 г. был заключен договор аренды №163-з в отношении лесного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 49 330 га, расположенного в Святозерском, Кинелахтинском и Паннильском участковых лесничествах Пряжинского лесничества (в настоящее время - ГКУ РК «Пряжинское центральное лесничество»).
В дальнейшем на основании дополнительного соглашения от 18 апреля 2018 г., заключенного между Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия и ООО «Карлис-Вяртсиля», с учетом переуступки 23 марта 2018 г. права аренды лесного участка от ООО «Грин Лайн» к ООО «Карлис-Вяртсиля» перешли права и обязанности арендатора по упомянутому договору.
В период с 02 февраля 2020 г. по 01 февраля 2021 г. лесной участок, находящийся в квартале 26 выделе 39 делянке 10 Кинелахтинского участкового лесничества, использовался для заготовки древесины на основании лесной декларации от 22 января 2020 г. №14.
Согласно технологической карте лесосечных работ при проведении рубок лесных насаждений (выборочная рубка спелых и перестойных лесных насаждений, равномерно-постепенная с интенсивностью 29,8%) оставление единичных деревьев в качестве объектов биоразнообразия не предусмотрено, какие-либо изменения в данный документ и в материалы отвода лесосек к лесной декларации не вносились.
Исходя из ведомости материально-денежной оценки лесосеки к лесной декларации, на пасеке в рубку заявлены деревья породы ель в объеме 260 куб.м в количестве 352 шт., породы береза в объеме 191 куб.м в количестве 244 шт.
Также установлено, что в ходе проведенного 05 июля 2021 г. уполномоченными сотрудниками ГКУ РК «Пряжинское центральное лесничество» осмотра лесосеки выявлен факт несоблюдения ООО «Карлис-Вяртсиля» порядка проведения рубок лесных насаждений, выразившийся в оставлении в пасеках в нарушение лесной декларации и технологической карты лесосечных работ подлежащих рубке деревьев (недорубов) в виде отдельно стоящих деревьев в общем объеме 130,08 куб.м: породы ель в объеме 98,28 куб.м, породы береза в объеме 31,80 куб.
В связи с обнаружением нарушения порядка проведения рубок лесных насаждений постановлением должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 17 января 2022 г. ООО «Карлис-Вяртсиля» было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.8.25 КоАП РФ, которое по результатам судебного пересмотра оставлено без изменения.
При этом в вышестоящем суде установлено, что поступившая в адрес Пряжинского районного суда РК жалоба защитника ООО «Карлис-Вяртсиля» на постановление по делу об административном правонарушении разрешена 05 апреля 2022 г. в отсутствие защитника и законного представителя юридического лица Шараповой М.Н., которая категорично настаивает на отсутствие у нее информации относительно времени и месте рассмотрения судьей районного суда данного дела.
В силу положений чч.1, 3 ст.25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с чч.1, 3 ст.25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, в производстве которого находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.
Порядок пересмотра по жалобе лица постановления по делу об административном правонарушении, являющегося одной из стадий производства по такому делу, установлен главой 30 КоАП РФ.
Согласно пп.2, 4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении устанавливается явка законного представителя юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу; выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы.
Названные правовые нормы призваны обеспечить соблюдение процессуальных прав и гарантий привлекаемого к административной ответственности лица и при непредоставлении таковых дело об административном правонарушении не может быть признано всесторонне, полно и объективно рассмотренным.
В определении судьи о принятии жалобы к производству и назначении судебного заседания имеется правильное указание на необходимость извещения о времени и месте разбирательства законного представителя ООО «Карлис-Вяртсиля», однако исследование материалов дела показало, что меры к этому не принимались и ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие указанного лица не заявлялось.
При сложившейся ситуации на основании п.4 ч.1 ст.30.6 КоАП РФ рассмотрение дела должно было быть отложено с принятием всех требующихся действий по уведомлению юридического лица по надлежащему адресу, вместе с тем в нарушение приведенной правовой нормы жалоба разрешена по существу.
Таким образом, при пересмотре постановления по делу об административном правонарушении судьей не созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, повлекшее нарушение его права на защиту и участие в суде.
В связи с допущенным существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, решение судьи на основании п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ подлежит отмене, жалоба - возвращению на новое рассмотрение в Пряжинский районный суд РК.
При новом рассмотрении дела следует учесть вышеизложенное и принять по жалобе обоснованный акт в соответствии с требованиями КоАП РФ с обязательным уведомлением законного представителя ООО «Карлис-Вяртсиля».
Поскольку решение вышестоящего судьи указывает на необходимость устранения допущенного процессуального нарушения и не предопределяет выводы о виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, иные доводы жалобы генерального директора ООО «Карлис-Вяртсиля» проверке и оценке в настоящее время не подлежат.
Руководствуясь положениями п.4 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Пряжинского районного суда Республики Карелия от 05 апреля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Карлис-Вяртсиля» отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Пряжинский районный суд Республики Карелия.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, г.Санкт-Петербург, 190900). Судья Н.А.Колбасова |