К делу № 2-2322/2024
УИД: 23RS0047-01-2021-016240-94
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Краснодар 26 апреля 2024 года
Советский районный суд г. Краснодара в составе:
судьи Скрипка О.В.,
при секретаре Шуваровой Л.В.,
с участием представителя истца, Администрации МО г. Краснодар, по доверенности от 01.02.2024 года № 221/01, Дерявко Т.А.,
ответчика Донецкой Г.Я.,
представителя ответчика Рагимовой Р.А.
старшего помощника прокурора Карасунского округа г.Краснодара Лобашовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования г.Краснодар к Донецкой Г. Я., Донецкому В. В., Донецкому Д. В. об изъятии для муниципальных нужд недвижимого имущества, выселении, прекращении права собственности, признании права собственности, взыскании выкупной цены и снятии с регистрационного учета и встречному иску Донецкой Г. Я. к администрации муниципального образования г.Краснодар о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчикам. Просит изъять для муниципальных нужд жилое помещение - <адрес> площадью 12,5 кв.м по <адрес>, принадлежащую Донецкой Г.Я., долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, <адрес>, с кадастровым номером № площадью 1396 кв.м, на котором расположен многоквартирный дом, а также долю в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме; прекратить право собственности Донецкой Г.Я. на спорное имущество; признать право собственности за муниципальным образованием город Краснодар на спорное имущество; взыскать с администрации муниципального образования город Краснодар в пользу Донецкой Г.Я. возмещение за изымаемое для муниципальных нужд спорное имущество, в размере 400 000 рублей; выселить Донецкую Г.Я., Донецкого В.В., Донецкого Д.В. из жилого помещения - <адрес> в г. Краснодаре без предоставления другого жилого помещения.
В обосновании заявленных требований указали, что постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 19.12.2014 № 9586 «О дальнейшем использовании помещений многоквартирного дома по <адрес> литеры «А», «а», «а2», «под/а» в Карасунском внутригородском округе города Краснодара» многоквартирный дом по <адрес> литеры «А», «а», «а2», «под/а» в Карасунском внутригородском округе города Краснодара признан аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с муниципальной программой «Расселение аварийного фонда, расположенного на территории муниципального образования город Краснодар», утвержденной постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 20.10.2017 № 4779, и адресной программой Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2023 годы», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.04.2019 № 186, расселение аварийного многоквартирного дома по <адрес> литеры «А», «а», «а2», «под/а» в Карасунском внутригородском округе города Краснодара запланировано на 2021 год. Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 10.06.2021 № 2365 «Об изъятии для муниципальных нужд недвижимого имущества по <адрес>» изъят для муниципальных нужд земельный участок с кадастровым номером № площадью 1396 кв.м по <адрес> внутригородском округе города Краснодара и объекты недвижимого имущества, расположенные на нем. Собственником <адрес> является Донецкая Г.Я. Учитывая сложную экономическую ситуацию, наличие дефицита местного бюджета, в настоящее время администрация муниципального образования город Краснодар испытывает дефицит квартир муниципального жилищного фонда, необходимых для переселения граждан из аварийного жилья. На сегодняшний день в собственности муниципального образования город Краснодар отсутствуют благоустроенные жилые помещения, предназначенные для переселения граждан из аварийного жилья. Администрацией муниципального образования город Краснодар проведены мероприятия по определению выкупной стоимости земельного участка с № площадью 1396 кв.м по <адрес> внутригородском округе города Краснодара, а также объектов недвижимого имущества, расположенных на данном земельном участке. Согласно отчету ООО «Юг-Регион-Оценка» от 30.07.2021 № М-21-087 размер возмещения за спорное имущество, по состоянию на дату определения стоимости объекта оценки составляет 1 499 292 рублей. Вместе с тем согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости <адрес> принадлежит на праве собственности Донецкой Г.Я. на основании договора купли-продажи от 03.06.2015. Цена объекта по договору - 400 000 рублей. Право собственности на указанную комнату возникло после признания многоквартирного дома по <адрес> литеры «А», «а», «а2», «под/а» в Карасунском внутригородском округе города Краснодара аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем размер возмещения за данное жилое помещение не может превышать стоимость приобретения помещения. Донецкой Г.Я. 23.08.2021 вручены нарочно проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, а также копия выписки из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок по данному адресу. Донецкая Г.Я. выразила письменный отказ от заключения соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд. Поскольку соглашение между истцом и ответчиком во внесудебном порядке не достигнуто, администрация муниципального образования город Краснодар, исчерпав возможные варианты урегулирования данного спора, вынуждена обратиться с настоящим исковым заявлением в Советский районный суд города Краснодара. Также согласно справке из лицевого счета № от 19.11.2021, выданной ООО «ГУК-Краснодар», в <адрес> в г. Краснодаре зарегистрированы по месту жительства Донецкая Г.Я., ФИО11 В.В., ФИО11 Д.В. Дальнейшее проживание граждан в аварийном и подлежащему сносу доме угрожает их жизни и здоровью.
Донецкая Г.Я. обратилась в суд со встречным иском к администрации муниципального образования г.Краснодар о предоставлении жилого помещения взамен изымаемого.
В обосновании встречного иска указала, что постановлением администрации МО г.Краснодара от 19.12.2014 г, № 9586 «О дальнейшем использовании помещений многоквартирного дома по <адрес> литеры «А», «а», «а2», «под/а» в г. Краснодаре» многоквартирный дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты компенсации за изымаемое жилое помещение, либо предоставление другого благоустроенного помещения на праве собственности. Изъятие земельного участка под многоквартирным домом, признанным аварийным и подлежащим сносу, в котором расположено жилое помещение, принадлежащее на праве собственности, а также включение указанного дома в региональную адресную программу предполагает наличие у гражданина права выбора способа обеспечения его жилищных прав либо путем предоставления другого жилого помещения, либо путем равноценного возмещения. Кроме того, в ч.1.ст. 32 Жилищного кодекса РФ сказано, что предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. 14.01.2022г. Донецкая Г.Я. в адрес ответчика (истца по первоначальному иску) направила заявление о предоставлении ей в собственность жилого помещения равноценное изымаемому и не ухудшающее условия проживания. 31.01.2022г. в адрес Донецкой Г.Я. поступил ответ на Заявление от 13.01.2022г. от администрации МО г.Краснодар, согласно которому, она выразила письменный отказ от заключения соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд. Однако, Донецкая Г.Я. отказалась подписывать Соглашение о компенсации в связи с несогласием с размером компенсации за изымаемое жилое помещение, которая составляет 400 000 руб., поскольку данный размер компенсации не соответствует нормам жилищного законодательства. Считает, что администрация МО г.Краснодар уклоняется от заключения соглашения с Донецкой Г.Я. о предоставлении жилого помещения в собственность, взамен изымаемого. Тем самым нарушая нормы не жилищного законодательства РФ и конституционные права. Администрацией МО города Краснодар проведены мероприятия по определению выкупной стоимости спорного имущества, по состоянию на дату определения стоимости объекта оценки составляет 1 499 292 рубля. Вместе с тем, согласно сведениям ЕГРН <адрес>, принадлежит на праве собственности Донецкой Г.Я. на основании договора купли- продажи от 13.04.2015 г. Цена объекта по договору составляет 400 000 рублей. Исходя из этого, администрация МО г. Краснодар намерена компенсировать за изымаемое жилое помещение 400 000 руб.
Представитель истца (ответчика по встречному иску) в судебном заседании на удовлетворении первоначальных исковых требований настаивала, просила суд в удовлетворении встречных требований отказать.
Истец по встречному иску Донецкая Г.Я. и ее представитель Рагимова Р.А. в судебном заседании настаивали на удовлетворении встречных исковых требований. Пояснила, что жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. Так как дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан, то собственник имеет право на предоставление другого жилого помещения. Так же указала, что готова выплатить администрации МО г. Краснодара разницу между стоимостью предоставляемого жилого помещения и выкупной ценой изымаемого жилого помещения, так как готова взять денежные средства в кредит, имеет доходы, состоящие из пенсии в размере 15000 рублей.
Ответчик по первоначальному иску и третье лицо по встречному иску ФИО11 Д.В. в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без его участия. В заявлении просил удовлетворить встречные исковые требования в полном объеме.
Ответчик по первоначальному иску и третье лицо по встречному иску ФИО11 В.В. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в удовлетворении первоначального иска просит отказать, встречные исковые требования просит удовлетворить.
Представитель УМВД России по г.Краснодар в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела, об уважительности причины неявки суду не сообщено.
Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшей, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, Донецкая Г.Я. является собственником <адрес> площадью 12,5 кв.м. с кадастровым номером № по <адрес> внутригородском округе города Краснодара, что подтверждается записью о государственной регистрации права от 13.11.2019 №, а также договором купли-продажи от 03.06.2015г.
Также согласно справке из лицевого счета № от 19.11.2021, выданной ООО «ГУК-Краснодар», в жилом помещении - <адрес> внутригородском округе города Краснодара зарегистрированы по месту жительства Донецкая Г.Я., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО11 В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО11 Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 19.12.2014 № 9586 «О дальнейшем использовании помещений многоквартирного дома по <адрес> литеры «А», «а», «а2», «под/а» в Карасунском внутригородском округе города Краснодара» многоквартирный дом по <адрес> литеры «А», «а», «а2», «под/а» в Карасунском внутригородском округе <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с муниципальной программой «Расселение аварийного фонда, расположенного на территории муниципального образования город Краснодар», утвержденной постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 20.10.2017 № 4779, и адресной программой Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2023 годы», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.04.2019 № 186, расселение аварийного многоквартирного дома по <адрес> литеры «А», «а», «а2», «под/а» в Карасунском внутригородском округе города Краснодара запланировано на 2021 год.
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 10.06.2021 № 2365 «Об изъятии для муниципальных нужд недвижимого имущества по <адрес> внутригородском округе города Краснодара» изъят для муниципальных нужд земельный участок с кадастровым номером № площадью 1396 кв.м по <адрес> внутригородском округе города Краснодара и объекты недвижимого имущества, расположенные на нем.
В соответствии со ст. 279 ГК РФ, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок.
В силу ч.ч. 1, 5-7 статьи 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения в аварийном многоквартирном доме по общему правилу выплачивается возмещение в денежной форме за указанное жилое помещение на основании соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд.
Исходя из п. 1 ст. 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации, размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также -размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
В силу ч. 7 ст. 32 ЖК РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Согласно копия отчета от 30.07.2021 № М-21-087 «Об определении размера возмещения за изымаемый для муниципальных нужд земельный участок, с кадастровым номером №, площадью 1396 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, включая рыночную стоимость объектов недвижимого имущества», выполненного ООО «Юг-Регион-Оценка», исходя из которого размер возмещения за жилое помещение - <адрес> площадью 12,5 кв.м. с кадастровым номером № по <адрес> внутригородском округе города Краснодара и долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, <адрес>, с кадастровым номером № площадью 1 396 кв.м, по состоянию на дату определения стоимости объекта оценки составляет 1 499 292 рубля.
В материалах имеется копия заявления, в котором Донецкая Г.Я., ссылаясь на несогласие с суммой выплаты, отказалась от заключения с истцом соглашения.
По ходатайству ответчика определением от 07.09.2022 была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручалось ООО «Юг-Регион-Оценка».
По результатам заключения № от 28.11.2022, выполненного ООО «Юг-Регион-Оценка», размер возмещения за объект недвижимого имущества – жилое помещение <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 12,5 кв.м., расположенного по адресу: г.Краснодар, Карасунский внутригородской округ, <адрес>, включая долю в праве общей долевой собственности за изымаемый земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 396 кв.м. по адресу: г.Краснодар, Карасунский внутригородской округ, <адрес>, а также включая места общего пользования и размер убытков, понесенных собственниками в связи с переездом, составляет: 1 862 569 рублей.
Установлено, что Донецкая Г.Я. приобрела спорное жилое помещение(комнату) по адресу: <адрес> по договору купли-продажи – 03.06.2015 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Федеральным законом от 27.12.2019 № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» статья 32 ЖК РФ дополнена частью 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 названной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 данной статьи в отношении таких граждан не применяются.
Приведенная норма вступила в силу со дня официального опубликования указанного федерального закона, то есть с 28.12.2019.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», часть 1 статьи 6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Ввиду принципа прямого действия норм жилищного права во времени и отсутствия в указанном выше нормативном акте оговорки о его обратной силе, право на получение возмещения за изымаемое имущество должно реализовываться по правилам, установленным частью 7 статьи 32 ЖК РФ, без учета ограничений, установленных частью 8.2 статьи 32 ЖК РФ, поскольку, действуя добросовестно в условиях правовой определенности, Донецкая Г.Я., как собственник жилого помещения, вправе была рассчитывать на защиту своих прав с учетом действующего законодательства на момент приобретения квартиры -03.06.2015.
Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 279 ГК РФ решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 281 ГК РФ на земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством. В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных и муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащим правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которых подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению (пункт 2 статьи 281 ГК РФ).
Пункт 5 ст. 281 ГК РФ предусматривает, что принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения.
При возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (ФЗ № 135-ФЗ).
В соответствии со статьей 13 ФЗ № 135-Ф3 в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора или договора или впорядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.
Согласно части 2 статьи 3 ФЗ № 135-Ф3 под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величину цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, которая предусматривает требование о включении в выкупную стоимость рыночной стоимости жилого помещения, рыночной стоимости общего имущества в многоквартирном доме с учетом доли собственника в праве общей собственности на такое имущество, а также всех убытков, причиненных собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в ч. 6 указанной статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Включение в выкупную цену компенсации за не произведенный капитальный ремонт жилого дома прямо не предусмотрено ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, однако, такая компенсация указано в разъяснениях, содержащихся в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2014.
С учетом вышеизложенного принимаются во внимание результаты судебной экспертизы.
Оценивая заключение судебной экспертизы с иными доказательствами по делу, суд приходит к выводу о соответствии его положению ст. 86 ГПК РФ, является мотивированным, содержит подробное описание выполненных исследований, выводы обоснованны, даны подробные ответы на поставленные вопросы, эксперт предупреждался об уголовной ответственности.
Принимая во внимание, отсутствие доказательств, которые могут поставить под сомнение результаты судебной экспертизы, установленные по делу обстоятельства, положения приведенных ранее норм, суд приходит к выводу, что первоначальные исковые требования подлежат частичному удовлетворению, с учетом результатов судебной экспертизы.
Разрешая встречные исковые требования Донецкой Г.Я. о предоставлении в собственность жилого помещения взамен изымаемого и не ухудшающее условий проживания, суд исходит из следующего.
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 10.06.2021 № 2365 изъят для муниципальных нужд земельный участок с кадастровым номером № площадью 1396 кв.м по <адрес> внутригородском округе города Краснодара, а также объекты недвижимого имущества, расположенные на нем.
Донецкой Г.Я., являющейся собственником <адрес> общей площадью 12,5 кв.м по <адрес> внутригородском округе города Краснодара, что подтверждается записью о государственной регистрации права от 13.11.2019 №, направлен проект соглашения об изъятии недвижимости путем выкупа, однако, Донецкая Г.Я. 26.08.2021 выразила письменный отказ от его заключения.
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 20.10.2017 № 4779 утверждена муниципальная программа муниципального образования город Краснодар «Расселение аварийного фонда, расположенного на территории муниципального образования город Краснодар», которая включает перечень аварийных многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования город Краснодар, подлежащих расселению в период с 2018 по 2025 годы, в том числе расселяемых за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, краевого бюджета и местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар, в рамках исполнения этапа адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2023 годы», утверждённой постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.04.2019 № 186 «Об утверждении адресной программы Краснодарского края.
В соответствии с Муниципальной программой и Адресной программой Краснодарского края расселение аварийного многоквартирного дома по <адрес> литеры «А», «а», «а2», «под/a» в Карасунском внутригородском округе города Краснодара запланировано на 2021 год.
Согласно разделу 6 Адресной программы Краснодарского края достижение цели по переселению граждан из аварийного жилищного фонда реализуется посредством принятия решений и проведения мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно частям 1, 6, 7 статьи 32 ЖК РФ гражданам, являющимся собственниками жилых помещений в аварийных многоквартирных домах (далее также - граждане-собственники), выплачивается возмещение в денежном выражении за изымаемое жилое помещение в аварийном многоквартирном доме (далее также - выкуп жилого помещения).
Согласно части 8 статьи 32 ЖК РФ по соглашению с гражданином - собственником, за исключением случая, предусмотренного частью 8.2 статьи 32 ЖК РФ, ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения в аварийном многоквартирном доме другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Таким образом, способами переселения из аварийного жилищного фонда граждан - собственников являются выкуп жилого помещения или предоставление другого жилого помещения в собственность,
Также в соответствии с пунктом 9 раздела III Муниципальной программы мероприятия муниципальной программы реализуются путем выплаты размера возмещения за изымаемые помещения собственникам таких помещений, предоставления благоустроенных жилых помещений гражданам, занимающим жилые помещения в аварийных многоквартирных домах по договорам социального найма, в том числе жилых помещений свободного муниципального жилищного фонда, а также выплаты размера возмещения за изымаемые помещения собственникам таких помещений, по судебным решениям.
Согласно п. 3 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» переселение граждан из аварийного жилищного фонда предполагает принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32. 86. частями 2 и 3 статьи 88 ЖК РФ.
Статья 32 ЖК РФ содержит нормы по обеспечению жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд
При этом, часть 8 указанной статьи предусматривает, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Кроме того, согласно пункту «и» Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ» требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной пены изымаемого жилого помещения.
В случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам части 7 статьи 32 ЖК РФ с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения (часть 8 статьи 32 ЖК РФ). Если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.
Статьи 86 и 88 ЖК РФ регламентируют порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, и порядок предоставления жилого помещения в связи с проведением капитального ремонта или реконструкции дома, если такой ремонт или реконструкция не могут быть проведены без выселения нанимателя.
То есть указанные нормы предусматривают обеспечение прав граждан, занимающих по договору социального найма жилые помещения в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, либо капитальному ремонту и реконструкции, но не обязывают орган местного самоуправления предоставить в собственность граждан жилые помещение, взамен изымаемых.
Иных требований к переселению граждан из аварийного жилищного фонда статья 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» не содержит
Указанные нормы подтверждают, что предоставление другого жилого помещения переселяемым гражданам-собственникам это право, а не обязанность органа местного самоуправления.
Учитывая изложенное, нормы права не содержат требования к органу местного самоуправления об обязанности предоставления жилого помещения собственнику взамен изымаемого.
Муниципальная программа издана на основании Адресной программы Краснодарского края.
Адресной программой Краснодарского края не предусмотрено предоставление жилых помещений собственникам изымаемых объектов недвижимого имущества, расположенных на территории муниципального образования город Краснодар.
Вместе с тем, например, в других муниципальных образованиях Краснодарского края Адресной программой Краснодарского края предусмотрено предоставление иного жилья собственникам (город-курорт Сочи) (приложение № 2 к Адресной программе Краснодарского края).
В рамках реализации Адресной программы по этапу 2021 года расселено 55 жилых помещений многоквартирного дома по <адрес> литеры «А», «а», «а2», «под/a», в Карасунском внутригородском округе города Краснодара, общей площадью 835,69 кв.м, с выплатой возмещения собственникам изымаемых для муниципальных нужд объектов недвижимого имущества и предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма гражданам, занимающим жилые помещения в указанном многоквартирном доме, на условиях, предусмотренных договором социального найма.
Муниципальная программа и Адресная программа Краснодарского края являются действующими ненормативными правовыми актами, которые изданы в соответствии с законодательством Российской Федерации, в судебном порядке оспорены не были.
Согласно части 8 статьи 32 ЖК РФ по соглашению с гражданином - собственником ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения в аварийном многоквартирном доме другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
В случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации). Если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы менаду ними возлагается на собственника.
Учитывая, что спорным объектом недвижимого имущества является <адрес> обшей площадью 12.5 кв.м по <адрес> внутригородском округе города Краснодара, соответственно при согласии органа местного самоуправления, Донецкой Г.Я., как собственнику, должно быть предоставлено жилое помещение муниципального жилищного фонда - квартира, свободная от прав третьих лиц, равнозначная по площади жилого помещения, принадлежащего на праве собственности Донецкой Г Л.
Вместе с тем в настоящее время в собственности муниципального образования город Краснодар отсутствует жилое помещение муниципального жилищного фонда - квартира, свободная от прав третьих лип, равнозначная по плошали жилого помещения, принадлежащего на нраве собственности Донецкой Г.Я. (письмо управления по жилищным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар от 24.04.2024 № 5775/22)
В целях обеспечения жилищных прав граждан, занимающих по договорам социального найма жилые помещения в многоквартирных домах, признанных в установленном законодательством порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, расположенных на территории муниципального образования город Краснодар, издано Решение городской Думы Краснодара от 24.10.2019 № 85 п. 16 «О внесении изменений в решение городской Думы Краснодара от 24.05.2007 № 24 п. 24 «Об обеспечении жилищных прав граждан при реконструкции города Краснодара».
Пункт 1 Решения Думы устанавливает, что в случае необходимости осуществления закупки администрацией муниципального образования город Краснодар жилых помещений в целях предоставления гражданам по договору социального найма в случаях, указанных в абзаце первом настоящего пункта, допускается приобретение таких жилых помещений с учётом действующих строительных норм и правил, в том числе СП 54.13330 «СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные», утверждённых приказом Министерства строительства Российской Федерации от 03.12.2016 № 883/пр «Об утверждении СП 54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные», предусматривающих следующие площади для:
однокомнатной квартиры - не менее 28 кв.м, не более 38 кв.м; двухкомнатной квартиры - не менее 44 кв. м, не более 53 кв.м; трёхкомнатной квартиры - не менее 56 кв. м, не более 65 кв.м; четырёхкомнатной квартиры - не менее 70 кв. м, не более 77 кв.м; пятикомнатной квартиры - не менее 84 кв. м, не более 96 кв.м; шестикомнатной квартиры - не менее 103 кв. м, не более 109 кв.м.
На основании пункта 3.19. Положения о департаменте муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 15.12.2005 № 4 п. 19, департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар осуществляет приобретение в установленном порядке в муниципальную собственность объектов недвижимости и иного имущества.
В целях приобретения жилых помещений с целью предоставления гражданам по договорам социального найма, управление по жилищным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар направляет в адрес департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар письмо о приобретении жилых помещений для муниципальных нужд с перечнем жилых помещений, необходимых к приобретению, с указанием требований, установленных к техническим, качественным характеристикам жилых помещений, а именно местоположение жилого помещения, количество жилых комнат, общая и жилая площадь жилого помещения и т.д.
Начальная (максимальная) цена на дату проведения закупки жилого помещения устанавливается в размере, не превышающем сумму средств доведенных лимитов бюджетных обязательств муниципальному образованию город Краснодар, установленной Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар об установлении норматива стоимости и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальному образованию город Краснодар, ежеквартально.
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 19.04.2024 года № 2253 «Об установлении норматива стоимости и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальному образованию город Краснодар на II квартал 2024 года» установлен норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальному образованию город Краснодар на II квартал 2024 года в размере 130 600 рублей. Средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения на территории муниципального образования г. Краснодар на II квартал 2024 года в размере 130 600 рублей (письмо департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар от 25.04.2024 года № 13395/26).
Также суд не принимает во внимание довод Донецкой Г.Я. о готовности выплатить администрации МО г. Краснодара разницу между стоимостью предоставляемого жилого помещения и выкупной ценой изымаемого жилого помещения, ввиду низкого дохода Донецкой Г.Я.
Исходя из вышеизложенного, суд не находит оснований для удовлетворения встречного искового заявления.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации муниципального образования г.Краснодар - удовлетворить частично.
Изъять для муниципальных нужд жилое помещение - <адрес> площадью 12,5 кв.м с кадастровым номером № по <адрес> внутригородском округе города Краснодара, принадлежащую Донецкой Г. Яковлены, долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г.Краснодар, Карасунский внутригородской округ, <адрес>, с кадастровым номером № площадью 1 396 кв.м., на котором расположен многоквартирный дом, а также долю в праве общей долевой собственности, на общее имущество в многоквартирном доме.
Прекратить право собственности Донецкой Г. Я. на жилое помещение - <адрес> площадью 12,5 кв.м., с кадастровым номером № по <адрес> внутригородском округе города Краснодара, долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, <адрес>, с кадастровым номером № площадью 1 396 кв.м., на котором расположен многоквартирный дом, а также долю в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Признать право собственности за муниципальным образованием город Краснодар на жилое помещение - <адрес> площадью 12,5 кв.м., с кадастровым номером № по <адрес> внутригородском округе города Краснодара, долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г.Краснодар, Карасунский внутригородской округ, <адрес>, с кадастровым номером № площадью 1396 кв.м., на котором расположен многоквартирный дом, а также долю в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Взыскать с администрации муниципального образования город Краснодар в пользу Донецкой Г. Я. возмещение за изымаемое для муниципальных нужд жилое помещение - <адрес> площадью 12,5 кв.м с кадастровым номером № по <адрес> внутригородском округе города Краснодара, долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, <адрес>, с кадастровым номером № площадью 1 396 кв.м., на котором расположен многоквартирный дом, а также долю в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, включая убытки, причиненные собственнику жилого помещения в связи с изъятием, в размере 1 862 569 рублей.
Выселить Донецкую Г. Я., Донецкого В. В., Донецкого Д. В. из жилого помещения - <адрес> площадью 12,5 кв.м с кадастровым номером № по <адрес> внутригородском округе города Краснодара без предоставления другого жилого помещения.
Решение является основанием для регистрации права собственности муниципального образования город Краснодар на жилое помещение - <адрес> площадью 12,5 кв.м., с кадастровым номером № по <адрес> внутригородском округе города Краснодара, принадлежащую Донецкой Г. Я., долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, <адрес>, с кадастровым номером № площадью 1 396 кв.м., на котором расположен многоквартирный дом, а также долю в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Решение является основанием для снятия Донецкой Г. Я., Донецкого В. В., Донецкого Д. В. с регистрационного учёта по месту жительства: город Краснодар, Карасунский внутригородской округ, <адрес>
В удовлетворении встречных исковых требований Донецкой Г. Я. к администрации муниципального образования г.Краснодар о предоставлении жилого помещения – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд г. Краснодара в течение месяца.
Мотивированное решение будет изготовлено в течение пяти дней.
Судья Советского
районного суда г.Краснодара О.В. Скрипка
Мотивированное решение изготовлено: 03.05.2024г.
Судья Советского
районного суда г.Краснодара О.В. Скрипка