Гражданское дело №2-355/2023 | |
РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации | |
г. Агрыз, Республика Татарстан | 31 мая 2023 года |
Агрызский районный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Мингалиева Р.М., при секретаре Ханнановой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ситдиковой Светланы Александровны к Кашфуллиной Ирине Рафаэлевне, Макарову Алексею Александровичу о признании не принявшим наследство,
установил:
Ситдикова С.А. обратилась в суд с исковым заявлением к ответчикам о том, что ДД.ММ.ГГГГ, умерла её мать - ФИО1, проживавшая на день смерти по адресу: <адрес>. После её смерти открылось наследство на движимое и недвижимое имущество, принадлежавшее наследодателю, в том числе жилой дом и земельный участок по вышеуказанному адресу. Наследниками умершей являются истец Ситдикова С.А., брат Макаров А.А., и сестра Кашфуллина И.Р. Истец заявление о принятии наследства не подавала. На семейном совете было решено отказаться от наследства в пользу сестры Кашфуллиной И.Р. При обращении к нотариусу по вопросу наследования, истец получила отказ, мотивированный тем, что ею пропущен срок для подачи заявления об отказе от принятия наследства. Просит признать её не принявшей наследство после смерти матери ФИО1.
Истец Ситдикова С.А. в судебное заседание не явилась, направила заявление, в котором просила рассмотреть дело без её участия. Исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Ответчики Макаров А.А. и Кашфуллина И.Р. в судебное заседание не явились, в заявлениях просили рассмотреть дело без их участия. Удовлетворению искового заявления не возражали.
Судом исследованы следующие документы: свидетельство о смерти ФИО1; паспорт Ситдиковой С.А.; свидетельство о рождении ФИО6; свидетельство о заключении брака между ФИО7 и ФИО6; наследственное дело № после смерти ФИО1.
Исследовав представленные доказательства, суд считает исковое заявление Ситдиковой С.А. доказанным и обоснованным.
В соответствии со статьей 1113 Гражданского кодекса РФ наследство открывается со смертью гражданина.
Из содержания статьи 1152 Гражданского кодекса РФ следует, что для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В силу пункта 2 статьи 1153 Гражданского кодекса РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Согласно п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» наследник, совершивший действия, которые могут свидетельствовать о принятии наследства (например, проживание совместно с наследодателем, уплата долгов наследодателя), не для приобретения наследства, а в иных целях, вправе доказывать отсутствие у него намерения принять наследство, в том числе и по истечении срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ), представив нотариусу соответствующие доказательства либо обратившись в суд с заявлением об установлении факта непринятия наследства.
Кроме того, факт непринятия наследником наследства может быть установлен после его смерти по заявлению заинтересованных лиц (иных наследников, принявших наследство).
Таким образом, исходя из положений судебной практики, закон (п. 2 ст. 1153 ГК РФ) допускает опровержение презумпции о фактическом принятии наследства. Наследник, вступивший в фактическое владение наследственным имуществом, считается принявшим наследство, пока не доказано иное. Доказательством иного может быть признано заявление самого наследника об отношении к наследственному имуществу, в частности о непринятии им наследства.
Судом установлено, что на день смерти ФИО1 её дочь Ситдикова С.А. была зарегистрирована совместно с наследодателем в наследственном доме, что свидетельствует о фактическом принятии наследства, но Ситдикова С.А. совершила данные действия не для приобретения наследства, а так как была зарегистрирована в данном жилом помещении. Другими наследниками, кроме истца, после смерти ФИО1 является дочь умершей Кашфуллина И.Р. 1979 года рождения, которая претендует на наследство, а также сын Макаров А.А., 1989 года рождения, который на наследство не претендует.
Истец Ситдикова С.А. к нотариусу в шестимесячный срок со дня смерти наследодателя с заявлением о принятии наследства, либо об отказе от наследства не обратилась. Истец доказала отсутствие у неё намерения принять наследство, обратившись в суд с исковым заявлением о признании её не принявшей наследство. Спора о наследстве не имеется.
Ситдикова С.А. доказала обоснованность своих требований как того требует статья 56 Гражданского процессуального кодекса РФ. Иск подлежит удовлетворению.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковое заявление Ситдиковой Светланы Александровны (СНИЛС №) к Кашфуллиной Ирине Рафаэлевне (СНИЛС №), Макарову Алексею Александровичу (СНИЛС №) удовлетворить.
Признать Ситдикову Светлану Александровну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не принявшей наследство после смерти матери ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца через Агрызский районный суд Республики Татарстан.
Судья Р.М. Мингалиев
Мотивированное решение составлено 31 мая 2023 года.