Дело № №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г.Пермь
Индустриальный районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Толкушенковой Е.Ю.,
при секретаре Трушниковой Е.В.,
с участием истца Желниной Э.В.,
представителя третьего лица – ТСЖ «<адрес>» Щедриной Л.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Желниной Э. В. к Администрации города Перми, Департаменту земельных отношений администрации города Перми о возложении обязанности снять земельные участки с государственного кадастрового учета, установлении границы земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>, согласно Проекту межевания территории, утвержденному Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, площадью № кв.м, в соответствии с координатами характерных точек границ земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Желнина Э.В. обратилась в суд с иском к Администрации города Перми, Департаменту земельных отношений администрации города Перми о возложении обязанности снять земельные участки с государственного кадастрового учета, установлении границы земельного участка под многоквартирным жилым домом. В обоснование заявленных требований указала, что в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости жилой дом с кадастровым номером № по адресу: <адрес> является многоквартирным жилым домом. Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, является общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме (ст. 36 ЖК РФ). Жилой дом с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, расположенный на земельном участке с кадастровым номером: № был сдан в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию, выданным Департаментом градостроительства и архитектуры администрации <адрес> за №. Разрешением на строительство многоквартирного жилого дома № № от ДД.ММ.ГГГГ для выполнения работ по благоустройству были предусмотрены земельные участки №, №. Проектом межевания территории, ограниченной <адрес>, железной дорогой, <адрес>, утвержденным постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, предложено сформировать земельный участок под многоквартирным домом по адресу: <адрес>, площадью № кв.м., за счет земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, в границах, отображенных на схеме на стр. 12, условное обозначение образуемого земельного участка № на стр. 22, согласно экспликации к проекту межевания территории. На сегодняшний день Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № является действующим. В части установления границ земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>, не отменено и не изменено. Однако ни застройщиком многоквартирного жилого дома ЖСК «ТРИУМФ. КВАРТАЛ 2. ВТОРАЯ ОЧЕРЕДЬ», ни Уполномоченным органом меры к формированию земельного участка в соответствии с Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № предприняты не были. Многочисленные письменные обращения в Департамент земельных отношений Администрации <адрес>, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес>, представителя собственников многоквартирного жилого дома в лице ТСЖ «<адрес>» о формировании земельного участка под многоквартирный жилой дом в границах, установленных в соответствии с Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, не привели к должному результату. Ответом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ было рекомендовано обратиться в суд с исковым заявлением об установлении границ земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. На сегодняшний день ответчиком нарушены права истца, а именно право на образование земельного участка под многоквартирным жилым дом в соответствии с границами, установленными в соответствии с проектом межевания территории. Обращение истца с настоящим исковым заявлением направлено на восстановление нарушенных земельных прав собственников многоквартирного жилого дома. Проектом межевание территории, утвержденным Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрено образование земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <адрес>, площадью № кв.м. В состав образуемого земельного участка входят земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №. При этом земельные участки с кадастровыми номерами №, № находятся в собственности Администрации <адрес> и в соответствии с условными обозначениями проекта межевания территории подлежат изменению путем снятия их с государственного кадастрового учета.
На основании изложенного просит обязать Администрацию <адрес> снять с государственного кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами №, №, находящимися по адресу: <адрес>; установить границы земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>, согласно Проекту межевания территории, ограниченной <адрес>, железной дорогой, <адрес>, утв. постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, площадью № кв.м., в соответствии с координатами характерных точек границ земельного участка:
<данные изъяты> | |||
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> <данные изъяты> | |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
||
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> | |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
Истец Желнина Э.В. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивает по доводам, изложенным в иске.
Ответчик Администрация города Перми в судебное заседание представителя не направил, извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, с иском не согласны, считают заявленные требования не подлежащими удовлетворению ввиду того, что земельные участки с кадастровыми номерами №, № находятся в муниципальной собственности, снятие с государственного кадастрового учета данных земельных участков повлечет нанесению ущерба бюджету <адрес>. Представили письменный отзыв на иск (л.д. 154-155).
Ответчик Департамент земельных отношений администрации города Перми в судебное заседание представителя не направил, извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело без участия представителя. В письменном отзыве на иск с иском не согласны, просят в удовлетворении исковых требований Желниной Э.В. отказать в полном объеме (л.д.176-177).
Представитель третьего лица - ТСЖ «<адрес>» Щедрина Л.К. в судебном заседании исковые требования поддерживает, считает их законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Третье лицо – Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми - в судебное заседание представителя не направило, извещено надлежащим образом, просят рассмотреть дело без участия представителя, с заявленными требованиями не согласны, считают их незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению. В письменном отзыве на иск указали, что, по мнению департамента, заявленные требования истца направлены на внесение в ЕГРН сведений об образованном в соответствии с проектом межевания земельном участке под многоквартирным домом № по <адрес> в обход установленного земельным законодательством порядка. Истец не является заинтересованным лицом в данном деле, его права и законные интересы никак не нарушались и не нарушаются, в том числе действиями ответчиков, в материалы дела соответствующие доказательства не представлены, иного в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не доказано. Истец как собственник помещения в многоквартирном <адрес> по ул, Карпинского <адрес> не лишен права использовать сформированный и поставленный на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером №. Считают, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется (л.д.162-166).
Третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в судебное заседание представителя не направило, извещено надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. Представили письменные пояснения по иску (л.д.148-150).
Третье лицо – ЖСК «Триумф. Квартал 2. Вторая очередь» в судебное заседание представителя не направило, о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в силу следующего.
Статьей 3 ГПК РФ предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Судебная защита нарушенных или оспоренных гражданских прав возможна способами, прямо указанными в ст. 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом.
Избранный истцом способ судебной защиты нарушенного права должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а в результате применения соответствующего способа судебной защиты нарушенное право должно быть восстановлено.
Согласно ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В силу ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно требованиям статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и находится в силу комплексного характера регулируемых отношений в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции Российской Федерации и часть 3 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, законодательство о градостроительной деятельности включает Кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Правоотношения по планировке и межеванию территории урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 4, глава 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
К документации по планировке территории относятся проекты планировки территории, проекты межевания территории (часть 4 статьи 41 названного Кодекса).
Согласно положениям частей 1 - 3 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории. Подготовка проекта межевания территории осуществляется для: определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования. Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта.
Судом установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о кадастровом учете ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером №, уточненной площадью № кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования - многоквартирные жилые дома, категорией земель - земли населенных пунктов. В границах указанного земельного участка расположено здание с кадастровым номером № (многоквартирный дом, наименование здания - комплекс жилых домов со встроенными нежилыми помещениями, 3-я очередь строительства. Поз.3.3, год ввода в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ г., количество этажей - 20).
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № расположен по адресу: <адрес>, участок №, уточненной площадью № кв.м., имеет вид разрешенного использования - площадки для отдыха с элементами озеленения, категория земель - земли населенных пунктов (дата присвоения кадастрового номера – ДД.ММ.ГГГГ). Сведения о зарегистрированных правах отсутствуют. В границах указанного земельного участка расположено сооружение (сеть водопровода) с кадастровым номером № (л.д.178-190).
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № расположен по адресу: <адрес>, участок №, уточненной площадью № кв.м., имеет вид разрешенного использования - под проектирование и устройство открытого склада (для хранения металла, газопроводных длинномерных труб и железобетонных конструкций), категория земель - земли населенных пунктов (дата присвоения кадастрового номера – ДД.ММ.ГГГГ). Сведения о зарегистрированных правах отсутствуют. В границах указанного земельного участка расположены сооружения коммунального хозяйства с кадастровыми номерами №, №, № (л.д.191-198).
Из материалов дела следует, что постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена документация по планировке территории, ограниченной <адрес>, железной дорогой, <адрес> (л.д.38).
В соответствии с проектом межевания территории предусмотрено образование земельного участка № по адресу: <адрес> под многоквартирный жилой дом площадью № кв.м путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № и городских земель с целью устранения чересполосицы, вкрапливания, вклинивания. На выкопировке из чертежа проекта межевания указаны земельные участки, предлагаемые к перераспределению, в данном случае - земельные участки с кадастровыми номерами №, № (л.д.45-56).
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно с ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с п. 13 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.
Состав принадлежащего собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности общего имущества в многоквартирном доме определен в ч. 1 ст. 36 ЖК РФ и пп. 2, 5 - 7 Правил.
Согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (п. 4).
В соответствии с подп. "е" п. 2 Правил в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
В соответствии с ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Принимая во внимание также положения частей 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", если земельный участок под многоквартирным домом образован в установленном порядке (в том числе, учитывая положения пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", на основании проекта межевания территории), поставлен на государственный кадастровый учет как земельный участок под многоквартирным домом (с соответствующим видом разрешенного использования, предусматривающим возможность эксплуатации многоквартирного дома), то у всех собственников помещений в таком многоквартирном доме возникает право общей долевой собственности на этот земельный участок, являющийся общим имуществом в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 66 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (ч. 2 ст. 16 Вводного закона). В силу чч. 2 и 5 ст. 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года N 12-П, в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, - для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.
Осуществляя свои дискреционные полномочия в области правовой регламентации отношений, объектом которых являются земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах - исходя из правовой природы общего имущества многоквартирных домов как имущества, не имеющего самостоятельной потребительской ценности и предназначенного в первую очередь для обеспечения возможности пользования указанными помещениями, - установил в Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36), а в Федеральном законе от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16).
Из представленных документов и установленных по делу обстоятельств следует, что земельный участок с кадастровым номером № под многоквартирным домом по <адрес>, в соответствии с нормами действующего законодательства сформирован, в отношении него проведен государственный кадастровый учет и указанный земельный участок передан бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Обосновывая свою позицию о наличии в рассматриваемом случае оснований для изменения границ земельного участка под многоквартирным жилым домом, Желнина Э.В. ссылается на то, что земельный участок должен быть сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет в соответствии с границами, установленными в соответствии с проектом межевания территории.
Согласно представленному в материалы дела проекту межевания территории, утвержденному постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, границы земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет, не изменяются или предлагается преобразовать путем перераспределения с городскими землями для устранения вкрапливания, вклинивания, чересполосицы. Утвержденный постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № проект межевания территории является действующим.
Как установлено судом, земельные участки с кадастровыми номерами № и № находятся в муниципальной собственности.
Обращаясь с заявленными требованиями, Желнина Э.В. ссылается на необходимость образования земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <адрес>, путем его увеличения за счет земельных участков с кадастровыми номерами № и №.
Между тем, в силу действующего законодательства образование нового земельного участка под многоквартирным домом возможно путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами №, № и №.
В соответствии с п. 3 ст. 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Случаи и основания перераспределения, а также порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности регулируются статьями 39.28, 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
Из материалов и пояснений сторон следует, что истец, как уполномоченный от имени собственников помещений в многоквартирном <адрес>, либо иное уполномоченное лицо с заявлением о перераспределении не обращался, что исключает возможность установления границ земельного участка под многоквартирным домом № по <адрес> согласно проекту межевания.
Положения ст.ст. 11.7 и 39.28 ЗК РФ подлежат применению во взаимосвязи, как единый механизм образования земельных участков путем перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. При этом положения ст. 11.7 ЗК РФ носят общий характер.
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату (ч. 5 ст. 39.28 ЗК РФ).
Учитывая, что земельный участок под многоквартирным домом № по <адрес> сформирован, поставлен на кадастровый учет, находится в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном, изменение границ и площади земельного участка возможно в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации. Исключений по перераспределению земельных участков, ранее сформированных под многоквартирным домом, Земельный кодекс Российской Федерации не содержит. Таким образом, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельного участка под многоквартирным домом осуществляется по общим основаниям с заключением соглашения при условиях, установленных главой V.4 ЗК РФ.
Также не подлежат применению положения ст. 11.6 ЗК РФ, устанавливающие порядок образования земельных участков путем их объединения, и предполагающие увеличение площади исходного земельного участка, поскольку земельное законодательство запрещает объединение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
По смыслу статей 1, 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения.
Предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов истца посредством предусмотренных действующим законодательством способов защиты.
В соответствии с ч. 1 ст. 55, ч. 1 ст. 56, ч. 1, 3 и 4 ст. 67 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Суд не обязан вместо стороны по делу осуществлять сбор доказательств в пользу той или другой стороны. При отсутствии намерения сторон предоставлять дополнительные доказательства по делу, суд исходит из имеющихся в деле доказательств.
По мнению суда, доводы истца о наличии оснований для увеличения площади земельного участка, находящегося под многоквартирным домом в частной собственности, в результате перераспределения и его формирования в границах, предусмотренных проектом межевания территории, основаны на неверном толковании и применении положений действующего законодательства.
Каких-либо доказательств нарушения прав истца, как собственника помещения многоквартирного жилого дома, по формированию в установленном законом порядке земельного участка в материалы дела не представлено. В настоящее время земельный участок под многоквартирным домом № по <адрес> сформирован, поставлен на кадастровый учет, находится в общей долевой собственности собственников помещений указанного многоквартирного жилого дома, а изменение границ и площади данного земельного участка предусмотрено в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации путем перераспределения в общем порядке. Истец, как собственник помещения в многоквартирном жилом <адрес>, не лишен права использовать сформированный и поставленный на государственный учет земельный участок с кадастровым номером №. В данном случае у суда отсутствуют основания полагать, что все земельные участки, которые были предоставлены под строительство многоквартирного дома, должны быть сформированы, как необходимые для эксплуатации многоквартирного дома.
Суду не представлено доказательств того, что земельного участка с кадастровым номером № недостаточно для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного жилого дома, его площадь не отвечает требованиям земельного и градостроительного законодательства, в связи с чем возникла бы необходимость включения в состав указанного земельного участка иных земельных участков с целью отнесения их под эксплуатацию многоквартирного жилого дома.
По мнению суда, доводы истца о нарушении его прав действиями ответчиков и наличии оснований для снятия с государственного учета земельных участков с кадастровыми номерами №, № и установления границ земельного участка под многоквартирным жилым домом в соответствии с проектом межевания территории, не нашли своего подтверждения. Напротив, заявленные требования истца направлены на внесение в ЕГРН сведений об образованном в соответствии с проектом межевания земельном участке под многоквартирным домом № по <адрес> в обход установленного земельным законодательством порядка.
Являясь субъектами доказательственной деятельности, наделенными равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ), и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.
Разрешая спор, суд не установил фактов нарушения прав, свобод и законных интересов истца, а также предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных требований.
При разрешении заявленных Желниной Э.В. требований, суд исходит из представленных в материалы дела доказательств с учетом принципа достоверности и допустимости.
Суд считает, что все доводы Желниной Э.В. в обоснование иска не основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных судом при рассмотрении спора по существу, связаны с неверным толкованием положений действующего законодательства, а также опровергаются собранными по делу доказательствами.
Заявленные истцом Желниной Э.В. в рамках настоящего дела исковые требования, не направлены на достижение процессуальной цели - защиты права, доказательств в силу ст.56 ГПК РФ нарушения прав и законных интересов истца со стороны ответчиков в суд не представлено и материалы дела не содержат, в связи с чем, учитывая предмет и основание заявленного иска, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Желниной Э.В. исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Желниной Э. В. к Администрации города Перми, Департаменту земельных отношений администрации города Перми о возложении обязанности снять земельные участки с государственного кадастрового учета, установлении границы земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>, согласно Проекту межевания территории, утвержденному Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, площадью № кв.м, в соответствии с координатами характерных точек границ земельного участка, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.Ю.Толкушенкова