Дело № 2-156/2022
УИД 45RS0006-01-2022-000182-49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Каргаполье 14 марта 2022 г.
Каргапольский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Киселевой Н.С.,
при секретаре судебного заседания Леонтьевой А.Л.,
с участием истца Брагиной Н.Ф.,
представителя ответчика Маковкиной Л.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брагиной Натальи Федоровны к ГКУ «Управление социальной защиты населения № 4» о признании решения незаконным, возложении обязанности,
установил:
Брагина Н.Ф. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения № 4» (далее ГКУ «УСЗН № 4») о признании решения незаконным, возложении обязанности.
В обоснование иска указала, что 19 января 2022 г. она обратилась в ГКУ «УСЗН № 4» с заявлением о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта на преодоление трудной жизненной ситуации. 1 февраля 2022 г. ГКУ «УСЗН № 4» вынесло решение № 1 об отказе в предоставлении государственной социальной помощи со ссылкой на п.п. 7 п. 22 Порядка назначения и выплаты материальной поддержки гражданам.
С данным решением она не согласна, считает его незаконным и необоснованным, поскольку отказывая в мерах социальной поддержки, ответчик пришел к выводу об отсутствии у нее трудной жизненной ситуации, иных оснований для отказа в предоставлении мер социальной поддержки ответчиком не приведено. С мнением ГКУ «УСЗН № 4» об отсутствии у нее трудной жизненной ситуации она не согласна, поскольку проживает совместно с несовершеннолетней дочерью ФИО2, {дата} года рождения, за которой осуществляет уход и ФИО1, {дата} года рождения. Суммарный доход семьи не превышает прожиточного минимума установленного в Курганской области. Её семья является малообеспеченной, получаемых денежных средств не хватает для проживания, в связи с чем, они находятся в трудной жизненной ситуации и она имеет право на меры социальной поддержки.
Просит суд, признать незаконным решение ГКУ «УСЗН № 4» от 1 февраля 2022 г. № 1 и обязать ответчика предоставить Брагиной Наталье Федоровне государственную социальную помощь на основании социального контракта.
Истец Брагина Н.Ф. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить. Дополнительно пояснил, что она проживает с дочерью ФИО2, {дата} года рождения и матерью ФИО1, {дата} года рождения. Доход семьи состоит из выплаты по уходы за матерью, детского пособия на дочь, алиментов, пенсии матери и пособие, как репрессированной. Данных средств им не хватает на продукты, одежду, лечение. Она не работает, так ка сидит с матерью. Имеются иные братья, сестры, но мать не хочет с ними оставаться. Мама не инвалид, дееспособная, обслуживает себя самостоятельно. Считает, что она имеет право на получение материальной поддержки как малоимущая семья.
Представитель ответчика ГКУ «УСЗН № 4» Маковкина Л.Н. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать, дала пояснения согласно отзыву на исковое заявление. В дополнении пояснила, что семья Брагиной Н.Ф. с учетом дохода семьи не является малоимущей, в связи с чем, у нее отсутствует право на получение материальной поддержки. По итогам заседания комиссии было вынесено решение об отказе в предоставлении государственной социальной помощи.
Заслушав объяснения истца, представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее Федеральный закон «О государственной социальной помощи») государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Трудная жизненная ситуация - обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно.
Согласно ст. 3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь оказывается в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной социальной помощи» органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
На основании ст. 7 вышеуказанного Федерального закона получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.
В статье 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи» указано о том, что государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается по представленному в форме электронного документа либо письменной форме в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 настоящего Федерального закона. Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О государственной социальной помощи» в случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. № 748 «О реализации в субъектах Российской Федерации пилотных проектов, направленных на достижение до 2024 года национальных целей социально-экономического развития по повышению реальных доходов граждан, снижению уровня бедности в два раза», постановления Правительства Курганской области от 14 октября 2013 г. № 503 «О государственной программе Курганской области в сфере социальной защиты населения» Правительством Курганской области принято постановление от 12 февраля 2020 г. № 11 «Об организации работы по реализации мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта», которым утвержден Порядок назначения и выплаты материальной поддержки (денежной выплаты) гражданам, заключившим социальные контракты на оказание помощи в поиске работы, на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, на оказание помощи по ведению личного подсобного хозяйства, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации, согласно приложению 1 к настоящему постановлению.
Согласно утвержденного Порядка, право на материальную поддержку имеют малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам на дату обращения за материальной поддержкой имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной в Курганской области для соответствующих социально-демографических групп населения.
Материальная поддержка (денежная выплата) гражданам, заключившим социальный контракт, направленный на преодоление трудной жизненной ситуации (далее - материальная поддержка при трудной жизненной ситуации), предоставляется органом социальной защиты населения в целях удовлетворения текущих потребностей граждан в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом медицинском осмотре, в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также для обеспечения потребности семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования.
Материальная поддержка при трудной жизненной ситуации выплачивается ежемесячно не более 6 месяцев с даты заключения социального контракта в размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в Курганской области, установленной на год заключения социального контракта.
Постановлением Правительства Курганской области от 27 декабря 2021 г. № 439 «О внесении изменения в постановление Правительства Курганской области от 7 сентября 2021 г. № 261» установлена величина прожиточного минимума в Курганской области на 2022 год в расчете на душу населения – 11 895 рублей, для трудоспособного населения – 12 966 рублей, для пенсионеров – 10 230 рублей, для детей – 11 910 рублей.
Судом установлено, что ФИО2, {дата} года рождения является дочерью Брагиной Н.Ф., что следует из копии паспорта истца №*.
19 января 2022 г. Брагина Н.Ф. обратилась в ГКУ «УСЗН № 4» с заявлением на оформление социального контракта на преодоление трудной жизненной ситуации, предоставив документы: заявление, анкету о семейном и материально-бытовом положении, лист собеседования, копию паспорта, копию трудовой книжки, сведения о доходах, согласие на обработку персональных данных.
Сотрудниками ГБУ «КЦСОН по Каргапольскому и Шатровскому районам» 20 января 2022 г. проверены жилищные условия Брагиной Н.Ф., о чем составлен акт проверки жилищных условий и материально-бытового положения домохозяйства гражданина, обратившегося за назначением государственной социальной помощи на основании социального контракта, согласно которого, совместно с Брагиной Н.Ф. проживают: дочь - ФИО2, {дата} года рождения, и мать - ФИО1, {дата} года рождения.
Согласно справки ОПФР по Курганской области от 13 января 2022 г. № 8006-26 за период с 1 октября 2021 г. по 31 декабря 2021 г. Брагиной Н.Ф. произведена выплата, как нетрудоспособному лицу, осуществляющей уход за матерью в размере 4140 руб.
Брагина Н.Ф., также имеет доход по алиментам на содержание ФИО2, котрый составил за период с октября по декабрь 2021 года включительно 11 255 руб. 75 коп.
Справкой о выплате ОПФР по Курганской области от 13 января 2022 г. установлено, что за период с октября 2021 г. по декабрь 2021 г. Брагиной Н.Ф. получено пособие на ребенка от 8 до 16 лет в размере 17178 руб.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» в состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы.
Из запроса, осуществленного ГКУ «УСЗН № 4» посредством сервиса предоставления сведений о размере выплат застрахованного лица по линии Пенсионного фонда Российской Федерации, установлено, что доход матери Брагиной Н.Ф. – ФИО1 за период с 1 октября 2021 г. по 31 декабря 2021 г. составляет 75334 руб. 32 коп.
Из документов, представленных Брагиной Н.Ф. при подаче заявления о выплате материальной поддержки (денежной выплаты) на основании социального контракта, а так же документов запрошенных при проверке данного заявления следует, что прожиточный минимум семьи Брагиной Н.Ф., состоящей из трех человек, составляет 11989 руб. 79 коп.
При рассмотрении заявления Брагиной Н.Ф. межведомственной комиссией по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта, в составе: заместителя Главы Каргапольского района по социальным вопросам, руководителей: Отдела сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, Отдела экономики и потребительского рынка, Отдела образования, Отдела культуры Администрации Каргапольского района, директора ГКУ «Центр занятости населения Каргапольского и Шатровского районов Курганской области», директора и специалиста ГБУ «КЦСОН по Каргапольскому и Шатровскому районам», директора и главного специалиста ГКУ «УСЗН № 4» члены комиссии пришли к выводу, что Брагина Н.Ф. не находится в трудной жизненной ситуации по независящим от нее причинам и приняли решение об отказе в предоставлении государственной социальной помощи.
На заседании комиссии установлено, что прожиточный минимум для семьи истца составляет 11702 руб. (12 966 +11910 +11910 = 35106:3), а среднедушевой доход семьи превышает прожиточный минимум, таким образом, семья не относится к категории малообеспеченной. В связи с чем, 1 февраля 2022 г. вынесено уведомление об отказе в предоставлении государственной социальной помощи.
Кроме того, на заседании комиссии установлено, что Брагина Н.Ф. имеет востребованную профессию на рынке труда (учитель). Члены комиссии предложили обратиться в ГБУ «КЦСОН по Каргапольскому и Шатровскому районам» для оформления сотрудника по уходу за матерью, а самой Брагиной Н.Ф. выйти на работу. Пособие по уходу за ФИО1 можно оформить ФИО2, так как она достигла возраста 14 лет. Также члены комиссии учли, что с 6 мая 2020 г. по 20 декабря 2020 г. с Брагиной Н.Ф. уже был заключен социальный контракт на преодоление трудной жизненной ситуации, мероприятия по которому были выполнены не все, а именно: не оформлено пособие на ребенка до 16 лет, не оформлена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Исследуя представленные в материалы дела доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что среднедушевой доход семьи Брагиной Н.Ф. на дату обращение к ответчику с заявлением о выплате материальной поддержки, превышал прожиточный минимум, таким образом, семья не относится к категории малообеспеченной и у Брагиной Н.Ф. отсутствует право на материальную поддержку, в связи с чем, решением об отказе в предоставлении государственной социальной помощи вынесено обоснованно, в удовлетворении исковых требований Брагиной Н.Ф. следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ № 4» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16.03.2022