14RS0035-01-2022-018409-90
Дело № 5-4850/2022
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Якутск 21 декабря 2022 г.
Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Цыкунова В.П., единолично, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – исполняющего обязанности Министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) Перфильева Евгения Андреевича, ____ г.р., уроженца ____, данные паспорта ___, зарегистрированного по адресу: ____,
УСТАНОВИЛ:
28 ноября 2022 г. Заместителем Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) Шибиной А.В. в отношении должностного лица – исполняющего обязанности Министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) Перфильева Евгения Андреевича вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ.
В судебном заседании помощник прокурора г. Якутска Яхонтов Ю.И. постановление о возбуждении дела об административном правонарушении поддержал, просил назначать наказание должностному лицу Перфильеву Е.Н., указывая на то, что ранее должностное лицо также было привлечено к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ за невыполнение требований прокурора, что свидетельствует об устойчивой противоправной установки данного лица. Представление прокурора об устранении нарушений закона подлежит безотлагательному рассмотрению, в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры. Перфильев Е.Н., являясь уполномоченным должностным лицом, не обеспечил контроль за своевременным и качественным рассмотрением актов прокурорского реагирования, не принял меры по устранению выявленных Якутской природоохранной прокуратурой нарушений.
Представитель привлекаемого лица по доверенности Николаев М.Р. в судебном заседании с постановлением не согласился, поддержал доводы, изложенные в письменном возражении, просил производство по делу прекратить за отсутствием события и состава административного правонарушения, так в соответствии с Положением о Министерстве экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я), утвержденного Постановлением Правительства РС(Я) от 30.08.2022 г. №549, министр распределяет обязанности между своими заместителями, издает приказы, распоряжения и иные акты по вопросам организации деятельности Министерства. Так, служебные обязанности между заместителями министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) распределены приказом Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) от 20.12.2018 г. №887-к. Рассмотрение представления от 08.07.2022 №32-2022/Прдп6322-20980037 (вх. №10876 от 15.07.2022 г.) посредством ЕСЭД от 15.07.2022 г. Перфильевым Е.А. поручено зам.министра Коноплеву А.Н. Информация о результатах указанного представления направлена от 26.10.2022 г. Рассмотрение представления от 01.08.2022 г. №Прдн-20980037-82-22/-20980037 (вх. №11879 от 04.08.2022 г.) посредством ЕСЭД от 04.08.2022 г. Перфильевым Е.А. поручено зам.министра Коноплеву А.Н. Информация о результатах рассмотрения представления направлена от 01.09.2022 г. за подписью рук. Департамента лесного надзора и охраны лесов Текеянова А.Н. Рассмотрение представления от 02.08.2022 г. №Прдп-20980037-84-22/20980037 (вх. № 13623 от 07.09.2022 г.) посредством ЕСЭД от 07.09.2022 г. поручено руководителю Департамента экологической безопасности Степановой В.Н. Рассмотрение представления от 12.09.2022 г. №16-2022/Прдп80-22-20980037 (вх. №13988 от 15.09.2022 г.) посредством ЕСЭД о т 15.09.2022 г. поручено зам.министра Коноплеву А.Н. При этом, по данному правонарушению по ст. 17.7 КоАП РФ за те же действия и по тем же предписаниям, на основании постановления от 25.11.2022 г. возбуждено производство по делу об административном правонарушении в отношении зам.министра А.Н.Коноплева. Таким образом, в действиях и.о министра Перфильева Е.А. отсутствуют событие и состав административного правонарушения. Кроме того, невозможно установить дату и время совершения административного правонарушения. 09.08.2022 г. Перфильев Е.А. отсутствовал, был в командировке. Просит прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – Перфильева Е.А.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц коммерческих и некоммерческих организаций представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 названного Закона.
Пунктом 2.1 статьи 4 Закона о прокуратуре установлено, что органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с названным Законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.
Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность (пункт 3 статьи 6 Закона о прокуратуре).
В соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
Из материалов дела следует, что Якутской природоохранной прокуратурой проведена проверка соответствия деятельности Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) (далее - Минэкологии РС(Я) положениям Закона «О прокуратуре РФ», по результатам которой вскрыты факты ненадлежащего рассмотрения представлений.
Так, 08.07.2022 в Минэкологии РС(Я) внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере лесного контроля (надзора) от 08.07.2022 исх. № 32-2022/Прдп63-22-20980037, информация о результатах рассмотрения указанного представления направлена Министерством в Якутскую природоохранную прокуратуру 26.10.2022 (исх. № 18/12-01-22-14991 от 26.10.2022) с нарушением срока на 85 дней. Представление внесено по фактам: низкой оперативности тушения лесных пожаров, несвоевременного наращивания сил и средств для тушения лесных пожаров, несвоевременного прибытия на лесные пожары, допущения увеличения площади и количества лесных пожаров в результате ненадлежащего тушения, незаконного принятия решений о приостановлении тушения лесных пожаров, недостаточности сил и средств для тушения лесных пожаров, их несоразмерность, ненадлежащего патрулирования в рамках государственного задания со стороны ГАУ РС(Я) «Якутлесресурс», неполнота маршрутов патрулирования. А также, по фактам неисполнения государственного задания в сфере охраны лесов в рамках национального проекта «Экология» и проекта «Сохранение лесов», ненадлежащего проведения проверок лесничествами в отношении лесопользователей, не эффективного контроля Министерством своих учреждений.
В ответ на представление Якутского природоохранного прокурора Министерством объясняются причины выявленных нарушений и констатируются обстоятельства лесопожарного сезона 2022 г. не приняты конкретные организационно - распорядительные меры по усилению контроля за исполнением мероприятий, в том числе, по государственному заданию в рамках национального проекта «Экология».
01.08.2022 в Минэкологии РС(Я) Якутской природоохранной прокуратурой внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере лесного контроля (надзора) от 01.08.2022 исх. № Прдп- 20980037-82-22/-20980037, информация о результатах рассмотрения указанного представления направлена Министерством 27.09.2022 (исх. № 18/12-01-22-13604 от 01.09.2022) с нарушением установленного срока на 27 дней.
Представление внесено по фактам: низкой оперативности тушения лесных пожаров, позднего обнаружения лесных пожаров на большой площади, не тушения лесных пожаров в ночное время, не надлежащего мониторинга возникновения лесных пожаров, не обеспечения кратности авиационного патрулирования, отсутствия своевременного увеличения сил и средств со стороны Минэкологии РС(Я).
В ответ на представление Якутского природоохранного прокурора от 01.08.2022 Министерством были констатированы данные о том, как проходило тушение лесных пожаров в июле - августе 2022 г. Сообщено о проблемах в недостатке финансирования, нехватке сил и средств. При этом, не принят ни один организационно - распорядительный документ об усилении координационной функции Министерства в сфере охраны лесов от пожаров, повышению эффективности контроля за работой подведомственных учреждений ГАУ РС(Я) «Якутлесресурс» и ГБУ РС(Я) «Авиалесоохрана». Усилению лесного контроля (надзора).
02.08.2022 в Минэкологии РС(Я) внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления от 02.08.2022 исх. № Прдп-20980037-84-22/- 20980037, информация о результатах рассмотрения указанного представления направлена 15.09.2022 (исх. № 18/02-01-22-13075 от 15.09.2022). Представление внесено по фактам: не выполнения мероприятий по формированию заявки на предоставление субсидии, не направления заявки о включении новых объектов в проект «Чистая страна», национального проекта «экология» необеспечения должной реализации мероприятий государственной политики в области обращения с отходами на территории РС(Я), в части осуществления рекультивационных мероприятий в муниципальных образованиях РС(Я), не принятия дополнительных мер по координации работ, не обеспечения взаимодействия с органом местного самоуправления, не проведения контрольно-надзорных мероприятий, не объявления предостережений соответствующим хозяйствующим субъектам.
Также, по фактам ненадлежащего контроля за целевым использованием лесных участков, не осуществлением контроля за исполнением законодательства при реализации древесины подведомственным учреждением.
В ответ на представление Якутского природоохранного прокурора от 15.09.2022 сообщено о ранее принятых действиях, констатированы фактические обстоятельства ситуации в сфере обращения с отходами производства и потребления, о полученных ранее положительных заключениях государственной экологической экспертизой по мероприятиям рекультивации несанкционированных свалок (г. Вилюйск, г. Мирный, г. Якутск). Министерством констатируются проблемы в сфере реализации мероприятий по отходам производства и потребления.
В нарушение ст. 24 Закона «О прокуратуре РФ» информация о результатах рассмотрения вышеуказанных представлений направлена с нарушением месячного срока со дня внесения представления (на 85 дней по представлению от 08.07.2022 исх. № 32-2022/Прдп63-22-20980037, на 27 дней по представлению от 01.08.2022 исх. № Прдп-20980037-82-22/-20980037,13 дней по представлению от 02.08.2022 исх. № Прдп-20980037-84-22/-20980037).
12.09.2022 в Минэкологии РС(Я) Якутской природоохранной прокуратурой внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства по факту нарушения сроков исполнения государственного задания по охране, защите и воспроизводству лесов (исх. № 16-2022/Прдп80-22- 20980037 от 12.09.2022). Представление внесено по фактам: не обеспечения контроля за исполнением государственного задания в сфере охраны лесов, в том числе, по мероприятиям проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология», а также по фактам: нарушения порядка рассмотрения обращений граждан, не обеспечивающих их полное и всестороннее рассмотрение.
Поскольку требования, изложенные в запросе прокурора, вытекающие из его полномочий, установленных федеральным законом, выполнены не в полном объеме и не в установленный срок, заместителем Якутского природоохранного прокурора Шибиной А.В. 28 ноября 2022 года вынесено постановление о возбуждении в отношении должностного лица – исполняющего обязанности Министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) Перфильева Евгения Андреевича дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, решением о проведении проверки от 11.11.2022 г., письмом заместителя Якутского природоохранного прокурора Шибиной А.В. от 25.11.2022 г., представлением прокурора от 08.07.2022 г., ответом на представление от 26.10.2022 г., представлением от 01.08.2022 г., ответом на представление от 01.09.2022 г. представлением от 02.08.2022 г., ответом на представление от 15.09.2022 г., представлением от 31.08.2022 г., ответом на представление от 26.09.2022 г., представлением от 12.09.2022 г., и иными материалами дела.
Таким образом, действия должностного лица – исполняющего обязанности Министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) Перфильева Е.А. правильно квалифицированы по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела, его разрешение в соответствии с законом.
В соответствии с ч.1 ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
На основании указа Главы Республики Саха (Якутия) от 15.12.2021 № 2209, приказа Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) от 16.12.2021 № 653-к Перфильев Евгений Андреевич назначен исполняющим обязанности министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия).
Согласно п. п. 2.2, 2.5 приказа Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) от 20.12.2018 № 887-к «О распределении обязанностей между заместителями министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия)» Перфильев Евгений Андреевич обеспечивает общее руководство за деятельностью Министерства, координацию и контроль деятельности заместителей министра, подведомственных Министерству учреждений.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что исполняющий обязанности министра экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) Перфильев Е.А. являясь уполномоченным должностным лицом, умышленно не принял какие-либо меры по устранению выявленных прокуратурой нарушений, при этом заведомо зная, что представление прокуратуры обязательно к исполнению.
В соответствии с частью 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Требования прокурора содержали срок исполнения.
Установленные в ходе производства по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что исполняющий обязанности Министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) Перфильева Е.А. имел реальную возможность организовать рассмотрение представлений прокурора о соответствующих результатах их рассмотрения в письменной форме в установленные сроки, однако должных мер к тому не принял, в связи с чем ссылка на недоказанность умышленного неисполнения требований прокурора является необоснованной.
Нарушений процессуальных норм КоАП РФ, влекущих прекращение по делу об административном правонарушении, и иных оснований для освобождения от административной ответственности судом не установлено и в материалах дела не имеется.
В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» определено, что, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 указанного Кодекса вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Поскольку объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, выступают общественные отношения, связанные с осуществлением деятельности органами государственной власти, оснований для признания вменяемого должностному лицу административного правонарушения малозначительным не усматривается.
При назначении наказания учитывается характер совершенного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение. Обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, не установлено.
С учетом характера административного правонарушения, личности виновного, его имущественного положения, Перфильеву Е.А. подлежит назначению административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.7, 29.9 - 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
постановил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ____ ░.░., ░░░░░░░░ ____, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ___, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ____, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 17.7 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 000 (░░░ ░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 60 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ___
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 20.25 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, - ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ___ ░.░. ░░░░░░░░
___
___