Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-5525/2023 от 07.04.2023

Судья Орлова Т.А. гр. дело № 33-5525/2023

(№ 2-353/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Самара 29 июня 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Маликовой Т.А.,

судей Осьмининой Ю.С., Мокшаревой О.Г.

при помощнике судьи П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе АО «Самарская сетевая компания» на решение Октябрьского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

«Исковые требования А.А.С., - удовлетворить.

Признать цену, установленную АО "Самарская сетевая компания" за услуги по осуществлению технологического присоединения по договору ТП № от ДД.ММ.ГГГГ. необоснованной. Обязать АО "Самарская сетевая компания" произвести перерасчёт стоимости за услуги по осуществлению технологического присоединения по договору от ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с тарифами, действующими до ДД.ММ.ГГГГ. и установить стоимость в размере 550 руб. с учетом НДС. Обязать АО "Самарская сетевая компания" восстановить ранее аннулированный договор по заявке .».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Маликовой Т.А., выслушав объяснение представителя ответчика П.Е.С. в поддержание доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

А.А.С. обратился в суд с иском к АО «Самарская сетевая компания» о признании цены за технологическое присоединение жилого дома по договору энергоснабжения - необоснованной.

В обоснование заявленных требований истец А.А.С. указывает, что ДД.ММ.ГГГГ. он посредством направления почтовой связью заказного письма с описью вложения подал ответчику заявку на технологическое присоединение в дальнейшем энергопринимающего устройства - жилого дома.

Ответчик заявку с приложенными документами принял без нареканий, о чем появилась отметка в личном кабинете истца открытом в АО "Самарская сетевая компания". На основании поданной заявки ДД.ММ.ГГГГ истцу были выданы технические условия, а также ответчик направил истцу договор от ДД.ММ.ГГГГ. и выставил счет № от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому стоимость услуг по осуществлению технологического присоединения по договору от ДД.ММ.ГГГГ. составила 45000 руб.

Не согласившись с размером выставленного счёта, истец 08.09.2022г. через личный кабинет обжаловал его ответчику. Ответчик в ответе на жалобу указал, что, по его мнению, дата направления почтового отправления не считается датой поступления (подачи) заявки на технологическое присоединение.

Истец указывает, что данная позиция ответчика не соответствует нормам, регулирующим вопросы технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителям, которые предусматривают возможность направления заявки о присоединении любым способом.

Согласно ст. 194 ГК РФ, письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырёх часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок. Таким образом, заявка истцом была подана ДД.ММ.ГГГГ., то есть до ДД.ММ.ГГГГ., и при установлении платы за услугу ответчику следует применять тариф, действующий до ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому плата за предоставление услуги должна составлять 550 руб. с учетом НДС.

Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, А.А.С. просил признать цену, установленную АО "Самарская сетевая компания" за услуги по осуществлению технологического присоединения по договору ТП от ДД.ММ.ГГГГ. необоснованной; обязать АО "Самарская сетевая компания" повести перерасчёт стоимости за услуги по осуществлению технологического присоединения по договору от ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с тарифами, действующими до ДД.ММ.ГГГГ. и установить стоимость в размере 550 руб. с учетом НДС; обязать АО "Самарская сетевая компания" восстановить ранее аннулированный договор по заявке .

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе АО «Самарская сетевая компания» ставит вопрос об отмене решения суда. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что в нарушение ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в мотивировочной части решения суд не указал ссылку ответчика, указанную в отзыве (исх. от ДД.ММ.ГГГГ), на ч. 1 ст. 165.1 ГК РФ, согласно которой заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Судом не указаны мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылается ответчик, в связи с чем, необоснованно были отклонены доводы ответчика о том, что именно с момента получения заявки между АО «ССК» и заявителем возникают гражданско-правовые последствия, предусмотренные Правилами . Полагает, что судом к спорным правоотношениям неправильно применена норма материального права, а именно ст. 194 ГК РФ.

В судебном заседании представитель АО «ССК» доводы апелляционной жалобы поддержал.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о причине неявки судебной коллегии не сообщили.

В связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В силу ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Заслушав мнения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила), действующие в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. N 554.

Правила определяют порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации (пункт 1 Правил).

Регулируя вопросы доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, Федеральный закон "Об электроэнергетике" в пункте 1 статьи 26 предусматривает, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Пункт 7 Правил устанавливает процедуру технологического присоединения, предусматривающую, в том числе подачу заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, заключение договора, выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором, и составление акта об осуществлении технологического присоединения по установленной форме.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12(1), 14 и 34 Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно п. 8 Правил для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4 - 7(1) любым способом ее подачи (очно, почтой, с использованием официального сайта сетевой организации или в случае обеспечения сетевой организацией, в которую подается заявка, возможности реализации прав и обязанностей заявителей, возникающих в ходе осуществления процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал).

По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что А.А.С. ДД.ММ.ГГГГ. посредством направления почтовой связью заказного письма с описью вложения обратился в АО «Самарская сетевая компания» с заявкой на технологическое присоединение в дальнейшем энергопринимающего устройства - жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>

Заявка поступила в адрес АО «Самарская сетевая компания» ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик заявку с приложенными документами принял без нареканий, о чем появилась отметка в личном кабинете истца открытом в АО "Самарская сетевая компания".

На основании поданной заявки ДД.ММ.ГГГГ. истцу были выданы технические условия, а также ответчик направил истцу договор от ДД.ММ.ГГГГ. и выставил счет № от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому стоимость услуг по осуществлению технологического присоединения по договору от ДД.ММ.ГГГГ. составила 45000 руб.

Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела и не оспаривались ответчиком.

Не согласившись с размером выставленного счёта, истец ДД.ММ.ГГГГ. через личный кабинет просил произвести перерасчет стоимости технологического присоединения, согласно тарифам, действующим на ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик в ответ на обращение указал, что, по его мнению, дата направления почтового отправления не считается датой поступления (подачи) заявки на технологическое присоединение, ввиду чего оснований для применения тарифов, действовавших до ДД.ММ.ГГГГ не имеется, с чем не согласился истец, обратившись в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя, заявленные истцом требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец обратился к ответчику с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств ДД.ММ.ГГГГ, в установленном Правилами порядке путем направления заявки почтой, ввиду чего при заключении договора ответчик должен был руководствоваться Приказом департамента ценового и тарифного регулирования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении стандартизированных тарифных ставок, ставок на единицу максимальной мощности, формулы платы за технологическое присоденинение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ год», поскольку на момент направления истцом заявки от ДД.ММ.ГГГГ. на технологическое присоединение стоимость соответствующих услуг регламентировалась данным правовым актом, составляла 550руб..

Судебная коллегия в целом с выводами суда первой инстанции соглашается, полагая, что данные выводы основаны на материалах дела и нормативно-правовых актах, регламентирующих правоотношения сторон.

В силу пункта 8 Правил для заключения договора, заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4 - 7 любым способом ее подачи (очно, почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).

Согласно подпункту "б" пункта 16 главы II Правил, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению со дня заключения договора не может превышать 30 рабочих дней - для заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, и исчисляется со дня подачи заявки в сетевую организацию.

Абзацем первым пункта 17 Правил ( в редакции, действовавшей на 30.06.2022 года) установлено, что плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединённых в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесёнными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и посёлках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Возражая относительно заявленных требований, сторона ответчика ссылалась на то, что на дату поступления заявки действовали иные тарифы и стоимость подключения рассчитана с учетом действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, поскольку срок необходимо исчислять с момента получения заявки ответчиком, а не с момента ее направления истцом почтой в адрес ответчика.

Согласно почтовому отправлению ED 244894594RU истец оправил в адрес ответчика заявку на технологическое присоединение в дальнейшем энергопринимающего устройства – жилого дома, - ДД.ММ.ГГГГ. В данный период времени стоимость услуг по осуществлению технологического присоединения регламентировалась Приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от ДД.ММ.ГГГГг. N 839 «Об утверждении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности, формулы платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Самарской области ДД.ММ.ГГГГ год».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2022г. № 1178 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам технологического присоединения электропринимающих устройств электропотребителей электрической энергии к электрическим сетям и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» были изменены некоторые условия технологического присоединения электропринимающих устройств электропотребителей электрической энергии к электрическим сетям, в том числе и в части установления тарифов за технологическое присоединение.

На основании вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации был издан приказ департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 15 июля 2022 года № 246 «О несении изменений в приказ департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 30 декабря 2021г. N 839 «Об утверждении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности, формулы платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Самарской области на 2022 год», которым установлены новые тарифы за технологическое присоединение с учетом требований Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2022г. № 1178.

При этом, согласно п. 4 данного приказа, настоящий Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения по технологическому присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов микрогенерации, возникшие на основании заявок на технологическое присоединение энергопринимающих устройств и (или) объектов микрогенерации потребителей электрической энергии к электрическим сетям, поданных после вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2022 года N 1178 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".

Таким образом, по смыслу вышеприведенных нормативных правовых актов тарифы за технологическое присоединение к электрическим сетям, установленные Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1178 и приказом департамента ценового и тарифного регулирования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ применяются к заявкам потребителей, которые были поданы после ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем, в данном рассматриваемом деле заявка на технологическое присоединение А.А.С. подана почтой (что прямо предусмотрено пунктом 8 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям) ДД.ММ.ГГГГ, то есть до начала действия тарифов, утвержденных Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N и приказом департамента ценового и тарифного регулирования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , ввиду чего оснований для применения к поданной А.А.С. заявке указанных тарифов у ответчика не имелось, при заключении договора с А.А.С., с учетом даты подачи им заявки, ответчику следовало исходить из ранее действовавших тарифов.

Доводы апелляционной жалобы о применении ст.165.1 ГК РФ, предусматривающей, что заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю, на выводы суда не влияют.

Так, из буквального толкования Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам технологического присоединения электропринимающих устройств электропотребителей электрической энергии к электрическим сетям и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», приказа департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 15 июля 2022 года № 246 «О несении изменений в приказ департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 30 декабря 2021г. N 839 «Об утверждении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности, формулы платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Самарской области на ДД.ММ.ГГГГ год», измененные тарифы применяются к заявкам, поданным после ДД.ММ.ГГГГ. При этом обязанность по рассмотрению данной заявки наступает у ответчика с момента получения заявки. Таким образом, законодателем разграничен момент возникновения правовых последствий, прав и обязанностей для потребителя с момента подачи заявки, а у сетевой органзиации- с момента ее получения.

Соответственно, доводы апелляционной жалобы о нарушении сроков рассмотрения заявки, предусмотренных п.105 Правил № 861, при исчислении данного срока с момента подачи заявителем заявки не основана на законе.

Поскольку изначально действия сетевой организации по выставлению платежных документов по иным тарифам, чем действующим на момент подачи заявки, являлось неправомерным, соответственно, аннулирование данной заявки, в связи с неоплатой, как необоснованное, влечет ее восстановление.

Иные доводы, изложенные ответчиком в апелляционной жалобе основаны на неправильном толковании норм права.

При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции по сути является правильным.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств и применением судом норм права, не подлежащих применению, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

Правовых оснований, влекущих в пределах действия ст. 330 ГПК РФ отмену постановленного по делу решения, судебной коллегией при рассмотрении жалобы не установлено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 327 – 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Октябрьского районного суда г. Самары от 09 января 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу АО «Самарская сетевая компания» - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

33-5525/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Абрамов А.С.
Ответчики
АО Самарская сетевая компания
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
07.04.2023[Гр.] Передача дела судье
11.05.2023[Гр.] Судебное заседание
08.06.2023[Гр.] Судебное заседание
29.06.2023[Гр.] Судебное заседание
12.07.2023[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.07.2023[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее