Судья Владимирова А.А. УИД 18RS0002-01-2021-011024-16
Дело № 12-63/2022 (5-35/2022)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Багаутдинова Гульнара Ришатовна, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 16 марта 2022 года дело об административном правонарушении по жалобе должностного лица Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике С.Д.С.. на постановление судьи 28 января 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении К.А.Л.,
установил:
30 ноября 2021 года ведущим специалистом – экспертом отдела эпидемиологического надзора Управления Федеральной службы по Удмуртской Республике (далее – Управление Роспотребнадзора по УР) С.Д.С. в отношении К.А.Л. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В протоколе об административном правонарушении от 30 ноября 2021 года указано о выявлении нарушения К.А.Л. законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в невыполнении санитарно-профилактических (противоэпидемических) мероприятий, совершенных при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, а именно: 26 февраля 2021 года К.А.Л. прибыл на территорию Российской Федерации из Танзании, при этом К.А.Л. не выполнил требования по заполнению на Едином портале государственных и муниципальных услуг (далее – ЕПГУ) (https://www.gosuslugi.ru) анкеты для прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде «Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию» (https://www.gosuslugi.ru/394604) до вылета в Российскую Федерацию (при приобретении билета, но не позднее регистрации на рейс), не разместила информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ, не заполнила форму «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https://www.gosuslugi.ru/400705/1).
Указанные действия являются нарушением статей 10, 30, 31 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний представляющих опасность для окружающих», пунктов 4.1, 4.2 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», подпунктов 2.1, 2.2 пункта 2 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-19» (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 июля 2020 года №22), что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Определением руководителя Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике от 1 декабря 2021 года материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении К.А.Л. направлены на рассмотрение в Первомайский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики ( л.д. 3).
Постановлением судьи Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 28 января 2022 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении К.А.Л. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении С.Д.С.., подана на него жалоба в Верховный Суд Удмуртской Республики. Жалоба мотивирована тем, что Управлением Роспотребнадзора по С.Д.С. был направлен запрос ООО «<данные изъяты> Медицинские технологии» о предоставлении сведений, подтверждающих прохождение К.А.Л. лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР. В ответ на запрос, генеральным директором ООО «<данные изъяты> Медицинские технологии» А.М.А. представлена объяснительная, из которой следует, что пациента К.А.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в лабораторной информационной системе не числится, в данную организацию для взятии биоматериала на исследование COVID -19. Так же, поясняет, что на 27.02.2021г. все заявки начинались с цифр 330068 и номер данной заявки (заявка в материалах дела № 3372422787) не может быть достоверным.
Таким образом, есть основания полагать о предоставлении фальсифицированных документов со стороны лица, в отношении которого ведется производство по делу К.А.Л., а равно и об отсутствии реального оказания услуги по взятию биоматериала на исследование COVID -19 К.А.Л. 27.02.2021г. в ООО «ДНКОМ Медицинские технологии».
Доказательств подтверждающих прохождение лабораторное исследование ни COVID-19 методом ПЦР в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации лицом, привлекаемым к административной ответственности, не представлено. Следовательно, К.А.Л. допущено нарушение пункта 2.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 №7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-19», он не прошел лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и не разместил информацию о результате лабораторного исследования на COVID -19 в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации на ЕПГУ, заполнив соответствующую форму.
Просит постановление районного суда от 28 января 2022 года отменить.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы заявителя, выслушав К.А.Л., представителя Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике Л.М.П.., судья Верховного Суда Удмуртской Республики приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Часть 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенных в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Материалами дела устанавливаются нарушения именно санитарных правил и требований по профилактике новой коронавирусной инфекции - СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-19» (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 июля 2020 года №22), требования Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Материалами дела установлено, что 26 февраля 2021 года К.А.Л. прибыл на территорию Российской Федерации авиарейсом из Танзании.
В связи с сохраняющимся риском распространения заболевания, угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Российской Федерации, в соответствии со ст. 31, п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) Главным государственным санитарным врачом РФ 18.03.2020 вынесено постановление №7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27 июля 2020 г. № 22) (далее - Постановление № 7).
Согласно п.п. 2.1., 2.2. п. 2 Постановления № 7 гражданам Российской Федерации, прибывающим на территорию Российской Федерации воздушным транспортом (за исключением членов экипажа воздушного судна, осуществляющего воздушную перевозку) необходимо обеспечить заполнение анкеты прибывающего на территорию Российской Федерации до прибытия на территорию Российской Федерации в целях обеспечения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
В целях оперативного прохождения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации обеспечить заполнение на Едином портале государственных и муниципальных услуг (далее ЕПГУ) (https://www.gosuslugi.ru) анкеты для прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде "Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию" (https://www.gosuslugi.ru/394604) до вылета в Российскую Федерацию (при приобретении билета, но не позднее регистрации на рейс).
В течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и разместить информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ, заполнив форму "Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации (https://www.gosuslugi.ni/400705/l).
В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 52-ФЗ граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Согласно п. 1 ст. 31 Федерального закона № 52-ФЗ ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 3 ст. 31 Федерального закона № 52-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004г. № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.07.2012г. № 710, от 31.01.2020 №66) коронавирусная инфекция внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Согласно п. 2.1 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 г. № 15 (далее - СП 3.1.3597-20) к мероприятиям, направленным на предупреждение распространения COVID-19 относится, в том числе мониторинг заболеваемости и эпидемиологическая диагностика.
В соответствии с п. 4.1 СП 3.1.3597-20 противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 4.2 СП 3.1.3597-20 эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает выявление больных, их своевременную изоляцию и госпитализацию; установление границ очага (организации, транспортные средства, место жительство и другие) и лиц, контактировавших с больным COVID-19; проведение мероприятий в эпидемических очагах (выявление лиц, контактировавших с больными COVID-19, их изоляцию (в домашних условиях или в обсерваторах в зависимости от эпидемиологических рисков) с лабораторным обследованием на COVID-19, медицинское наблюдение в течение 14 календарных дней со дня контакта с больным COVID-19, назначение экстренной профилактики (профилактического лечения); дезинфекцию; экстренную профилактику (профилактическое лечение) для лиц, контактировавших с больными COVID-19, и лиц из групп риска и др.
К.А.Л. указывает, что по прилету в течение предусмотренного законом срока 27 февраля 2022 года он сдал тест на COVID-19 методом ПЦР, результат теста отрицательный. В дальнейшем им была заполнена форма «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https://www.gosuslugi.ru/400705/1) и информация размещена в ЕПГУ, что подтверждается скриншотом с сайта госуслуг. Имеется информация о регистрации данного заявления, указан номер заявления. В связи с чем, он был уверен, что данная информация имеется в ЕГПУ, не мог даже предположить, что данное заявление не было отражено в ЕГПУ, данную информацию он увидеть не может, ее может увидеть лишь Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике. Ранее он уже выкладывал информацию в сентябре 2020 года точно таким же образом, данная информация в ЕГПУ имеется. Полагает, что в его действиях отсутствует вина в совершении данного административного правонарушения. Указывает, что данное заявление под № 1092831970 зарегистрировано.
Судья районного суда, проверив дело в полном объеме, пришел к выводу об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях.
Полагаю, что выводы судьи районного суда сделаны без оценки всех обстоятельств дела.
Согласно ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и рассматривает дело в полном объеме.
В материалы дела приобщен ответ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 15 февраля 2022 года № П13-1-08-107-7315, в котором указано, что заявление № 1092831970 от 27 февраля 2021, размещённое К.А.Л. на Едином портале государственных услуг инициировано от 2 марта 2021 года другим пользователем ЕПГУ. Для однозначной идентификации гражданина К.А.Л. в Единой системе идентификации и аутентификации, а также выгрузки информации о его обращениях к ЕПГУ, Министерство просит предоставить данные СНИЛС или данные документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорт).
Далее, Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике письмом от 17 февраля 2022 года № 18-00-02/021-1567 -2022 направлен запрос в отношении К.А.Л., с указанием его СНИЛС: 140-471-184 26.
В ответе от 21 февраля 2022 года № П13-1-08-107-8651 на запрос Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации сообщило, что список услуг, заказанных пользователем К.А.Л. посредством ЕПГУ приведен в приложении, также сообщило, что указанное в письме заявление № 1092831970 инициировано другим пользователем ЕПГУ.
Согласно приложению, К.А.Л. пользовался услугами ЕПГУ: 20.12.2021;08.12.2021;10.05.2021;10.05.2021;19.02.2022;19.02.2022;09.07.202;02.07.2021;19.12.2021;08.02.2022.
Сведения о пользовании К.А.Л. услугами ЕПГУ в указанный им период – с 26.02.2021 (дата прибытия) по 29.02.2021 достоверно не подтверждены.
Кроме того, согласно объяснительной ООО «<данные изъяты>» медицинское технологии, пациент К.А.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в лабораторной информационной системе не числится, в организацию для взятия биоматериала на исследование COVID-19 не обращался.
Также следует отметить, что материалы дела не содержат конкретных доказательств указывающих на то, что имелись какие-либо технические причины, явившиеся препятствием для выполнения К.А.Л. возложенных на него обязанностей по заполнению на Едином портале государственных и муниципальных услуг анкеты для прибывающего в Российскую Федерацию и по размещению информации о результате лабораторного исследования на COVID-19.
Несмотря на установленные Верховным Судом Удмуртской Республики обстоятельства, подтверждающие неисполнение К.А.Л. обязанности по заполнению на Едином портале государственных и муниципальных услуг анкеты для прибывающего в Российскую Федерацию и по размещению информации о результате лабораторного исследования на COVID-19, судом установлено, что на момент рассмотрения в Верховном Суде Удмуртской Республики жалобы на решение судьи районного суда от 28 января 2022 года, срок давности привлечения К.А.Л. к административной ответственности истек.
При таких обстоятельствах, жалоба удовлетворению не подлежит.
Жалоба подана с соблюдением сроков на её подачу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Первомайского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 28 января 2022 года, оставить без изменения, жалобу должностного лица Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике С.Д.С.. - без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано (опротестовано) в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Г.Р. Багаутдинова