Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2989/2023 ~ М-2560/2023 от 31.07.2023

Дело

        РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 октября 2023 года                                                                                                           <адрес>

Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе председательствующего судьи Цицкиева Р.Б., при секретаре Гиреевой Х.А., с участием представителя истца Цицкиева Р.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Матиева М. З. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании решения о прекращении выплаты пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный страховой стаж и возложении обязанности возобновить выплату пенсии,

        УСТАНОВИЛ:

Представитель истца Цицкиев Р.Х. обратился с указанным исковым заявлением, в котором просит суд признать незаконным решение ОСФР по <адрес> о прекращении выплаты Матиеву М. З. досрочной страховой пенсии по старости, включить период работы Матиева З.М.: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – электро-газосварщик (Грозненский трест строительных материалов); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – электро-газосварщик (Грозненский комбинат строительных материалов); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – электро-газосварщик (МУП СУ – 1 <адрес>) в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, обязать ОСФР по <адрес> восстановить выплату Матиеву М.З. досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Исковое заявление мотивировано тем, что Матиев М.З. с сентября 2015 года является получателем страховой пенсии по старости, назначенной в соответствии пп. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Ответчик в одностороннем порядке, не уведомляя истца, с ДД.ММ.ГГГГ прекратил выплату досрочной страховой пенсии по старости. Из письма ОСФР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что основанием для прекращения выплаты досрочной страховой пенсии является неправомерное установление и выплата досрочной страховой пенсии в связи с особыми и тяжелыми условиями труда. Страховой и специальный стаж Матиева М.З. составляет 26 лет и 4 месяца. В подтверждение факта работы истцом были представлены соответствующие документы – трудовая книжка, справка уточняющая характер работы и условия труда необходимые для льготной пенсии, справка о заработной плате.

Матиев М.З. считает такие действия и принятое ОСФР по <адрес> решение незаконными и необоснованными.

Определением Магасского районного суда ДД.ММ.ГГГГ к участию в настоящем гражданском деле в качестве соответчика привлечено ОСФР по <адрес>.

В судебном заседании представитель истца Цицкиев Р.Х. исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.

Истец и ответчик, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания в суд не явились, при этом ОСФР по <адрес> представило письменные возражения на исковое заявление, согласно которым, ссылаясь на нормы Федерального закона «О страховых пенсиях», Федерального закона «О трудовых пенсиях Российской Федерации», считает исковое заявление не подлежащим удовлетворению.

Заслушав позицию представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 56 ГПК РФ установлена обязанность каждой из сторон доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно части 3 статьи 123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Руководствуясь ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 указанного закона, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:

мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Частью 3 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.

Таким образом, Федеральный? закон № 400-ФЗ предусматривает порядок сохранения пенсионных прав на досрочное назначение трудовой? пенсии по старости, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действующего законодательства.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом М. С., Советом М. Р. и Правительством Российской Федерации, в следующем порядке:

б) при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, - Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ N 10.

При этом время выполнявшихся до ДД.ММ.ГГГГ работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта;

Постановлением Кабинета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ N 10 утвержден список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.

Согласно разделу XXXIII указанного Постановления под названием «Общие профессии»? подразделу 23200000-19756, работа электрогазосварщика, занятые на резке ручной сварке, отнесена к работам с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях

Пунктом 3 части 1 статьи 25 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсий тех или иных ошибок, в том числе носящих технический характер, - учитывая необходимость оценки значительного числа обстоятельств, с наличием которых закон связывает возникновение права на пенсию, включая проверку представленных документов и проведение математических подсчётов, - полностью исключить невозможно.

Определение правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, - право и обязанность государства (абзац первый пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина С.В. Иванова", далее - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П).

Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет, призвана, таким образом, обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан, а потому не может подвергаться сомнению.

Вместе с тем соответствующий правовой механизм - исходя из конституционных принципов правового государства и верховенства права, а также принципов справедливости и юридического равенства - должен обеспечивать баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов на основе вытекающих из указанных принципов критериев разумности и соразмерности (пропорциональности), что, в свою очередь, предполагает наряду с учетом публичных интересов, выражающихся в назначении пенсии исключительно при наличии предусмотренных законом оснований и в целевом расходовании финансовых ресурсов, предназначенных на выплату пенсий, учёт интересов пенсионера, которому пенсия по вине уполномоченного государством органа была назначена ошибочно, с тем чтобы пенсионер не подвергался чрезмерному обременению, притом, однако, что с его стороны отсутствуют какие-либо нарушения (абзац третий пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П).

Такое правовое регулирование отвечало бы сути социального правового государства и, будучи основано, в том числе, на конституционных принципах правовой определённости и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, обеспечивало бы как соблюдение законодательно установленных условий назначения и выплаты пенсий за выслугу лет, так и защиту интересов граждан, которые, полагаясь на правильность принятого уполномоченными государством органами решения, рассчитывают на стабильность своего официально признанного статуса получателя данной пенсии и неизменность вытекающего из него материального положения.

В рамках этих правоотношений в случае выявления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии гражданину, - при отсутствии с его стороны каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению пенсии, - бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход, и с учётом особенностей жизненной ситуации, в которой находится гражданин, продолжительности периода, в течение которого он получал назначенную по ошибке пенсию, и других значимых обстоятельств (абзац четвёртый пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П).

Приведённая правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации в отношении правовых последствий ошибочного назначения пенсии за выслугу лет гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, вследствие неправильного подсчёта кадровым подразделением уполномоченного органа стажа службы (выслуги лет) может быть применена к сходным отношениям по пенсионному обеспечению граждан в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".

Конституционный Суд Российской Федерации также указывал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.

Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретённых прав, действенности их государственной защиты (абзац второй пункта 2 постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), <адрес> и жалобами ряда граждан").

Из приведённых норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, и изложенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законом предусмотрена возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при установлении или перерасчёте размера пенсии.

При этом необходимо соблюдение баланса публичных и частных интересов, вследствие чего бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход. В связи с этим при разрешении вопроса об исправлении такой ошибки в случае отсутствия со стороны пенсионера каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению или перерасчёту пенсии, должны учитываться интересы пенсионера, особенности жизненной ситуации, в которой он находится, его возраст, продолжительность периода получения им пенсии в размере, ошибочно установленном ему пенсионным органом и другие значимые обстоятельства, как указано Верховным Судом Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ -КГ22-11-К7.

Тем самым, как указано высшей судебной инстанцией, при разрешении подобных споров недопустимо применение формального подхода, а бремя доказывания правомерности принятого пенсионным органом решения о прекращении выплаты пенсии, таким образом, ложится на пенсионный орган, выступающий ответчиком в рамках настоящего спора.

Как установлено судом и следует из материалов дела, решением руководителя территориального органа ПФР от ДД.ММ.ГГГГ , Матиеву М.З., ДД.ММ.ГГГГ г.р., назначена страховая пенсия по старости.

ОСФР по <адрес> рассмотрев сведения, имеющиеся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда РФ в отношении Матиева М.З., приняло решение о прекращении выплаты пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ответу на обращение Матиева М.З., ОСФР по РИ сообщает, что истец являлся получателем досрочной страховой пенсии по старости (тяжелые условия – список 2), досрочная страховая пенсия Матиеву М.З. прекращена с ДД.ММ.ГГГГ. Основанием для прекращения пенсии послужило, неправомерное установление и выплата досрочной страховой пенсии по старости и в связи с особыми и тяжелыми условиями труда. Подтверждающая сверка наличия или отсутствия подтверждающих документов о необходимом страховом стаже работы, в соответствии с п. 1,2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «Остраховых пенсиях». Исходя из результатов проведенной сверки документов, Матиев М.З. утратил право на получение досрочной страховой пенсии по старости.

Вместе с тем, при назначении пенсии Матиеву М.З., помимо его возраста, учитывался льготный стаж 26 лет 4 месяца.

Периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – электро-газосварщик (Грозненский трест строительных материалов); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – электро-газосварщик (Грозненский комбинат строительных материалов); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – электро-газосварщик (МУП СУ – 1 <адрес>), подтверждаются сведениями из трудовой книжки истца АТ-I заполненной ДД.ММ.ГГГГ, являющейся основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору (п. 6 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий», п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ).

Сведения о трудовой деятельности, указанные в трудовой книжке истца, также подтверждаются представленной работодателем справкой, уточняющей особый характер работы от ДД.ММ.ГГГГ , подтверждающей стаж работы истца полный рабочий день в качестве электрогазосварщика на резке и ручной сварке с ДД.ММ.ГГГГ по 11 июля июня 1991 года.

С учетом достижения истцом по состоянию на дату назначения пенсии 55-летнего возраста, наличием специального стажа, в том числе в должности электрогазосварщика, продолжительностью 26 лет и 4 месяца, решением территориального органа Пенсионного фогда Российской Федерации Матиеву М.З. назначена страховая пенсия по старости.

При назначении истцу страховой пенсии по старости истцом в материалы пенсионного дела была представлена справка Грозненского треста столовых от ДД.ММ.ГГГГ , содержащая сведения о суммах выплачиваемого истцу в период работы с 1985 года по 1989 год.

При этом, суд отмечает, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования» обязанность предоставлять сведения о застрахованных лицах лежит на работодателе, и не может быть возложена на застрахованное лицо.

Таким образом, наличие у истца Матиева М.З. права на досрочное назначение страховой пенсии на момент ее назначения исчерпывающе подтверждается исследованными материалами дела.

Кроме того, суд принимает во внимание возраст истца, длительность получения им пенсии, его материальное положение и право на пенсионное обеспечение в соответствии с принципами поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

Между тем ответчиками доказательств правомерности осуществленных ими действий не приведено. При этом недостоверность документов, послуживших основанием для назначения Матиеву М.З. пенсии, никакими официальными документами (заключение эксперта, решение суда и т.д.) не подтверждена.

При таких обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

            РЕШИЛ:

Исковое заявление Матиева М. З. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании решения о прекращении выплаты пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный страховой стаж и возложении обязанности возобновить выплату пенсии, удовлетворить.

Признать решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о прекращении выплаты страховой пенсии по старости Матиеву М. З. незаконным.

Включить периоды работы Матиева М. З. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электро-газосварщика (Грозненский трест строительных материалов), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электро-газосварщика (Грозненский комбинат строительных материалов), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электро-газосварщика (МУП СУ – 1 <адрес>) в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> возобновить досрочную страховую пенсию по старости Матиеву М. З. с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий:

Копия верна

Судья Магасского районного суда                                Р.Б. Цицкиев

2-2989/2023 ~ М-2560/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
МатиевМагамедЗагиевич
Ответчики
ОСФР по Ри
Другие
Цицкиев Рустам Хажбикарович
Суд
Магасский районный суд Республики Ингушетия
Судья
Цицкиев Р.Б.
Дело на странице суда
magassky--ing.sudrf.ru
31.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.08.2023Передача материалов судье
01.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.08.2023Подготовка дела (собеседование)
11.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.09.2023Судебное заседание
27.09.2023Судебное заседание
12.10.2023Судебное заседание
17.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.01.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
17.01.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
01.02.2024Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее