УИД 78RS0011-01-2022-005291-25
Дело № 2-516/2023 27 сентября 2023 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Пановой А.В.
при секретаре Бритове Д.В.
с участием представителя истца, представителя ответчика,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мурманского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» об обязании оборудовать Мурманский ДК средствами доступности для маломобильных групп населения,
у с т а н о в и л:
Мурманский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») об обязании оборудовать Мурманский ДК средствами доступности для маломобильных групп населения.
В обоснование исковых требований, истец указал, что в результате проведенной Мурманской транспортной прокуратурой проверки исполнения требований законодательства по обеспечению беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к объектам социальной инфраструктуры в Мурманском Доме культуры железнодорожников было выявлено, что вопреки п.6.1.1, 6.1.2 СП 59.13330.2020 в Мурманском ДК железнодорожников отсутствует вход в здание доступной для маломобильных групп населения (пандусы и поручни); в нарушение п.8.1.6 СП 59.13330.2020 при входе в здание Мурманского ДК железнодорожников информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей, для инвалидов по зрению, не установлена; вопреки п.6.2.8 СП 59.13330.2020 при наличии в холе здания Мурманского ДК железнодорожников лестниц (перепады высот пола в здании), пандусы и соответствующие поручни, доступные для МГН, не установлены; в нарушение п.4.4 СП 59.13330.2020 в Мурманском ДК железнодорожников не обеспечены для МГН пути эвакуации в случае чрезвычайной ситуации; вопреки п.6.5.2 СП 59.13330.2020 в Мурманском ДК железнодорожников отсутствуют технические средства информирования, ориентирования и сигнализации, размещаемые в помещениях, предназначенных для пребывания различных категорий инвалидов и МГН и на путях их движения, не унифицированы и не обеспечивают визуальную, звуковую, радио- и тактильную информацию и сигнализацию, обеспечивающую указание направления движения, идентификацию мест и возможность получения услуги; вопреки п.6.3.1 СП 59.13330.2020 в Мурманском ДК железнодорожников в уборной отсутствует доступная кабина для инвалидов. Указанные нарушения требований законодательства нарушает права маломобильной группы населения на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества, гарантированные статье 7 Конституции Российской Федерации, а также Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В связи с чем, истец просил обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статьи 80 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, СП 59.13330.2016 оборудовать в Мурманском ДК вход в здание доступный для маломобильных групп населения (пандусами и поручнями); при входе в здание Мурманского ДК установить информационную тактильную или тактильно-звуковую мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, не мешающую основному потоку посетителей, для инвалидов по зрению; в холе здания Мурманского ДК оборудовать лестницы пандусами и соответствующими поручнями, доступные для МГН; обеспечить для МГН пути эвакуации в случае чрезвычайной ситуации; оборудовать здание техническими средствами информирования, ориентирования и сигнализации, размещаемые в помещениях, предназначенных для пребывания различных категорий инвалидов и МГН, и на путях их движения, обеспечивающие визуальную, звуковую, радио- и тактильную информацию и сигнализацию, указание направления движения, идентификацию мест и возможность получения услуги; оборудовать в уборной здания Мурманского ДК доступной кабиной для инвалидов.
В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточнял исковые требования, в последней редакции истец просил обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в Мурманском Доме культуры железнодорожников Дирекции социальной сферы – структурного подразделения Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги», расположенного по адресу: 183018, Мурманск, ул.Октябрьская, д.13, в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и СП 59.13330.2020:
Оборудовать крыльцо главного входа в здание (согласно техническому паспорту здания – литер по плану А), крыльцо входа в здание (согласно техническому паспорту здания – литера по плану А2), крыльцо входа в здание (согласно техническому паспорту здания – литера по плану А5) поручнями на высоте 0,9 м с завершающими горизонтальными частями поручня на 0,3 м;
Оборудовать центральную лестницу в холе здания высотой 0,18 м (в центре) пандусом для маломобильных групп;
Установить у входной двери центрального входа в здание тактильную полноцветную табличку на композитной основе с режимом работы учреждения со шрифтом Брайля;
Оборудовать отдельный санузел – универсальную кабину для маломобильных групп в помещениях №28 и №29 (коридор, служебное помещение – согласно экспликации первого этажа к техническому паспорту здания – литер по плану А) с дверью, открывающейся наружу, пространством рядом с унитазом не менее 0,8 м для размещения кресла-коляски и переговорным устройством для маломобильных групп;
Оборудовать центральную часть (шириной 3,64 м) и правую часть (шириной 1,52 м) центральной лестницы, ведущей на второй этаж здания поручнями на высоте 0,9 м с завершающими горизонтальными частями поручня на 0,3м;
Установить на ступенях лестничных маршей главного входа в здание накладки противоскользящие, угловые;
Установить тактильные наклейки на ручки дверей главного входа в здание, ручки дверей в коридор перед санузлом, в санузел, ручки дверей в выставочный зал, ручки дверей в волонтерский центр, ручки дверей в гардероб, ручки дверей в администрацию, ручки дверей в лестничную клетку, ведущую в администрацию;
Установить тактильные наклейки на поручнях центральной лестницы на 2 этаж в холле здания и на поручнях лестницы, ведущей в администрацию;
Установить тактильные наклейки для обозначения номера ряда и номера места в зрительном зале;
Установить тактильные пиктограммы (с указанием направления движения, выходя из помещения, информации, пути эвакуации по лестнице, указанием назначения помещений: санузел, гардероб, зрительный зал);
Установить тактильные таблички с указанием назначения помещения: санузел, гардероб, зрительный зал, волонтерский центр, в том числе в холле для направления движения; выставочный зал, в том числе в холле для направления движения; администрация, в том числе для направления движения;
Установить тактильные мнемосхемы с планом помещений (санузел, зрительный зал, волонтерский центр, выставочный зал);
Установить тактильно-звуковые мнемосхемы с планом этажа на 1 и 2 этажах холла;
Установить аварийные светильники и указатели «Выход» в туалете для маломобильных групп и в коридоре перед туалетом для маломобильных групп;
Оборудовать перед зданием в границах земельного участка 51:20:0002051:6 стоянку для маломобильных групп с установкой дорожного знака «Инвалиды», нанесением линий (разметок), обозначающих парковочное место и разметки «Инвалид».
Производство по делу в части исковых требований об обязании ОАО «Российские железные дороги» оборудовать крыльцо главного входа в здание поручнями и центральную лестницу в холе здания пандусом и поручнями для маломобильных групп населения было прекращено в виду наличия решения по аналогичным требованиям.
Представитель истца по доверенности ФИО1 в судебное заседание явилась, уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить
Представитель ОАО «РЖД» по доверенности ФИО2 в судебное заседание явился, исковые требования не признал, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, полагает исковые требования прокурора подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
10 ноября 2020 года в ходе проверки, проведенной Мурманской транспортной прокуратурой по обращению ФИО3 по вопросу исполнения требований законодательства о доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения, было установлено, что вопреки п.6.1.1, 6.1.2 СП 59.13330.2020 в Мурманском ДК железнодорожников отсутствует вход в здание доступной для маломобильных групп населения (пандусы и поручни); в нарушение п.8.1.6 СП 59.13330.2020 при входе в здание Мурманского ДК железнодорожников информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей, для инвалидов по зрению, не установлена; вопреки п.6.2.8 СП 59.13330.2020 при наличии в холе здания Мурманского ДК железнодорожников лестниц (перепады высот пола в здании), пандусы и соответствующие поручни, доступные для МГН, не установлены; в нарушение п.4.4 СП 59.13330.2020 в Мурманском ДК железнодорожников не обеспечены для МГН пути эвакуации в случае чрезвычайной ситуации; вопреки п.6.5.2 СП 59.13330.2020 в Мурманском ДК железнодорожников отсутствуют технические средства информирования, ориентирования и сигнализации, размещаемые в помещениях, предназначенных для пребывания различных категорий инвалидов и МГН и на путях их движения, не унифицированы и не обеспечивают визуальную, звуковую, радио- и тактильную информацию и сигнализацию, обеспечивающую указание направления движения, идентификацию мест и возможность получения услуги; вопреки п.6.3.1 СП 59.13330.2020 в Мурманском ДК железнодорожников в уборной отсутствует доступная кабина для инвалидов, о чем был составлен Акт проверки старшим помощником Мурманского транспортного прокурора (л.д.16-17 том 1).
10.11.2020 года в адрес директора Мурманского Дома культуры железнодорожников было направлено Представление об устранении нарушений требований законодательства о защите прав инвалидов (л.д.18-20 том 1).
На данное Представление ответчиком 27.11.2020 года был дан ответ о том, что составлен План действий, связанный с закупкой оборудования для организации доступа в здание Дома культуры маломобильных групп населения, работы по обеспечению доступа лиц из маломобильных групп населения в здание Дома культуры, будут закончены до 10.01.2021 (л.д.21 том 1).
18.01.2021 года в дополнение к ранее направленному ответу Директор Мурманского Дома культуры железнодорожников уведомил прокурора о том, что силами сотрудников Дома культуры железнодорожников была установлена беспроводная система вызова помощи «Тифловызов», включающая в себя две сенсорные кнопки с визуальной индикацией работы, расположенные на центральном и дополнительном входе в здание Дома культуры и приемное устройство на посту охраны. Закупка и установка пандуса для обеспечения доступа лиц для маломобильных групп населения в здание Дома культуры в срок до 01.03.2021 года. Работы по оборудованию специальных мест, эвакуационных выходов, сантехнических узлов, а также размещение информационных табличек для маломобильных групп населения внутри здания Дома культуры запланированы после проведения строительных работ, включенных в инвестиционную программу Октябрьской железной дороги на 2021-2023 г. (л.д.22 том 1).
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 18 июля 2013 года по делу №2-1761/2013 по иску Мурманского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» об обязании устранить нарушения законодательства, направленного на обеспечение беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями в здание ДК железнодорожников, ОАО «Российские железные дороги» было обязано оборудовать лестницу при входе с улицы в здание ДК железнодорожников пандусом и поручнем с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 в течение 10 месяцев со дня вступления решения в законную силу, обеспечить здание ДК железнодорожников системой средств информации зон и помещений, доступных для посещения маломобильных групп населения, доступных для них входных узлов и путей движения, идентификацию доступных для маломобильных групп населения элементов зданий и территории символами доступности в срок до 1 марта 2014 года; в удовлетворении исковых требований об обязании оборудовать лестницы в холле по направлению к бару «Магистраль» пандусом и поручнями и обеспечения непрерывности информации, своевременное ориентирование и однозначное опознание объекта и мест посещения было отказано.
Данное решение не обжаловалось, вступило в законную силу.
24 ноября 2022 года старшим помощником Мурманского транспортного прокурора ФИО4 с участием инженера Мурманского ДК железнодорожников была проведена проверка Мурманского ДК железнодорожников в ходе которой было установлено, что вход в здание не оборудован пандусами и поручнями (проведены замеры), отсутствуют информационные и тактильно-звуковые мнемосхемы, отображающие информацию о помещениях в здании, не мешающую основному потоку посетителей для инвалидов по зрению, в холе здания не оборудованы пандусами и соответствующими поручнями лестницы, для МГН не обеспечены пути эвакуации, здание не оборудовано техническими средствами информирования, ориентирования и сигнализации, размещаемые в помещениях, предназначенных для пребывания различных категорий инвалидов и МГН и на путях их движения, обеспечивающие визуально, звуковую, радио и тактильную информацию и сигнализацию, указание направления движения, идентификацию мест и возможность получения услуг. В здании отсутствует доступная для инвалидов кабина в уборных. Отсутствуют парковочные места (на стоянке у здания) для инвалидов, дорожные знаки. Две лестницы в правое и левое крыло здания не оборудованы пандусами и поручнями, как и центральная лестница на 2 этаж (л.д.66 том 1).
Ответчиком запланирован капитальный ремонт здания Мурманского Дома культуры железнодорожников, разработан Локальный сметный расчет №22-155-14 содержащий перечень работ, включающих в том числе и работы по оборудованию здания Дома культуры средствами доступности для инвалидов, включающих маломобильных групп населения и инвалидов по зрению (л.д.73-124 том 1).
11 августа 2023 года прокурором проведен осмотр здание Мурманского ДК железнодорожников с участием инженера в ходе которого было установлено следующее:
крыльцо главного входа в здание ДК (согласно техническому паспорту здания ДК - литер по плану А), крыльцо входа (согласно техническому паспорту здания ДК - литер по плану А2), крыльцо входа (согласно техническому паспорту здания ДК - литер по плану А5) поручнями для маломобильных групп населения с учетом требований, предъявляемым к опорным стационарным устройствам ГОСТ Р 51261-2022, не оборудованы,
центральная лестница в холе здания ДК высотой 0,18 м. (в центре) пандусом не оборудована,
на центральном входе в здание отсутствует информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающую основному потоку посетителей, для инвалидов по зрению;
в помещениях здании ДК отсутствуют технические средства информирования, ориентирования и сигнализации, предназначенных для пребывания различных категорий инвалидов и маломобильных групп населения, и на путях их движения, обеспечивающие визуальную, звуковую, радио- и тактильную информацию и сигнализацию, указание направления движения, идентификацию мест и возможность получения услуги;
в ДК отсутствует санузел (уборная) для маломобильных групп;
центральная часть (шириной 3,64 м) и правая часть (шириной 1,52 м) центральной лестницы, ведущей на второй этаж здания в ДК поручнями для маломобильных групп населения с учетом требований, предъявляемым к опорным стационарным устройствам ГОСТ Р 51261-2022 не оборудованы;
на проступях краевых ступеней лестничных маршей главного входа в здание ДК отсутствуют противоскользящие полосы, контрастные с поверхностью ступени;
на стоянке автотранспорта у ДК отсутствует место для стоянки (парковки) транспортных средств, управляемых инвалидами или перевозящих инвалидов в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и п. 5.2.1, п. 5.2.2 СП 59.13330.2020.
Из пояснений директора Дома культуры ФИО5, данных им в ходе проведенной проверки, следует, что согласно смете на капитальный ремонт здания ДК, утвержденного 01.06.2023 предусмотрены работы по приспособлению здания для доступности инвалидов и маломобильных групп населения.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно статье 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);
3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;
8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
На всех парковках общего пользования, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На граждан из числа инвалидов III группы распространяются нормы настоящей части в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак "Инвалид" и информация об этих транспортных средствах должна быть внесена в федеральный реестр инвалидов.
Несоблюдение и невыполнение ответчиком требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения затрагивают интересы неопределенного круга инвалидов.
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения необходимо для того, чтобы обеспечить им право на достойную жизнь и свободное развитие.
Приказом Минстроя России от 30.12.2020 №904/пр утвержден СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее – СП 59.13330.2020).
Мурманский Дом культуры железнодорожников, расположенный по адресу: Мурманск, ул.Октябрьская, дом 13, является объектом социальной инфраструктуры. ОАО «Российские железные дороги» является владельцем данного здания и объекта. Исходя из актов, представленных истцом следует, что ответчик не создал необходимые предусмотренные законом и нормативными требованиями условий для беспрепятственного доступа инвалидов. Ответчиком доказательств обратного не представлено.
Пунктом 4.1 СП 59.13330.2020 требования данного Свода правил подлежат выполнению в том числе при приспособлении зданий и сооружений, а также территорий общего пользования.
Согласно пункта 4.4 СП 59.13330.2020 в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для МГН условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также для эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.
Пунктом 5.1 СП 59.13330.2020 на всех стоянках (парковках) общего пользования около или в объеме жилых, общественных (в том числе объектов физкультурно-спортивного назначения, культуры и др.) и производственных зданий, зданий инженерной и транспортной инфраструктуры, а также у зон рекреации следует выделять не менее 10% машино-мест (но не менее одного места) для людей с инвалидностью, включая число специализированных машино-мест для транспортных средств (с габаритами по 5.2.4) инвалидов, в том числе передвигающихся на креслах-колясках.
Прокурором не представлено достаточных доказательств, достоверно подтверждающих наличие оборудованной общественной стоянки для транспортных средств у Мурманского ДК железнодорожников, на которой ответчик обязан был выделить и оборудовать места для инвалидов. Таким образом, требования прокурора об обязании оборудовать перед зданием в границах земельного участка 51:20:0002051:6 стоянку для маломобильных групп с установкой дорожного знака «Инвалиды», нанесением линий (разметок), обозначающих парковочное место и разметки «Инвалид» не подлежат удовлетворению. При этом суд, считает необходимым отметить, что по смыслу положений закона и СП 59.13330.2020 оборудование мест для стоянки транспортных средств инвалидов подлежит путем выделения определенного количества мест на общественных и оборудованных стоянках, но не путем организации специальной стоянки для транспортных средств инвалидов.
В соответствии с пунктами 6.1.1, 6.1.2 СП 59.13330.2020 в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или наземного уровня, соединенного с этим зданием; в доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. Их поручни должны соответствовать техническим требованиям к опорным стационарным устройствам. При ширине лестниц на основных входах в здание 4м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни.
Мурманский ДК железнодорожников является объектом социальной инфраструктуры и имеет один вход для обеспечения доступа посетителей, другие входы не предназначены для доступа граждан. Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 18 июля 2013 года по делу №2-1761/2013 ответчик уже был обязан оборудовать лестницу при входе с улицы в здание ДК железнодорожников пандусом и поручнем с учетом технических требований. Таким образом, с учетом требований закона об оборудовании одного входа в здание для инвалидов, а также наличие решение суда об обязании оборудовать вход в здание пандусом и поручнями, оснований для удовлетворения исковых требований прокурора об обязании оборудовать крыльцо входа в здание (согласно техническому паспорту здания – литера по плану А2), крыльцо входа в здание (согласно техническому паспорту здания – литера по плану А5) поручнями на высоте 0,9 м с завершающими горизонтальными частями поручня на 0,3 м не подлежат удовлетворению.
Вопреки требованиям пункта 6.2.8 СП 59.13330.2020 при входе в здание на проступях краевых ступеней лестничных маршей отсутствуют противоскользящие полосы, контрастные с поверхностью ступени.
Согласно пунктов 6.5.2 СП 59.13330.2020 технические средства информации и сигнализации, размещаемые в помещениях, предназначенных для пребывания МГН различных групп мобильности, и на путях их движения, должны обеспечивать визуальную, звуковую и тактильную информацию. Применяемые средства информации должны быть идентичными в пределах здания или комплекса зданий и сооружений, размещаемых на одном земельном участке.
Пунктом 6.5.5 СП 59.13330.2020 световые оповещатели, эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения, подключенные к системе оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, к системе оповещения о стихийных бедствиях, следует устанавливать в помещениях и зонах общественных зданий и сооружений, посещаемых МГН, и производственных помещениях, имеющих рабочие места для инвалидов.
В соответствии с пунктами 6.5.12 СП 59.13330.2020 в зданиях с массовым пребыванием людей (пассажирские здания вокзалов всех видов транспорта, организации социального обслуживания, общественные здания административного назначения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению следует устанавливать тактильные или тактильно-звуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании.
Условия применения тактильных мнемосхем установлен ГОСТ Р 59601-2021.
В нарушение указанных положений СП 59.13330.2020 в здании Мурманского ДК железнодорожников отсутствуют технические средства информирования, ориентирования и сигнализации, размещаемые в помещениях, предназначенных для пребывания различных категорий инвалидов и МГН, и на путях их движения, не унифицированы и не обеспечивают визуальную, звуковую, радио- и тактильную информацию и сигнализацию, обеспечивающую указание направления движения, идентификацию мест и возможность получения услуги, при входе в здание Мурманского ДК железнодорожников тактильная или тактильно-звуковая схема отображающая информацию о размещении и назначении помещений в здании не установлена.
В соответствии с пунктом 6.3.1 СП 59.13330.2020 в зданиях, где должны быть санитарно-бытовые помещения для посетителей, следует предусматривать специально оборудованные для инвалидов доступные кабины в уборных. При этом должна обеспечиваться доступность уборных общего пользования для людей с нарушением зрения.
В здании Мурманского ДК железнодорожников специально оборудованная доступная кабина для инвалидов в уборной не имеется.
По ходатайству ответчика судом была проведена судебная строительно-техническая экспертиза. Согласно выводам экспертов изложенных в Заключении экспертов №502-С-СТЭ от 14.04.2023 года ООО «Экспертный центр «Академический»:
Техническая возможность установить информационную тактильную или тактильно-звуковую мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, не мешающую основному потоку посетителей, для инвалидов по зрению, при входе в здание Мурманского ДК железнодорожников существует,
Техническая возможность обеспечить в здании Мурманского ДК железнодорожников пути эвакуации в случае чрезвычайной ситуации для маломобильных групп населения с учетом существующего конструктивного и объемно-планировочного решения здания отсутствует,
Техническая возможность оборудовать Мурманский ДК железнодорожников техническими средствами информирования, ориентирования и сигнализации, размещаемые в помещениях, предназначенных для пребывания различных категорий инвалидов и маломобильных групп населения, и на путях их движения, обеспечивающие визуальную, звуковую, радио – и тактильную информацию и сигнализацию, указание направления движения, идентификацию мест и возможность получения услуги существует,
Техническая возможность оборудовать уборную здания Мурманского ДК железнодорожников доступной кабиной для инвалидов существует исключительно для женского туалета на 1-м этаже.
Работы по установке информационной тактильной или тактильно-звуковой мнемосхеме, оборудованию доступной кабиной для инвалидов в уборной не относятся к работам по реконструкции здания (л.д. 2-76 том 2).
У суда не имеется оснований ставить под сомнение достоверность экспертного заключения, поскольку экспертиза проведена компетентными экспертами, имеющими значительный стаж работы в соответствующих областях экспертизы, рассматриваемая экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" на основании определений суда о поручении проведения экспертизы, эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключения экспертов отвечает принципам относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств, основания сомневаться в их правильности отсутствуют. Заключение противоречий, неясностей и неточностей не содержит
Таким образом, в виду наличия технической возможности, суд полагает требования прокурора об обязании установить у входной двери центрального входа в здание тактильную полноцветную табличку на композитной основе с режимом работы учреждения со шрифтом Брайля, тактильные наклейки на ручки дверей главного входа в здание, ручки дверей в коридор перед санузлом, в санузел, ручки дверей в выставочный зал, ручки дверей в волонтерский центр, ручки дверей в гардероб, ручки дверей в администрацию, ручки дверей в лестничную клетку, ведущую в администрацию; тактильные наклейки на поручнях центральной лестницы на 2 этаж в холле здания и на поручнях лестницы, ведущей в администрацию; тактильные наклейки для обозначения номера ряда и номера места в зрительном зале; тактильные пиктограммы (с указанием направления движения, выходя из помещения, информации, пути эвакуации по лестнице, указанием назначения помещений: санузел, гардероб, зрительный зал); тактильные таблички с указанием назначения помещения: санузел, гардероб, зрительный зал, волонтерский центр, в том числе в холле для направления движения; выставочный зал, в том числе в холле для направления движения; администрация, в том числе для направления движения; тактильные мнемосхемы с планом помещений (санузел, зрительный зал, волонтерский центр, выставочный зал); тактильно-звуковые мнемосхемы с планом этажа на 1 и 2 этажах холла подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что прокурор необоснованно в обоснование своих требований ссылается на СНИП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденный приказом Министерства регионального развития РФ №605 от 27 декабря 2011 года поскольку он введен в действие с 1 января 2013 года и предназначен для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений не может быть принят во внимание, т.к. до утверждения данного СНИП действовал СНИП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденный постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года №73 и ответчик при проведении работ по капитальному ремонту в 2012 году должен был предусмотреть требования об обеспечении доступа инвалидов в здание путем установки пандуса и поручня.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд считает возможным в соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установить срок для исполнения решения суда 24 месяца, принимая во внимание, что ОАО «Российские железные дороги» является компанией со 100% государственным участием, со строго регламентированной деятельностью путем разработки и утверждения Инвестиционной программы и годовых бюджетов, а также необходимость при заключении договора со специализированными организациями на выполнение услуг соблюдать требования Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отельными видами юридических лиц».
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб., от уплаты которой истец был освобожден при подаче искового заявления в силу положений налогового законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
Исковые требования Мурманского транспортного прокурора удовлетворить частично.
Обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в Мурманском Доме культуры железнодорожников, расположенного по адресу: Мурманск, ул.Октябрьская, дом 13:
- установить у входной двери в здание тактильную полноцветную табличку на композитной основе с режимом работы учреждения со шрифтом Брайля;
- оборудовать отдельную кабину для маломобильных групп населения в уборной на первом этаже,
- установить на ступенях лестничных маршей главного входа в здание накладки противоскользящие, угловые,
- установить тактильные наклейки на ручки дверей главного входа в здание, ручки дверей в коридор перед санузлом, в санузел, ручки дверей в выставочный зал, ручки дверей в волонтерский центр, ручки дверей в гардероб, ручки дверей в администрацию, ручки дверей в лестничную клетку, ведущую в администрацию, на поручнях центральной лестницы на 2 этаж в холле здания и на поручнях лестницы, ведущей в администрацию,
- установить тактильные наклейки для обозначения номера ряда и номера места в зрительном зале,
- установить тактильные пиктограммы (с указанием направления движения, выходя из помещения, информации, пути эвакуации по лестнице, указанием назначения помещений: санузел, гардероб, зрительный зал),
- установить тактильные таблички с указанием назначения помещения: санузел, гардероб, зрительный зал, волонтерский центр, в том числе в холле для направления движения; выставочный зал, в том числе в холле для направления движения; администрация, в том числе для направления движения,
- установить тактильные мнемосхемы с планом помещений, с планом этажа на 1 и 2 этажах,
- установить аварийные светильники и указатели «Выход» в туалете для маломобильных групп и в коридоре перед туалетом для маломобильных групп.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» государственную пошлину в доход государства в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья
Решение в окончательной форме принято 30 октября 2023 года.