РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Тевриз 14 сентября 2023 года
Тевризский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Полещук А.В.,
при секретаре судебного заседания Польяновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению С.Ю.В. и С.Л.В. к Администрации Тевризского муниципального района Омской области и Администрации Тевризского городского поселения Тевризского муниципального района Омской области о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
В Тевризский районный суд Омской области поступило вышеуказанное исковое заявление истцов С.Ю.В. и С.Л.В. к Администрации Тевризского муниципального района Омской области, в котором истцы указали следующее.
С.Ю.В. и С.Л.В. являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. С.Л.В. является инвалидом 2 группы.
Проживание в указанном жилом помещении опасно для жизни и здоровья, поскольку подполье постоянно затоплено, что приводит к деформации основания фундамента паводковыми и сточными водами. По причине деформации фундамента дома нарушается прочность и устойчивость наружных стен дома. Стены начинают смещаться, разрушаться, в результате чего существует реальная угроза обрушения отдельных фрагментов конструкции стен дома. Кроме того, данное жилое помещение не оснащено водопроводом и газовым отоплением. Отопление жилого помещения осуществляется печью. Поскольку С.Л.В. имеет психические отклонения и не всегда может понимать значение своих действий, имеется угроза возгорания.
17.03.2022 межведомственной комиссией проведено обследование жилого помещения, по результатам которого вынесено заключение об отнесении квартиры к категории непригодного для проживания. Распоряжением Администрации Тевризского муниципального района Омской области от 21.03.2022 № 60-р вышеуказанное жилое помещение признано непригодным для проживания.
Постановлением Администрации Тевризского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №п семья С. признана малоимущей. Также, постановлением Администрации Тевризского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №-п семья С. принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. До настоящего времени жилое помещение по договору социального найма истцам не предоставлено, семья С. находится на 394 месте в очереди на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
С.Л.В., в связи с ухудшением состояния здоровья, из квартиры почти не выходит, плохо ориентируется в пространстве, в квартире в любой момент может обрушиться стена (одна из стен вздулась), печное отопление может стать причиной возгорания потолка, из-за избыточной влаги в помещении вздулось и деформировалось деревянное напольное покрытие. В связи с этим, истцы просили суд обязать Администрацию Тевризского муниципального района Омской области предоставить им во внеочередном порядке благоустроенное жилье по договору социального найма, отвечающее всем требованиям жилищного законодательства Российской Федерации.
Определением Тевризского районного суда Омской области от 10.04.2023 в качестве соответчика по делу привлечена Администрация Тевризского городского поселения Тевризского муниципального района Омской области (т. 1, л.д. 102-103).
В ходе судебного разбирательства истец С.Ю.В. заявленные исковые требования поддержал, просил суд удовлетворить иск. Истец пояснил суду, что межведомственной комиссией его квартира признана непригодной для проживания, им было написано заявление о постановке на учет для переселения, иного жилья в собственности не имеет. Согласен на предоставление ему квартиры по договору социального найма с прекращением права собственности в отношении квартиры, собственником которой он также является.
Истец С.Л.В. в судебном заседании также исковое заявление поддержала, согласна на предоставление ей нового жилья. Суду пояснила, что квартира по <адрес> в плохом состоянии, пол в квартире провалился, печь обвалилась. Желает переехать в другую квартиру.
Представитель истца С.Ю.В. – Кузьмина Е.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, телефонограммой сообщила о невозможности её участия в судебном заседании по причине нахождения в командировке.
Представитель ответчика – Администрации Тевризского муниципального района Омской области Ешуков С.В., участвующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил суду, что Администрация Тевризского муниципального района Омской области в данном деле является ненадлежащим ответчиком, поскольку истцы проживают на территории Тевризского городского поселения, там же состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по социальному найму, Администрация Тевризского муниципального района Омской области реализует данные полномочия только на территории сельских поселений. В связи с этим, Ешуков С.В. просил суд в удовлетворении иска к Администрации Тевризского муниципального района Омской области отказать.
Представитель ответчика – Администрации Тевризского городского поселения Тевризского муниципального района Омской области Криживитский С.В. исковые требования признал, пояснил суду, что межведомственной комиссией был проведен осмотр <адрес>, по результатам осмотра квартира признана непригодной для проживания, находится в аварийном состоянии, о чем было вынесено заключение. С выводами судебной строительно-технической экспертизы согласен в полном объеме, подтвердил, что квартира С. находится в состоянии, непригодном для проживания, конструкции аварийные, пол провален, имеется выпучивание стен, кровля просела. В собственности Тевризского городского поселения имеется квартира, пригодная для проживания, которую ответчик готов предоставить в социальный наём истцам.
Представитель третьего лица – Управления Росреестра по Омской области участия в судебном заседании не принимал, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, о причинах неявки суд не известил, каких-либо ходатайств суду не заявил.
Суд, с учетом мнения сторон и положений ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив исковое заявление и представленные к нему материалы, выслушав стороны, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Из ч. 1 ст. 15 ЖК РФ следует, что объектами жилищных прав являются жилые помещения.
Под жилым помещением понимается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства) (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).
Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
По ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
При этом, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 ЖК РФ).
Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев, что следует из ч. 1 ст. 57 ЖК РФ.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно ч. 1 ст. 89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Обзором судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014) установлено, что, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее по тексту – Положение).
Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (п. 1 Положения).
В силу норм п. 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
Из п. 8 Положения следует, что орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии.
Согласно п. 33 Положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Пунктом 34 Положения установлено, что основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.
В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.
Из абз. 2 п. 49 Положения следует, что на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В ходе судебного заседания установлено, что С.Ю.В. и С.Л.В., согласно выписке из ЕГРН, являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 42,8 кв.м., кадастровый № на праве общей долевой собственности в размерах долей: 1/3 и 2/3 соответственно (т. 1, л.д. 93-94).
В указанном жилом помещении истцы фактически проживают по данному адресу, что следует из справки, выданной Администрацией Тевризского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № ( т. 1, л.д. 112), имеют регистрацию по данному адресу, что следует из адресной справки МП ОМВД России по Тевризскому району от ДД.ММ.ГГГГ № (т. 1, л.д. 125).
Из акта обследования помещения от 17.03.2022 № 134 следует, что межведомственной комиссией, назначенной главой Тевризского муниципального района Омской области от 24.01.2019 № 17-п, было обследовано жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (т. 1, л.д. 16).
По результатам обследования спорного жилого помещения межведомственной комиссией вынесено заключение от 17.03.2022 № 134, согласно которому выше указанное жилое помещение не соответствует установленным требованиям, поскольку фундамент бетонный ленточный, просадка, трещины. Стены бревенчатые поражены гнилью, происходит деформация, выпучивание стен. Пол искривлен. Перекрытие деревянное, трещины в местах сопряжения. Кровля шифер, следы сколов трещин. Состояние несущих конструктивных элементов аварийное. На основании вышеизложенного межведомственная комиссия приняла заключение, что квартира по адресу: <адрес>, относится к категории непригодной для проживания (т. 1, л.д. 17).
На основании определения Тевризского районного суда Омской области от 31.05.2023 по делу проведена судебная строительно-техническая экспертиза (т. 1, л.д. 153-155).
Согласно заключению строительно-технической экспертизы от 28.08.2023, техническое состояние жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, определяется как ветхое: состояние несущих конструктивных элементов аварийное, а несущих – весьма ветхое. Физический износ здания составил 77%. Объект недвижимости в большей степени не соответствует нормативным требованиям, на основании чего сделан вывод о непригодности помещения для проживания, наличествует угроза безопасности жизни и здоровью граждан. В текущем состоянии объект недвижимости в большей степени не соответствует требованиям строительно-технических, санитарно-гигиенических требований. Примерная стоимость капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 115%, что делает данный ремонт нецелесообразным (т. 2, л.д. 3-119).
Распоряжением главы Тевризского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания (т. 1, л.д. 33).
Из протокола заседания жилищной комиссии Администрации Тевризского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что указанная жилищная комиссия рассмотрела вопрос о признании семьи С.Ю.В. малоимущей (т. 1, л.д. 117-118).
Постановлением главы Администрации Тевризского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №-п семья С.Ю.В., состоящая из двух человек, признана малоимущей (т. 14, л.д. 29).
Из протокола заседания жилищной комиссии Администрации Тевризского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что указанная жилищная комиссия рассмотрела вопрос о постановке семьи С.Ю.В. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (т. 1, л.д. 119).
Постановлением главы Администрации Тевризского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №-п семья С.Ю.В., состоящая из двух человек, принята в Администрации Тевризского городского поселения на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (т. 1, л.д. 31).
Таким образом, суд установил, что имеющееся в собственности истцов С.Ю.В. и С.Л.В. жилое помещение является непригодным для проживания, не подлежит ремонту в виду его нецелесообразности, жилое помещение создает угрозу для лиц, находящихся в нём. Кроме того, судом установлено, что семья С. органом местного самоуправления признана малоимущей и поставлена на учет в качестве нуждающихся в предоставляемых по договору социального найма жилых помещениях.
Судом установлено, что истцы иного жилого помещения, кроме расположенного по адресу: р.<адрес>, не имеют.
Из информации администрации Тевризского городского поселения Тевризского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что С.Ю.В. и С.Л.В. жилые помещения по договорам социального найма на территории Тевризского городского поселения не предоставлялись (т. 1, л.д. 116).
Согласно сведениям Администрации Тевризского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, С.Ю.В. и С.Л.В. состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма во внеочередном списке граждан под порядковым №. При этом, поддержку в виде выплат, субсидий, связанных с предоставлением бесплатных жилых помещений или денежного возмещения на приобретение жилого помещения истцы не получали.
В ходе судебного разбирательства установлено, что здание, расположенное по адресу: р.<адрес>, в региональную адресную программу Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах не включено, что следует из Перечня аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2017.
Исследовав представленные суду исковой стороной доказательства, суд приходит к выводу, что здание по адресу: <адрес> несет угрозу для жизни и здоровья С.Ю.В., и С.Л.В., в связи с чем, имеется необходимость их переселения в другое жилое помещение.
В силу ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Таким образом, суд, основываясь на вышеприведенных нормах закона и исследованных доказательствах, находит заявленные исковой стороной требования подлежащими частичному удовлетворению.
Первоначально исковые требования истцами обращены к Администрации Тевризского муниципального района Омской области. В ходе рассмотрения дела судом в качестве соответчика привлечена Администрация Тевризского городского поселения Тевризского муниципального района Омской области.
Согласно п. 3 ст. 5.2 Устава Тевризского муниципального района Омской области, к вопросам местного значения, решаемым органами местного самоуправления Тевризского муниципального района на территории сельских поселений, относится обеспечение проживающих в поселениях и нуждающихся в жилых помещениях граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (т. 1, л.д. 70-91).
Из п. 6 ч. 1 ст. 4 Устава Тевризского городского поселения следует, что к вопросам местного значения Тевризского городского поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Таким образом, суд установил, что Администрация Тевризского муниципального района Омской области реализует полномочия по обеспечению граждан жилыми помещениями только на территории сельских поселений Тевризского муниципального района, в то время как обеспечение граждан жилыми помещениями на территории Тевризского городского поселения относится к компетенции Администрации Тевризского городского поселения Тевризского муниципального района Омской области.
В этой связи, в удовлетворении исковых требований к Администрации Тевризского муниципального района Омской области надлежит отказать, а исковые требования, заявленные к Администрации Тевризского городского поселения Тевризского муниципального района Омской области, подлежат удовлетворению.
В ходе судебного разбирательства ответчиком – Администрацией Тевризского городского поселения, вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что состояние спорного жилого помещения с момента признания его непригодным для проживания улучшилось. Доказательств, опровергающих ветхость и аварийность дома, либо свидетельствующих о проведенных работах по реконструкции или ремонту жилого дома, ответчиком суду не представлено.
В соответствии с ч. 7 ст. 57 ЖК РФ при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
Из представленного суду технического паспорта жилого помещения (т. 1, л.д. 18-26), кадастрового паспорта помещения (т. 1, л.д. 27) и выписки из ЕГРН (т. 1, л.д. 93-94) следует, что общая площадь жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, находящейся в общей долевой собственности истцов, составляет 42,8 кв.м.
Согласно справке ВТЭ-202 №, С.Л.В., 1960 года рождения, является инвалидом 2 группы бессрочно (т. 1, л.д. 15).
Как следует из выписки из амбулаторной карты пациента С.Л.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, последняя в период с 1985 по 2005 годы состояла на учете у врача-психиатра с диагнозом: умственная отсталость тяжелой степени, с минимальными поведенческими нарушения (код МКБ: F72.09), является инвалидом 2 группы бессрочно (т. 1, л.д. 121).
Из выводов заключения судебно-психиатрической комиссии экспертов от ДД.ММ.ГГГГ №/С следует, что у С.Л.В. имеются признаки психического расстройства в виде умственной отсталости (имбецильность) (код МКБ: F71.09) (т. 2, л.д. 131-133).
Решением Тевризского районного суда Омской области от 24.08.2023, не вступившим в законную силу на момент рассмотрения настоящего дела, С.Л.В. признана недееспособной (т. 2, л.д.134).
Согласно абз. 3 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (абз. 6 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).
Приказом Минздрава России от 30.11.2012 N 991н утвержден перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь (далее по тексту – Перечень).
Согласно п. 2 Перечня, к заболеваниям, дающим инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, относятся хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, к которым заболевания с кодами по МКБ-10: F72.09 и F71.09 не относятся.
Таким образом, суд приходит к выводу, что у С.Л.В. отсутствует право на дополнительную жилую площадь. В этой связи, у ответчика имеется обязанность обеспечить истцов жилым помещением общей площадью не менее 42,8 кв.м., то есть не менее общей площади жилого помещения, имеющегося в собственности истцов и признанного непригодным для проживания.
По смыслу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в решении суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, судом устанавливается срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определяя срок исполнения возлагаемой на ответчика обязанности, суд приходит к следующему.
Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018, ред. от 01.06.2022) установлена правовая позиция Верховного Суда РФ, согласно которой отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение гражданам указанной категории должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди.
В этой связи, суд приходит к выводу, что ответчику исполнить обязанность по предоставлению жилого помещения истцам надлежит незамедлительно со дня вступления в законную силу решения суда.
На основании ч. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Из ст. 236 ГК РФ следует, что гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Согласно п. «л» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (часть 6 статьи 32 ЖК РФ).
В связи с предоставлением истцам жилого помещения по договору социального найма, право собственности С.Ю.В. и С.Л.В. на имеющееся у них жилое помещение по адресу: <адрес> подлежит прекращению после предоставления им другого жилого помещения взамен изымаемого с последующим признанием права муниципальной собственности Тевризского городского поселения на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление С.Ю.В. и С.Л.В. – удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Тевризского городского поселения Тевризского муниципального района Омской области незамедлительно со дня вступления в законную силу настоящего решения суда предоставить С.Ю.В. и С.Л.В. жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим нормам, находящееся в пределах Тевризского городского поселения Тевризского муниципального района Омской области, общей площадью не менее общей площади жилого помещения, находящегося в собственности С.Ю.В. и С.Л.В..
Прекратить право общей долевой собственности С.Ю.В. и С.Л.В. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, после предоставления им другого жилого помещения взамен изымаемого.
Признать право муниципальной собственности Тевризского городского поселения Тевризского муниципального района Омской области на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, после предоставления С.Ю.В. и С.Л.В. другого жилого помещения взамен изымаемого.
В удовлетворении исковых требований к Администрации Тевризского муниципального района Омской области – отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Тевризский районный суд Омской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.В. Полещук
Решение в окончательной
форме изготовлено 14.09.2023