Дело № 2-125/2024
УИД № 24RS0003-01-2023-001289-4744
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Балахта 01 июля 2024 года
Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Лябзиной Т.Г.,
при секретаре Дорш О.В.,
с участием помощника прокурора Балахтинского района Красноярского края Дядиной А.В.,
представителя ответчика ФИО5,
представителя третьего лица ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Тюльковского сельсовета Балахтинского района Красноярского края о возложении обязанности обеспечить источниками наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Балахтинского района Красноярского края обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Тюльковского сельсовета Балахтинского района Красноярского края о возложении обязанности обеспечить источниками наружного противопожарного водоснабжения, возможностью забора воды в любое время года для целей пожаротушения из источников наружного противопожарного водоснабжения, ссылаясь на то, что прокуратурой Балахтинского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности администрацией Тюльковского сельсовета Балахтинского района. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В силу ст. 7 Устава Тюльковского сельсовета Балахтинского района к вопросам местного значения сельсовета среди прочего относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. Пунктом 75 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» установлено, что органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». В соответствии с ч. 1 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения. Также, п. 4.1, п. 4.2 и п. 4.3 свода правил СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденных приказом МЧС России от 30.03.2020 № 225, установлено, что в населенных пунктах и на производственных объектах в соответствии с Техническим регламентом должны предусматриваться источники наружного противопожарного водоснабжения; для использования в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения предусматриваются: противопожарные водопроводы низкого или высокого давления; пожарные резервуары и (или) водоемы; противопожарный водопровод, как правило, объединяют с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. Согласно информации Главного управления МЧС России по Красноярскому краю с. Тюльково, д. Ключи, д. Крюково, п. Угольный недостаточно обеспечены требуемым запасом воды на нужды наружного пожаротушения, расстояние до ближайшего источника наружного противопожарного водоснабжения составляет более 500 метров, то есть не обеспечены возможностью забора воды в любое время года для целей пожаротушения из источников наружного противопожарного водоснабжения (соответствующих всем нормативным документам), расположенном в населенном пункте и на прилегающих к ним территориях в радиусе 200 метров. 17.08.2023 прокуратурой района внесено представление главе Тюльковского сельсовета ФИО5 «Об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности», которое рассмотрено 07.09.2023, выявленные нарушения не устранены. Таким образом, выявленные нарушения требований законодательства создают угрозу возникновения чрезвычайной ситуации на территории Тюльковского сельсовета, в случае возникновения пожара могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью жителей Тюльковского сельсовета, а также причинение имущественного вреда населению и объектам экономики. Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении интересов неопределенного круга лиц в сфере защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Просит суд в возложить на администрацию Тюльковского сельсовета Балахтинского района Красноярского края обязанность обеспечить с. Тюльково, д. Ключи, д. Крюково, п. Угольный Балахтинского района Красноярского края источниками наружного противопожарного водоснабжения, соответствующими всем нормативным документам, не позднее 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу; возложить на администрацию Тюльковского сельсовета Балахтинского района Красноярского края обязанность обеспечить с. Тюльково, д. Ключи, д. Крюково, п. Угольный Балахтинского района Красноярского края возможностью забора воды в любое время года для целей пожаротушения из источников наружного противопожарного водоснабжения, соответствующих всем нормативным документам, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в радиусе 200 метров, не позднее 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу.
В последствии истец уточнил заявленные исковые требования, просит суд возложить на администрацию Тюльковского сельсовета Балахтинского района Красноярского края обязанность обеспечить с. Тюльково, д. Ключи, д. Крюково, п. Угольный Балахтинского района Красноярского края источниками наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения, соответствующими Правилам противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 и СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», не позднее 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от 17.01.2024 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечено ГУ МЧС России по Красноярскому краю.
В судебном заседании помощник прокурора Балахтинского района Красноярского края Дядина А.В. уточненные исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика глава администрации Тюльковского сельсовета Балахтинского района Красноярского края ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признала. Представила письменные возражения на исковое заявление, в котором указала, что в состав территории муниципального образования Тюльковский сельсовет входит четыре населенных пункта обеспеченных в настоящее время источниками наружного противопожарного водоснабжения с возможностью забора воды в любое время года для целей пожаротушения. В селе Тюльково расположено три пожарных гидранта (ПГ92/19, ПГ92/18, ПГ92/20) гидранты расположены на <адрес> на расстоянии друг от друга и на ул. Юности, кроме того на территории АЗС и ОАО «Тюльковское» имеется два пожарных резервуара, ёмкостью 40 и 50 м3. В д. Крюково по ул. Новая имеется исправный пожарный гидрант (ПГ 92/22). В п. Угольный забор воды в целях пожаротушения осуществляется на водонапорной башне (ёмкость 25 м3). В д. Ключи забор воды в целях пожаротушения осуществляется на скважине водоснабжения в любое время года. Согласно п.8.10 Приказа МЧС России от 30.03.2020 № 225 "Об утверждении свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", диаметр труб водопровода для необходимой водоотдачи в сельских поселениях должен быть равен не менее 75 мм. Также п.8.12. Приказа предусмотрено что при прокладке линий противопожарных водопроводов под землей или в тоннелях пожарные гидранты должны устанавливаться в колодцах. Поскольку сети водоснабжения Тюльковского сельсовета имеют разный диаметр труб, а размер колодцев не соответствует техническим нормам установка гидрантов в радиусе 200 метров на территории всего сельсовета технически невозможна. Кроме того, ст. 2 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" под водопроводной сетью понимается - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения. В соответствии с п. 3.9. Приказа МЧС России от 30.03.2020 № 225 "Об утверждении свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности" пожарный гидрант — это устройство для отбора воды из водопроводной сети для тушения пожара. В соответствии со ст. 134 ГК РФ, если разнородные вещи образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь (сложная вещь). В этой связи гидрант предполагает его закрепленность в установленном месте водопровода, неразрывное соединение со статичным потенциальным источником водоснабжения, что позволяет характеризовать гидранты как составные части сети водоснабжения, неотделимые от нее. Из чего следует, что пожарные гидранты, закрепленные на системе водопровода, является составной частью водопровода. В силу ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В настоящее время затраты по содержанию сетей водоснабжения и водонапорных башен несет Администрация Балахтинского района. В судебном заседании представитель ответчика дополнила, что для установки дополнительных пожарных гидрантов требуется замена сетей водоснабжения, собственником которых администрация Тюльковского сельсовета не является. Просит суд исковое заявление прокуратуры Балахтинского района оставить без удовлетворения.
Представитель третьего лица администрации Балахтинского района Красноярского края ФИО6, действующий на основании доверенности, в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, просил установить разумные сроки для исполнения решения суда с учетом отсутствия финансирования на указанные цели в текущий период.
В судебное заседание представитель третьего лица – ГУ МЧС России по Красноярскому краю не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
В силу ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося третьего лица.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Статьей 19 Федерального закона 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
К вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа (пункт 10 часть 1 статья 16 настоящего Закона).
Под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров (статья 1 Федерального закона N 69-ФЗ).
Согласно статьи 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности (стандартах, нормах и правилах пожарной безопасности, инструкциях и иных документах) являются обязательными к исполнению.
В соответствии со статьей 34 вышеприведенного Федерального закона граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 63 указанного Федерального закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
Статьей 62 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ установлено, что здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (часть 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (часть 3).
Согласно статье 68 Закона Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения (часть 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары.
Согласно статье 10 Федерального закона 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
Пункт 75 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N 1479, также предусматривает, что органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
В соответствии с пунктом 4.1 Свода правил, утвержденных Приказом МЧС России от 30.03.2020 N 2258.13130 "Об утверждении свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности" в населенных пунктах и на производственных объектах в соответствии с Техническим регламентом должны предусматриваться источники наружного противопожарного водоснабжения.
Для использования в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения предусматриваются: противопожарные водопроводы низкого или высокого давления; пожарные резервуары и (или) водоемы (пункт. 4.2 СП 8.13130).
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Балахтинского района Красноярского края проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности администрацией Тюльковского сельсовета Балахтинского района Красноярского края.
Согласно информации Главного управления МЧС России по Красноярскому краю от 18.07.2023 года не приняты меры по обеспечению источниками НППВ, отвечающими требованиям пожарной безопасности, МБУК «Балахтинская централизованная клубная система» (ул. 60 лет Октября, д. 11, п. Балахта), которое не обеспечено требуемым запасом воды на протяжении более 11-ти лет. Схожая ситуация сложилась и со зданием администрации Балахтинского района (ул. Сурикова, д. 8 п. Балахта), зданием администрации п. Балахта (ул. Молодогвардейцев, д. 4 п. Балахта) и зданием клиентской службы на правах отдела в Балахтинском районе (ул. Сурикова, д. 12 п. Балахта) которое не обеспечено требуемым запасом воды на протяжении более 2-х лет. Наряду с этим, такие населенные пункты как Еловка, Большие Сыры, Ровное, Тюльково, Чистое Поле, Огоньки, Таловая, Марьясово, Красная, Безъязыково, Трясучая, Гладкий Мыс, Чистые Пруды, Виленка, Малые Сыры, Щетинкина, Красный Ключ, Малая Тумна, Даурское, Ямская, Ижульское, Грузенка, Балдаштык, Курбатово, Холодный Ключ, Тойлук, Угольный, Ключи, Крюково, Вольный, Ильтюково, Якушово, Петропавловка, Могучий, Новотроицк. Берёзовая, в соответствии с требованиями действующих в области пожарной безопасности нормативно-правовых актов продолжают оставаться недостаточно обеспеченными требуемым запасом воды на нужды наружного пожаротушения, расстояние до ближайшего источника НППВ составляет более 500 метров, либо фактическая водоотдача источника НППВ составляет менее 5 литров/секунду. Аналогичная ситуация сложилась и с частью улиц п. Балахта. При этом большинство глав сельских советов работу по приведению в исправное состояние источников НППВ в течении длительного времени не проводят. Вследствие чего, на протяжении ряда лет 41 из 48 населенных пунктов Балахтинского района продолжают оставаться недостаточно обеспеченными НППВ.
17.08.2023 года прокуратурой Балахтинского района внесено представление главе Тюльковского сельсовета ФИО5 «Об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности».
Согласно акту проверки от 12.03.2024 года помощником прокурора Балахтинского района Дядиной А.В., совместно сотрудниками ОНД и ПР по Балахтинскому и Новоселовскому районам 12 марта 2024 года выявлены факты нарушений требований пожарной безопасности, выразившиеся в следующем: у места расположения пожарного гидранта № 30/18, расположенного возле дома № <адрес> с. Тюльково Балахтинского района отсутствует указатель «источник противопожарного водоснабжения», что является нарушением п. 48 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №; колодец, в котором расположен пожарный гидрант №, возле дома № <адрес> с. Тюльково Балахтинского района наполнен водой и заморожен, что препятствует забору воды для целей пожаротушения, что является нарушением п. 75 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №.
По информации начальника ОНД и ПР по Балахтинскому и Новоселовскому районам ФИО7 от 12.03.2024 года, сотрудниками ОНД и ПР по Балахтинскому и Новоселовскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Красноярскому краю 12.03.2024 года принято участие в проверке о соблюдении требований правил пожарной безопасности, в части обеспечения населенных пунктов Администрации Тюльковского сельсовета источниками наружного противопожарного водоснабжения: п. Угольный, с. Тюльково, д. Ключи и д. Крюково. В результате проверки, выявлены следующие нарушения: 1) у места расположения пожарного гидранта №№, расположенного возле дома №<адрес> с. Тюльково, Балахтинского района отсутствует указатель направления и расстояния до источника противопожарного водоснабжения, чем нарушен пункт 48 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», в котором указано, что направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями. подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения; 2) колодец, в котором расположен пожарный гидрант №№ возле дома №<адрес> Тюльково, Балахтинского района наполнен водой и заморожен, что препятствует забору воды для целей пожаротушения, нарушен пункт 75 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», которым установлено, что органами местного самоуправления создаются для целей пожаротушения условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
В силу ст. 7 Устава Тюльковского сельсовета Балахтинского района Красноярского края к вопросам местного значения, в том числе, относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В ходе судебного разбирательства каких-либо доказательств подтверждающих полное устранение нарушения требований законодательства о пожарной безопасности ответчиком суду не предоставлено.
Таким образом, ответчиком - администрацией Тюльковского сельсовета Балахтинского района Красноярского края не предприняты все меры к устранению выявленных нарушений, что влечет нарушение прав граждан на безопасность их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, поскольку нарушения противопожарной безопасности, выявленные на территории сельского поселения влияют на возможность быстрого тушения пожара и недопущения его дальнейшего распространения
При таких обстоятельствах, неисполнение ответчиком требований законодательства о противопожарной безопасности может повлечь за собой опасные последствия в случае пожара, которые могут привести к гибели людей и причинению вреда их здоровью и имуществу, а принятие мер пожарной безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на пожарную безопасность, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
При установлении срока исполнения возложенной обязанности суд принимает во внимание характер и последствия допускаемых нарушений, а также объем подлежащих совершению организационных и иных мероприятий, в связи с чем, устанавливает срок исполнения решения суда в срок до 01.01.2026 года.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Балахтинского района Красноярского края удовлетворить.
Обязать администрацию Тюльковского сельсовета Балахтинского района Красноярского края в срок до 01.01.2026 года обеспечить с. Тюльково, д. Ключи, д. Крюково, п. Угольный Балахтинского района Красноярского края источниками наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения, соответствующими Правилам противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, и СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 05.07.2024