Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-167/2024 (2-1774/2023;) ~ М-1696/2023 от 18.12.2023

                                                              Дело

УИД

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

15 января 2024 года                                             пгт. ФИО4

Кировский районный суд Республики Крым, в составе:

председательствующего судьи Боденко А.Б.,

при секретаре судебного заседания ФИО6,

с участием помощника прокурора - ФИО7,

представителей ответчиков ФИО8, ФИО9, ФИО10,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Кировского района Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Ясли-сад № 9 «Солнышко» с.Яркое Поле» Кировского района Республики Крым, Администрации Кировского района Республики Крым об устранении нарушений требований противопожарного законодательства,

установил:

прокурор обратился в суд с иском, в котором просит обязать администрацию Кировского района Республики Крым в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование расходов, связанных с устранением нарушений требований пожарной безопасности при эксплуатации МБДОУ «Ясли-сад № 9 «Солнышко» с. Яркое Поле». Обязать МБДОУ «Ясли-сад № 9 «Солнышко» с. Яркое Поле» в течение 3 месяцев после выделения денежных средств устранить нарушения требований ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В обосновании исковых требований указав, что прокуратурой Кировского района проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности МБДОУ «Ясли-сад № 9 «Солнышко» с. Яркое Поле» (ИНН/ОГРН 9108117547/1149102179104), расположенного по адресу: Республика Крым, Кировский район, с. Яркое Поле, ул. Ленина, д. 28А.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012                           № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Закон № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ                                    «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) обязательные требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

По смыслу Закона № 69-ФЗ требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон № 123-ФЗ) положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при эксплуатации объектов защиты.

В соответствии с п. 15 ст. 5 Закона № 123-ФЗ объектом защиты является продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая здания, сооружения, изделия и иное имущество), к которой установлены, или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.

В силу ст. 5 Закона № 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, целью создания которой является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 Закона № 123-ФЗ здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.

В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары (ч. 2 ст. 62                     Закона № 123-ФЗ).

Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется Законом № 123-ФЗ, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров (ч. 3 ст. 62 Закона № 123-ФЗ).

В нарушение требований ст. 62 Закона № 123-ФЗ здание и территория образовательного учреждения не обеспечены источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.

Учредителем и собственником имущества МБДОУ «Ясли-сад № 9 «Солнышко» с. Яркое Поле» является муниципальное образование – Кировский район Республики Крым в лице администрации Кировского района Республики Крым. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Кировского района Республики Крым.

Образовательное учреждение является юридическим лицом, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде, несет в установленном законодательством порядке ответственность за жизнь и здоровье детей и работников во время образовательного процесса.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003                             № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Поскольку пожарная безопасность является составляющей частью общественной безопасности, нарушения требований действующего законодательства создают существенную угрозу охраняемым общественным отношениям и могут повлечь за собой неблагоприятные последствия для жизни и здоровья детей, причинение значительного материального ущерба муниципальной собственности.

Неисполнение либо ненадлежащее исполнение требований пожарной безопасности нарушает конституционные права граждан на охрану жизни и здоровья, предусмотренные ст.ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации.

В судебном заседании, помощник прокурора ФИО7, исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель Администрации Кировского района Республики Крым ФИО8, в судебном заседании исковые требования признала частично, указав, что возражает только в части установления сроков исполнения требований, поскольку для обеспечения безопасности детей и работников образовательного учреждения разработана «Дорожная карта» по выполнению мероприятий по обустройству противопожарного источника водоснабжения со сроком выполнения до 01.11.2024. В связи с чем просила установить иной срок для исполнения требований прокурора.

Представитель Администрации Кировского района Республики Крым начальник отдела образования, молодежи и спорта администрации Кировского района Республики Крым Тигиева И.А., в судебном заседании признала исковые требования, частично указав, что возражает только в части установления сроков исполнения требований и просила установить иной срок для исполнения требований прокурора. Также указав, что администрацией проведен ряд компенсирующих мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в МБДОУ «Ясли-сад № 9 «Солнышко» с.Яркое Поле».

Письменные возражения представителей ответчика приобщены к материалам дела.

Представитель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ясли-сад № 9 «Солнышко» с.Яркое Поле» Кировского района Республики Крым Пчельникова С.И., исковые требования признала в полном объеме, просила также увеличить срок для исполнения требований прокурора.

Выслушав явившиеся стороны, представителей, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации признается право каждого человека на охрану здоровья.

В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" поставщики социальных услуг обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В силу ст. ст. 34, 38 Федерального закона N 69-ФЗ граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

В силу ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требованиями пожарной безопасности признаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - это невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Статьей 37 Закона о пожарной безопасности предусмотрено, что руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Статьей 62 Закона N 123-ФЗ установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

В силу ст. 68 Закона N 123-ФЗ на территориях поселений должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары. Поселения должны быть оборудованы противопожарным водопроводом.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции, за нарушение требований пожарной безопасности несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.

В подпункте 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "О техническом регулировании" законодательно закреплено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности.

На основании части 2 данной нормы права к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

Частью 3 статьи 4 указанного Федерального закона предусмотрено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности.

Судом установлено, что входе проведения личным составом 32 пожарно-спасательной части и отдельного поста 32 пожарно-спасательной части 4ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Республике Крым в период с 25 сентября по 10 ноября 2023 года сезонной проверки уличного противопожарного водоснабжения на территории Кировского района, установлено, что в том числе и в МБДОУ «Ясли-сад № 9 «Солнышко» с.Яркое Поле», отсутствует наружное противопожарное водоснабжение.

Факт наличия указанных нарушений пожарной безопасности сторонами не оспаривается.

Согласно ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в РФ", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Из Устава образовательного учреждения, утвержденного главой администрации Кировского района Республики от 22.09.2021 № 421 следует, что образовательное учреждение является некоммерческой организацией, обеспечивающей реализацию прав граждан на общедоступное дошкольное образование, по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Крым, муниципальными правовыми актами муниципального образования Кировский район Республики Крым, а также Уставом.

Учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование - Кировский район Республики Крым в лице администрации Кировского района Республики Крым. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Кировского района. Главным распорядителем бюджетных средств, полномочия Учредителя в сфере образования, координацию и контроль за деятельностью Учреждения осуществляет Отдел образования, молодежи и спорта администрации Кировского района Республики Крым на основании соглашения, заключенного между Отделом и Учредителем.

Таким образом, обязанность по финансированию необходимых работ возлагается на администрацию муниципального образования Кировский район как на орган местного самоуправления и собственника здания, а обязанность по проведению работ на образовательное учреждение как учреждение, у которого здание школы находится на праве оперативного управления (п. 7.1 Устава).

При этом отсутствие финансирования, не могут служить основанием для несоблюдения органом местного самоуправления своей непосредственной обязанности по выделению средств на организацию мероприятий по пожарной безопасности, поскольку действующее законодательство не ставит выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению пожарной безопасности в зависимость от финансовых возможностей.

Вышеприведенные законоположения с учетом установленного факта нарушений требований пожарной безопасности в здании Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ясли-сад « 9 «Солношко» с.Яркое Поле», позволяют возложить обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности не только на само бюджетное учреждение, но и на учредителя данной организации, а также на учреждение выполняющие функции и полномочия учредителя.

На основании изложенного, учитывая, что исполнение первичных мер пожарной безопасности является обязанностью органов местного самоуправления, требования прокурора о возложении на администрацию Кировского района Республики Крым и Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ясли-сад « 9 «Солношко» с.Яркое Поле» Кировского района Республики Крым обязанности по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Предложенный прокурором срок для исполнения решения суда суд считает обоснованным и разумным, такие сроки позволяют осуществить указанные действия, отвечают принципу разумности срока исполнения судебного постановления, закрепленного в статье 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

решил:

исковое заявление прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию Кировского района Республики Крым в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование расходов, связанных с устранением нарушений требований пожарной безопасности при эксплуатации Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ясли-сад « 9 «Солношко» с.Яркое Поле».

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ясли-сад « 9 «Солношко» с.Яркое Поле»в течение 3 месяцев после выделения денежных средств устранить нарушения противопожарного законодательства: оборудовать (обеспечить) наружным противопожарным водоснабжением.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Крым через Кировский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение составлено в окончательной форме 18.01.2024.

    Председательствующий            (подпись)                       А.Б. Боденко

2-167/2024 (2-1774/2023;) ~ М-1696/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Кировского района
Ответчики
Администрация Кировского района Республики Крым
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Ясли-сад №9 "Солнышко" с. Яркое Поле" Кировского района Республики Крым
Суд
Кировский районный суд Республики Крым
Судья
Боденко Анастасия Борисовна
Дело на странице суда
kirovskiy--krm.sudrf.ru
18.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.12.2023Передача материалов судье
21.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.01.2024Судебное заседание
18.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее