Дело № 2-40/2021 25 февраля 2021 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кронштадтский районный суд Санкт-Петербурга в составе
председательствующего судьи Тарновской В.А.,
при секретаре Евдокимовой А.И.,
с участием представителя истца Колгановой К.И.,
ответчика Кочерова И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры к Кочерову Игорю Юрьевичу об обязании восстановить здание, взыскании неустойки,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее – КГИОП) обратился в суд с иском к Кочерову И.Ю. об обязании восстановить здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Межозерная, д. 4, лит. А (далее – Объект), взыскании неустойки. В обоснование заявленных требований истец указал, что данный Объект является объектом культурного наследия регионального значения «Дача Гербель с участком». Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 78-АЗ № 146569, а также свидетельству о регистрации права серии 78-АЗ № 146570, выписке из Единого государственного реестра недвижимого имущества от 15.01.2020, земельный участок с кадастровым № 78:36:0005423:11, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, ул. Межозерная, д. 4, лит. А (далее – земельный участок) и Объект находятся в собственности Кочерова И.Ю. 17.02.2020 на основании приказа № 26-п от 17.02.2020 проведена внеплановая выездная проверка, по результатом которой составлен акт, где зафиксировано, что на земельном участке, принадлежащем ответчику, неустановленными лицами проводятся работы по строительству здания из железобетонного каркаса и сооружений из металлического каркаса; на территории земельного участка складированы строительные материалы, оборудование, установлены бытовки и вагончики; вдоль забора с восточной стороны (по Межозерной ул.) и с южной стороны имеются отвалы песчаного грунта значительной высоты, объект культурного наследия регионального значения «Дача Гербель с участком» утрачен, поверхность участка в границах Объекта выровнена песком, каких-либо элементов, свидетельствующих о наличии объекта, не имеется.
Распоряжением КГИОП от 12.07.2016 № 40-139 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца Объекта, в соответствии с пп. 3 п.13 которого необходимо в срок до 12.01.2018 выполнить работы по сохранению объекта на основании задания и разрешения КГИОП в соответствии с документацией, согласованной с КГИОП. По заявлению собственника объекта КГИОП 14.11.2019 выдано задание № 01-52-2859/19-0-2 на работы по реставрации, ремонту и приспособлению объекта для современного использования. Однако до настоящего времени проектная документация на согласование в КГИОП не поступала, разрешение на проведение работ КГИОП не выдавал, в связи с чем требования охранного обязательства от 12.07.2016 № 40-139 ответчиком не исполнены, никаких действий направленных на обеспечение сохранности Объекта им не предпринимаются.
Также истец в своих требования просит взыскать неустойку в случае неисполнения решения суда в установленный срок в размере 50 000 руб., а в случае дальнейшего неисполнения решения суда ? 100 000 руб. ежемесячно до фактического исполнения решения суда.
Представитель истца по доверенности Колганова К.И. в суд явилась, исковые требования поддержала в полном объеме, просила рассмотреть дело по существу в настоящем судебном заседании, представив письменное заявление.
Ответчик Кочеров И.Ю. в суд явился, признал заявленные истцом требования в полном объеме, просил рассмотреть дело по существу в настоящем судебном заседании, представив письменное заявление. Признание иска выражено в письменном заявлении ответчика, заявление приобщено к делу. Признание иска ответчиком принято судом как не противоречащее закону и не нарушающее права и законные интересы других лиц.
В порядке ч. 2 ст. 153 ГПК РФ суд, признавая дело подготовленным и учитывая согласие явившихся сторон, вынес определение о назначении дела к судебному разбирательству.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1. Ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» сохранение объекта культурного наследия ? меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Порядок проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия предусмотрен ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», из которой следует, что работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в ч. 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в ч. 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Ст. 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусмотрено, что требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным п. 7 ст. 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.
В соответствии с ч. 2 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
Как указано в ч. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия физическое лицо, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, обязано:
1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;
2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;
3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;
4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;
5) соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;
6) не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло):
под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения;
под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования;
под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ;
7) незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;
8) не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Судом установлено, что Кочеров И.Ю., согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 78-АЗ № 146569, а также свидетельству о регистрации права серии 78-АЗ № 146570 является собственником, земельного участка с кадастровым № 78:36:0005423:11, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Межозерная, д. 4, лит. А, а также жилого дома с кадастровым № 78:36:0005423:25 (л.д. 97-98).
В соответствии с п. 1.2. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2004 № 651 «О Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры» Комитет проводит государственную политику в сфере учета, выявления, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (далее - объекты культурного наследия), координирует деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, а также является органом, уполномоченным на осуществление государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
Распоряжением Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры от 12.07.2016 № 40-139 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Дача Гербель с участком», расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Межозерная, д. 4, лит. А (л.д. 12).
Копия данного распоряжения от 12.07.2016 № 40-139 об утверждении охранного обязательства на объект культурного наследия регионального значения «Дача Гербель с участком» направлена в адрес Кочерова И.Ю. 14.07.2016 исх. № 39-68/16-7-0, что подтверждается реестром почтовых отправлений.
В соответствии с пп. 3 п.13 которого необходимо в срок до 12.01.2018 выполнить работы по сохранению объекта на основании задания и разрешения КГИОП в соответствии с документацией, согласованной с КГИОП. По заявлению Кочерова И.Ю. ? собственника объекта, КГИОП 14.11.2019 выдано задание № 01-52-2859/19-0-2 на работы по реставрации, ремонту и приспособлению объекта для современного использования.
Письмом КГИОП в адрес Кочерова И.Ю. 18.10.2019 исх. № 01-52-2259-1 на согласование направлено задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения № 01-52-2859/19-0-2 от 14.11.2019, однако до настоящего времени проектная документация на согласование в КГИОП не поступала, разрешение на проведение работ КГИОП не выдавал, в связи с чем требования охранного обязательства от 12.07.2016 № 40-139 ответчиком не исполнены, никаких действий направленных на обеспечение сохранности Объекта им не предпринимаются.
При этом, постановлением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 08.06.2020 Кочеров И.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.7.13 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.
Разрешая заявленные требования, суд, принимая во внимание признание иска ответчиком, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, на основании объяснений сторон, фактических обстоятельств дела, приходит к выводу, что исковое заявление Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры подлежит удовлетворению.
В соответствии с п. 28. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» на основании п. 1 ст. 308.3 ГК РФ в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (ст. 304 ГК РФ), судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя.
Уплата судебной неустойки не влечет прекращения основного обязательства, не освобождает должника от исполнения его в натуре, а также от применения мер ответственности за его неисполнение или ненадлежащее исполнение (п. 2 ст. 308.3 ГК РФ).
Конституционный Суд РФ в своих актах часто упоминает конституционный принцип исполнимости судебного решения. Исполнение судебного решения по смыслу ст. 46 (ч. 1) Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, следует рассматривать как элемент судебной защиты; соответственно, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется, что обязывает федерального законодателя при выборе в пределах своей конституционной дискреции того или иного механизма исполнительного производства осуществлять непротиворечивое регулирование отношений в этой сфере, создавать для них стабильную правовую основу и не ставить под сомнение конституционный принцип исполнимости судебного решения (Определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2019 № 61-О).
В связи с вышеизложенным суд полагает обоснованным требование истца о взыскании неустойки в случае неисполнения решения суда в установленный срок в сумме 50 000 рублей, в случае дальнейшего неисполнения решения суда в размере 100 000 рублей за каждый месяц неисполнения решения суда.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета Санкт-Петербурга подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.167, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░-░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░, ░. 4, ░░░░░ ░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 24 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 50 000 ░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 100 000 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 000 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 19.03.2021.