Дело № № Копия
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
2 декабря 2015 года город Москва
94 гарнизонный военный суд в составе председательствующего судьи Новикова А.В., при секретаре судебного заседания Волкове В.В., с участием административного истца и его представителя ФИО2, а также представителя Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее – ФСО России) ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении военного суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО2, поданному в интересах военнослужащего Службы безопасности Президента Российской Федерации ФСО России полковника ФИО1, об оспаривании решения Центральной жилищной комиссии ФСО России, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ № №, которым ФИО1 с членами семьи отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в городе Москва,
у с т а н о в и л :
ФИО2 в интересах ФИО1 обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконным решение ЦЖК ФСО России, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ № № которым ФИО1 с членами семьи отказано в постановке на жилищный учет в гор. Москве;
- признать ФИО1 с членами семьи нуждающимся в жилом помещении по городу Москва;
- обязать ЦЖК ФСО России принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по городу Москва ФИО1 с членами семьи.
В судебном заседании ФИО1 настаивал на указанных требованиях и просил их удовлетворить в полном объеме. При этом он пояснил, что проходит военную службу по контракту в ФСО России. Общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении составляет более 20 лет. ДД.ММ.ГГГГ он был зарегистрирован и проживал в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности его матери. В установленном порядке им в ЦЖК ФСО России был подан комплект документов для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении по городу Москве. Однако ЦЖК ФСО России решением от ДД.ММ.ГГГГ № отказала ему в этом. Данное решение указанного коллегиального органа он считает незаконным и нарушающим его права и законные интересы.
Представитель административного истца ФИО2 требования своего доверителя поддержал и просил суд удовлетворить их в полном объеме. При этом он пояснил, что каких-либо жилых помещений ФИО1 и члены его семьи не имеют. Его доверительв ДД.ММ.ГГГГ был вынужден снятся с регистрационного учета из жилого помещения, принадлежащего его матери на праве собственности. В настоящий момент регистрации на территории РФ не имеет, а проживает в квартире, принадлежащй его знакомому в Московской области. В связи с этим, ФИО1 в ЦЖК ФСО России были предоставлены необходимые документы для принятия его на жилищный учет. Однако решением названного жилищного органа его просьба осталась без удовлетворения. Он считает это решение не законным и подлежащим отмене.
Административный ответчик – директор ФСО России, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд не прибыл и каких-либо ходатайств не представил, направив своего представителя ФИО3, который просил суд в удовлетворении заявленных требований отказать. При этом он пояснил, что ФИО1 было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по городу Москве в соответствии с подпункта 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ (представлены документы которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях). Данное решение, по его мнению, было принято жилищным органом в соответствии с правовыми актами РФ, после исследования всех жилищных материалов ФИО1 и его законных прав не нарушило.
Заинтересованное лицо – председатель ЦЖК ФСО России, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте разбирательства, в него не прибыл, каких-либо ходатайств не представил, поэтому суд считает возможным рассмотреть административное дело в его отсутствие.
Рассмотрев административное исковое заявление, заслушав объяснения сторон и исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим - гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Порядок ведения учета военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в ФСО России, нуждающихся в улучшении жилищных условий, распределения жилых помещений, а также принятия решений по жилищным вопросам регламентируется Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в ФСО России, утвержденной приказом ФСО России от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Инструкция).
Согласно п. 3 Инструкции на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в ФСО России принимаются сотрудники, имеющие право на улучшение жилищных условий по месту жительства, в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Данная норма согласуется со ст. 49 ЖК РФ, согласно которой состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Статья 51 ЖК РФ определяет, что нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане:
- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Таким образом, только при отсутствии жилого помещения по месту жительства или при необеспеченности жильем по установленным нормам граждане вправе претендовать на улучшение жилищных условий.
Как видно из копии рапорта от ДД.ММ.ГГГГ, поданного ФИО1 по команде в ЦЖК ФСО России, он просит признать его нуждающимся в жилом помещении в городе Москве составом семьи 3 человека.
Согласно выписке из протокола № заседания ЦЖК ФСО России от ДД.ММ.ГГГГ, на котором был рассмотрен названный рапорт, ФИО1 отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении со ссылкой на подпункт 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ (представлены документы которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях).
В обоснование этого указано, что он с членами семьи в настоящее время проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности его матери, и с учетом членов семьи обеспечен жилым помещением свыше установленной нормы.
Между тем, согласнопоказаниям свидетелей ФИО10 и ФИО1, предупрежденных об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, административный истец фактически проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>
Согласно пояснениям ФИО1, он лишен возможности проживать совместно с членами семьи у своей матери, в связи с наличием острых неприязненных отношений с ней. В свою очередь его жена – ФИО1 проживает в этой квартире исключительно из-за того, что оплачивает коммунальные услуги за себя, сына и его мать. По устной договоренности они обязаны незамедлительно снятся с регистрационного учета и выехать из квартиры после проставления ему жилого помещения от ФСО России.
Эти показания названных лиц согласуются между собой и другими доказательствами в деталях, поэтому они вызывают у суда доверие, в том числе и потому, что каких-либо доказательств в их опровержение административными ответчиками и их представителем в распоряжение суда не представлено.
При таких обстоятельствах названное решение жилищного органа, которым ФИО1 отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении со ссылкой на подпункт 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ не может быть признано законным, в связи с чем суд приходит к выводу об обоснованности административного заявления Белоглазова, поданного в интересах ФИО1.
В силу ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Для восстановления нарушенных прав административного истца суд полагает необходимым возложить на ЦЖК ФСО России обязанность отменить свое решение, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ № 5, в части, касающейся ФИО1, и обязать повторно рассмотреть вопрос о принятии ФИО1 с учетом членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по месту службы в городе Москве, всесторонне полно и правильно оценив его жилищные условия.
Довод ФИО2 о незаконности спорного решения принятого путем голосования, суд отвергает, как ошибочный, поскольку такая процедура принятия решения действующему законодательству не противоречит.
По требованиям ФИО2, заявленным в интересах ФИО1, о признании последнего с членами семьи нуждающимся в жилом помещении в городе Москве и о возложении на ЦЖК ФСО России обязанности принять ФИО1 с членами семьи на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в городе Москве.
В силу ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Из этого следует, что закрепленный в Конституции РФ принцип разделения властей не допускает вмешательство судебных органов в деятельность исполнительных органов власти, поэтому судам не предоставлено право подменять собою исполнительные органы власти и принимать решения по предметам ведения этих органов.
На основании п. 2 Положения о жилищных комиссиях, осуществляющих свою деятельность в органах государственной охраны, утвержденного приказом ФСО России от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции Приказа ФСО России от ДД.ММ.ГГГГ №) (далее – Положение), в целях рассмотрения жилищных вопросов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в органах государственной охраны и принятия решений по ним с соблюдением гласности и коллегиальности образована Центральная жилищная комиссия ФСО России.
В соответствии с п. 5 вышеуказанного Положения, на ЦЖК ФСО России возлагается обязанность принятия сотрудников на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или снятии их с учета.
Анализ приведенного действующего законодательства дает основания полагать, что вопросы по принятию решения о постановке либо отказе в принятии на указанный учет относятся к исключительной компетенции уполномоченного органа, а именно в данном случае к компетенции ЦЖК ФСО России.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования Белоглазова заявленные в интересах ФИО1 в данной части удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 - 180 и ст. 227 КАС РФ, гарнизонный военный суд
р е ш и л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №, ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░4 ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №, ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░1
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░2 ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 3 ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ 94 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ 94 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░13
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░6
04.12.2015░.