65RS0№-04
Дело № 2- 5/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 февраля 2024 года город Северо-Курильск
Сахалинской области
Северо-Курильский районный суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Галаха Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кулик Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по исковому заявлению Алферовой Галины Васильевны к администрации Северо-Курильского городского округа, Казеновой Инессе Игоревне об установлении факта принадлежности умершему договора купли-продажи, установлении факта родственных отношений, признании права собственности на жилое помещение в порядке наследования, признании права на получение в порядке наследования денежных средств по вкладам умершего
и по встречному исковому заявлению Казеновой Инессы Игоревны к Алферовой Галине Васильевне, администрации Северо-Курильского городского округа о восстановлении срока для принятия наследства, признании жилого помещения и денежных средств наследственным имуществом, признании права собственности на жилое помещение в порядке наследования по закону, признании права получения денежных средств по вкладам умершего,
у с т а н о в и л :
представитель Алферовой Г.В. по доверенности Белова А.Я. обратилась в Северо-Курильский районный суд Сахалинской области с исковым заявлением об установлении факта родственных отношений, признании права собственности на жилое помещение в порядке наследования по закону, признании права на получение в порядке наследования денежных средств по вкладам умершего к администрации Северо-Курильского городского округа (сокращенное наименование – администрация СК ГО).
В обоснование искового заявления указано, что истец является родной сестрой <данные изъяты>. Ввиду многочисленных ошибок в правоустанавливающих документах умершего и истицы, последняя ограничена в своих правах на наследование по закону. У умершего на праве собственности имелось жилое помещение – двухкомнатная квартира общей площадью 56,6 кв.м, расположенная по адресу: <адрес> После того, как истец узнала о том, что ее родной брат умер, она своевременно обратилась к нотариусу Северо-Курильского нотариального округа об открытии наследственного дела № 21/2021 и принятии наследства. Других наследников у умершего не имеется. Ввиду не предоставления истцом документов, подтверждающих факт родственных отношений истца и умершего, истцу было в устной форме отказано в совершении нотариальных действий.
Просит суд:
установить факт принадлежности <данные изъяты>, договора купли-продажи от 18 марта 1998 года жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, зарегистрированного в БТИ администрации Северо-Курильского района, реестровый номер № 153 от 08 апреля 1998 года;
установить факт родственных отношений между <данные изъяты>, и Алферовой Г.В., а именно, что <данные изъяты> является родным братом Алферовой Г.В.;
признать за Алферовой Г.В. право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> после смерти брата <данные изъяты> в порядке наследования по закону;
признать за Алферовой право на получение в порядке наследования денежных средств по вкладам, открытым на <данные изъяты> в ПАО Сбербанк России.
28 сентября 2023 года определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена Казенова И.И.
Определением суда от 15 ноября 2023 года принято к производству для совместного рассмотрения с первоначальным иском Алферовой Г.В. встречное исковое заявление Казеновой И.И.
В обоснование встречного искового заявления Казенова И.И. указала, что согласна с исковыми требованиями Алферовой Г.В. в части установления ее родственных отношений, так она является родной сестрой ее отца. Она, как единственная родная дочь, является наследником первой очереди по закону. В связи с тем, что она в последнее время (2-3 года) потеряла связь с отцом, так как проживали в разных регионах страны, расстояние между которыми более 7 000 км, она не знала о его смерти и не могла принять наследство. О его смерти узнала из определения суда от 28 сентября 2023 года. Тётя Алферова Г.В. не сообщала ей о смерти отца.
Просит суд:
восстановить срок для принятия наследства;
признать двухкомнатную квартиру, общей площадью 56,6 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, а также денежные средства на банковском счете в ПАО Сбербанк России, наследственным имуществом, оставшимся после смерти ее отца <данные изъяты>.;
признать за ней право собственности на указанную квартиру в прядке наследования по закону;
признать за ней право получения денежных средств по вкладам в ПАО Сбербанк, открытым на имя ее отца <данные изъяты>
В возражениях на встречное исковое заявление представитель Алферовой Г.В. по доверенности Белова А.Я. просит в его удовлетворении отказать в полном объеме, поскольку Казенова И.И. является недостойным наследником. На протяжении тринадцати лет Алферова Г.В. предпринимала все возможные действия для предоставления ухода за умершим <данные изъяты>., общалась и помогала ему. Казенова И.И. не принимала участие в жизни ее отца <данные изъяты>., не интересовалась его здоровьем, интересами, его условиями жизни. Неоднократно при жизни <данные изъяты> говорил Алферовой Г.В. о том, что она единственный наследник, никогда не упоминал свою дочь <данные изъяты>., поскольку последняя не поддерживала с отцом родственных отношений, не общалась с ним, не поздравляла с праздниками и не навещала. Где именно проживает Казенова И.И., ни <данные изъяты>., ни Алферова Г.В. не знали. Казенова И.И. отсутствовала на похоронах <данные изъяты> Считают, что Казенова И.И. преследует только цель обогатиться за счет наследственного имущества. При жизни наследодателя у них с Казеновой И.И. были очень плохие отношения, поскольку она негативно относилась к матери истца. Наследодатель при жизни неоднократно высказывался против того, чтобы его имущество досталось после смерти Казеновой И.И. Она не помогала ему при жизни. Сопровождением наследодателя для медицинского обследования, покупки необходимых лекарств и продуктов питания занимались только лица, которые были привлечены Алферовой Г.В. Поведение Казеновой И.И. к наследодателю при жизни было недопустимым и нарушающим права и законные интересы наследодателя.
На указанные возражения предоставлены письменные пояснения Казеновой И.И., в которых она указала, что в материалах дела отсутствуют доказательства (судебные акты), свидетельствующие о том, что она является недостойным наследником. Каких-либо противоправных действий в отношении своего отца она не совершала. Обозначение ее недостойным наследником, является неподтвержденным мнением.
Согласно письменному отзыву администрации СК ГО спорное жилое помещение не является объектом муниципальной собственности.
Стороны, третьи лица и их представители в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело по существу в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно части 4 статьи 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется. Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, так и право наследников по закону и по завещанию на его получение.
В силу части второй пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу статьи 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери (пункт 1 статьи 1143 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.
Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (пункт 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Как следует из записи акта о смерти № 17021965000110001606 от 18 июня 2021 года <данные изъяты>, умер <данные изъяты>.
Нотариусом Северо-Курильского нотариального округа Сахалинской области на основании заявления Горохова И.В., действующего от имени Алферовой Г.В. по доверенности, от 24 августа 2021 года заведено наследственное дело № 21/2021 к имуществу <данные изъяты> При этом в заявлении нотариусу указано, что других наследников, предусмотренных статьями 1142, 1143, 1146, 1147, 1148 Гражданского кодекса Российской Федерации, не имеется.
Согласно записи акта о рождении № 548 от 01 октября 1985 года, поступившей по запросу суда, <данные изъяты> являлся отцом Казеновой Инессы Игоревны.
Таким образом, Казенова И.И. является наследником <данные изъяты> первой очереди.
Суд считает возможным восстановить Казеновой И.И. срок для принятия наследства, оставшегося после смерти <данные изъяты>., умершего <данные изъяты>, поскольку указанные ею причины для восстановления срока свидетельствуют о наличии у истца уважительных причин пропуска срока для принятия наследства, в качестве которых суд признает совместное непроживание Казеновой И.И. и ее умершего отца <данные изъяты>., отдаленность их проживания - в разных регионах России, а также то, что Алферова Г.В. не сообщила ей о смерти отца. Указанное дает основания полагать, что истец не знала и не должна была узнать об открытии наследства.
Следует так же учесть, что представитель Алферовой Г.В. при обращении к нотариусу не указал, что имеются иные наследники, а именно – дочь Казенова И.И.
При этом, суд учитывает, что истец является единственной дочерью и наследником первой очереди на имущество, оставшееся после смерти отца <данные изъяты>
Оснований для признания Казеновой И.И. недостойным наследником не имеется, поскольку суду не представлено полученных в установленном законом порядке доказательств, подтверждающих совершение Казеновой И.В. умышленных противоправных действий, указанных в пункте 1 статьи 1117 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 1117 Гражданского кодекса Российской Федерации не наследуют ни по закону, ни по завещанию граждане, которые своими умышленными противоправными действиями, направленными против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, способствовали либо пытались способствовать призванию их самих или других лиц к наследованию либо способствовали или пытались способствовать увеличению причитающейся им или другим лицам доли наследства, если эти обстоятельства подтверждены в судебном порядке.
Нотариусом Северо-Курильского нотариального округа в материалы дела предоставлен оригинал экземпляра договора купли-продажи от 18 марта 1998 года, удостоверенного государственным нотариусом, согласно которому <данные изъяты> купил квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости сведения о зарегистрированных правах на указанный объект отсутствуют, имеют статус «актуальные, ранее учтенные».
По сообщению Комитета по управлению муниципальной собственностью Северо-Курильского городского округа от 03 ноября 2023 года № 461 указанное жилое помещение в Реестре муниципального имущества Северо-Курильского городского округа не значится.
Согласно справке ОАО «Ук-сЗ» по адресу: г<адрес> <данные изъяты> был зарегистрирован с 04 декабря 1998 года по день смерти <данные изъяты>, совместно с ним на день смерти зарегистрированных по месту жительства, месту пребывания не имелось.
Согласно справке ПАО Сбербанк на 10 октября 2023 года у <данные изъяты> открыт вклад по счету № №, остаток на котором составляет <данные изъяты>.
Таким образом, после смерти <данные изъяты> осталось наследство в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, и денежного вклада, хранящегося на его счету в ПАО Сбербанк.
На основании пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования (абз. 2 и 3 пункта 2, пункт 4 статьи 218, пункт 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации). Так, если наследодателю (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Наследник вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, после принятия наследства. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" даны разъяснения о том, что при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Верховного суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если наследодателю принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что совокупность представленных доказательств позволяет признать за Казеновой И.И. право собственности на наследуемое имущество <данные изъяты> в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, и денежного вклада, хранящегося на его счету в ПАО Сбербанк.
При таких обстоятельствах суд удовлетворяет встречные исковые требования Казеновой И.И. в полном объеме.
Поскольку Казенова И.И. является единственным наследником первой очереди и ее встречные исковые требования удовлетворены, что исключает право Алферовой Г.В., являющейся наследником второй очереди, на наследственное имущество, а также поскольку установление юридического факта родства Алферовой Г.В. и <данные изъяты> не повлечет для Алферовой Г.В. права на наследство последнего, исковые требования Алферовой Г.В. удовлетворению не подлежат в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
в удовлетворении искового заявления Алферовой Галины Васильевны к администрации Северо-Курильского городского округа, Казеновой Инессе Игоревне отказать в полном объеме.
Встречное исковое заявление Казеновой Инессы Игоревны к Алферовой Галине Васильевне, администрации Северо-Курильского городского округа удовлетворить.
Восстановить Казеновой Инессе Игоревне, 07 сентября 1985 года рождения, СНИЛС №, ИНН №, срок для принятия наследства, открывшегося со смертью <данные изъяты> умершего <данные изъяты>.
Признать двухкомнатную квартиру, общей площадью 56,6 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый №, а также денежные средства на банковском счете в ПАО Сбербанк №, наследственным имуществом, оставшемся после смерти <данные изъяты>, умершего <данные изъяты>.
Признать за Казеновой Инессой Игоревной, 07 сентября 1985 года рождения, СНИЛС №, ИНН №, право собственности в прядке наследования по закону на двухкомнатную квартиру, общей площадью 56,6 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый №;
Признать за Казеновой Инессой Игоревной, 07 сентября 1985 года рождения, СНИЛС №, ИНН №, право получения денежных средств по вкладу в ПАО Сбербанк №, открытому на имя ее отца <данные изъяты>, умершего <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Северо-Курильский районный суд Сахалинской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 19 февраля 2024 года.
Судья Е.В. Галаха