2а- 3397/2024
73RS0001-01-2024-004466-83
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июля 2024 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд в составе судьи Борисовой Е.С. при секретаре Пермогорской Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа № 21» к судебному приставу-исполнителю СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России Абакумовой Екатерине Анатольевне, ГМУ ФССП России об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
МБОУ «Средняя школа № 21» обратилось в суд с иском к ГМУ ФССП России об освобождении от взыскания исполнительского сбора. Иск мотивирован тем, что административный истец является должником в исполнительном производстве №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на основании решения Ленинского районного суда г.Ульяновска по делу №, согласно которого на МБОУ «Средняя школа № 21» возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу оборудовать охранной сигнализацией помещения МБОУ «Средняя школа №21», установить контрольно-пропускной пункт при въезде на территорию объекта, оборудовать въезд на территорию объекта средствами снижения скорости. 10.04.2024 судебным приставом-исполнителем в рамках данного исполнительного производства вынесено постановление о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере 50000 руб. МБОУ «Средняя школа №21» не уклонялась от исполнения от исполнения решения суда, предприняты исчерпывающие меры по исполнению решения суда. Обращение взыскания на бюджет МБОУ возможно только на основании решения суда, Бюджетный кодекс РФ не предусматривает возможность обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ службой судебных приставов. Просит освободить администрацию города Ульяновска от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 руб. по постановлению судебного пристава-исполнителя СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России Абакумовой Е.А. от 10.04.2024 о взыскании исполнительского сбора.
Определением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 24.06.2024 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен судебный пристав-исполнитель СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России Абакумовой Е.А., заинтересованным лицом прокуратура Ленинского района г.Ульяновска.
Представитель административного истца Покидько Е.А. в судебном заседании просила иск удовлетворить, пояснила, что по вступлению решения суда в законную силу была разработана расчетно-сметная документация, объявлен конкурс на заключение контракта, результаты конкурса согласованы с Управлением образования администрации г.Ульяновска и Департаментом образования Ульяновской области, после чего были доведены бюджетные ассигнования в размере 480 000 руб., заключены три договора подряда на выполнения работ по решению суда, часть работ уже выполнены, в частности по оборудованию охранной сигнализации и оборудованию въезда на территорию объекта средствами снижения скорости, работы по установке контрольно-пропускного пункта при въезде на территорию объекта будут выполнены до 01.09.2024. МБОУ «Средняя школа №21» является бюджетным учреждением, собственных средств не имеет, финансирование осуществляется из местного бюджета. Исполнить решение суда в течение 5-дневного срока, установленного судебным приставом не возможно.
Судебной пристав-исполнитель СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России Абакумова Е.А. просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представители ГМУ ФССП России, прокурор Ленинского района г.Ульяновска в судебном заседании не участвовали, извещались.
Выслушав Покидько Е.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.11 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (Закон «Об исполнительном производстве»), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.1 ст.105 Закон «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Статьей 112 Закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч.1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно Постановления Конституционного суда РФ от 30.07.2001 №13-П исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, поэтому п.1 ст. 81 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции РФ принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, что не исключает освобождение от уплаты этого сбора в полном размере.
Для применения меры ответственности в виде взыскания исполнительского сбора должно быть установлено и доказано, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
В соответствии с п.п. 6, 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе при отсутствии установленных КАС РФ оснований за нарушение обязательства освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 07.11.2023 по административному делу №2а-5590/2023 на МБОУ «Средняя школа № 21» возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу оборудовать охранной сигнализацией помещения МБОУ «Средняя школа №21», установить контрольно-пропускной пункт при въезде на территорию объекта, оборудовать въезд на территорию объекта средствами снижения скорости.
Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Выдан исполнительный лист ФС № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании данного исполнительного листа ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России Абакумовой Е.А. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП в отношении должника МБОУ «Средняя школа № 21». Должнику предложено исполнить требования исполнительного документа в пятидневный срок со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, которое было получено МБОУ «Средняя школа № 21» ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с неисполнением постановления в установленный 5-дневный срок 10.04.2024 судебным приставом-исполнителем СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России Абакумовой Е.А. вынесено постановление о взыскании с МБОУ «Средняя школа № 21» исполнительского сбора в сумме 50 000 руб.
Данное постановление вынесено в соответствии с ФЗ РФ «Об исполнительном производстве».
Оценив представленные доказательства и приведенные доводы административного иска, пояснения в судебном заседании представителя административного истца, суд считает требование административного истца об освобождении от исполнительского сбора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Так, МБОУ «Средняя школа № 21» является бюджетным учреждением, следовательно, финансируется за счет местного бюджета.
Следовательно, денежные средства, находящиеся в распоряжении МБОУ «Средняя школа № 21», имеют целевой характер и возможность исполнения решение суда поставлена в зависимость от местного финансирования.
Решением Ульяновской городской думы № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден бюджет муниципального образования «<адрес>» на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, в соответствии с которым определен дефицит бюджета на 2024 год в сумме 500 000,0 тыс. рублей или 6,1 процентов объёма доходов без учёта утверждённого объёма безвозмездных поступлений.
Исполнение обязанностей по оборудованию охранной сигнализацией помещения МБОУ «Средняя школа №21», установлению контрольно-пропускного пункта при въезде на территорию объекта, оборудования въезда на территорию объекта средствами снижения скорости возможно только на основании заключенных муниципальных контрактов в соответствии с требованиями и процедурами, предусмотренными Федеральным законом от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что предусматривает значительные сроки по заключению и исполнению таких контрактов.
Учитывая временные затраты на целевое финансирование, дефицит местного бюджета, необходимость соблюдения требований и процедуры, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», объективно исключается возможность исполнения требования исполнительного документа в установленный постановлением от ДД.ММ.ГГГГ пятидневный срок.
Сведений об уклонении должником по исполнительному производству от исполнения данного обязательства материалы дела не содержат. Напротив, согласно представленным в материалы дела административным истцом документам усматривается, что административный истец от исполнения обязанности не уклоняется, разработал смету, в связи с поступившими бюджетными ассигнованиями 27.04.2024 заключил государственный контракт.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что у МБОУ «Средняя школа № 21» отсутствовало виновное неисполнение в установленный срок требований исполнительного документа, должник не уклонялся от исполнения требований исполнительного документа, предпринимал меры к его исполнению, в связи с чем имеются основания для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора в связи с наличием объективных причин, препятствующих исполнению требований исполнительного документа в установленный срока.
Руководствуясь статьями 175 -180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа № 21» к судебному приставу-исполнителю СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России Абакумовой ФИО8, ГМУ ФССП России об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа № 21» от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по постановлению от 10.04.2024 судебного пристава-исполнителя специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов Абакумовой ФИО9
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.С. Борисова
Срок изготовления решения в окончательной форме 19.07.2024.