Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2515/2023 ~ М-1988/2023 от 05.05.2023

Дело № 2-2515/2023

УИД 50RS0044-01-2023-002751-16

Решение

Именем Российской Федерации

28 июня 2023 год Серпуховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи: Крутоус Е.Ж.,

при секретаре судебного заседания: Бабучаишвили С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ушаковой Татьяны Александровны к Администрации городского округа Серпухов Московской области об установлении факта постоянного проживания в Московской области, обязании поставить на учет для получения жилья по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, признании малоимущим,

Установил:

Истец Ушакова Т.А. обратилась в Серпуховский городской суд Московской области с вышеуказанным иском и просит установить юридический факт ее постоянного проживания в Московской области более пяти лет и обязать Администрацию г.о. Серпухов Московской области поставить ее на учет и очередь для получения жилья из муниципального жилищного фонда, признать ее малоимущей.

Свои требования истец мотивирует тем, что она в 1979 году переехала в г. Серпухов, была прописана в частном доме по <адрес>, 13.12.2001 дом сгорел. С 13.12.2001 регистрации и постоянного места жительства не имеет. С 13.08.2021 постоянно проживает в жилом помещении сына. В течении десяти лет получает пенсию в г. Серпухов. В связи с тем, что истец не имеет собственного жилья, она хочет встать на учет в очередь для получения жилья по договору социального найма, для чего необходимо установить факт его постоянного проживания на территории Московской области.

Истец Ушакова Т.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить. Пояснила, что в мае 1979 года приехала в г.Серпухов с Севера и с тех пор не выезжала. Была зарегистрирована в г.Серпухова по месту жительства матери, затем получила жилье от работы, затем приобрела жилье по <адрес>, которое сгорело в результате пожара в 2001 году. Больше постоянного места жительства она не имела. Сын родился в Серпухове. На пенсии по старости находится с 2012 года, оформляла пенсию в г. Серпухов и до настоящего времени пенсию получает в Серпухове. Работала до 2013 года, последнее место работы в центре социального обслуживания в г. Москве. С заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся для получения жилья, и признании малоимущей, она не обращалась. В Администрации городского округа Серпухов ей разъяснили, что необходимо установить факт проживания на территории Московской области, так как она не имеет постоянной регистрации. Просит установить факт постоянного проживания на территории Московской области с 2012 года.

Представитель ответчика Администрация городского округа Серпухов Московской области в судебное заседание не явился, представил письменные отзыв (л.д. 117-118), в котором просит отказать в требованиях в части обязать признать истца малоимущей и осуществлении постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемому по договору социального найма, поскольку Ушакова Т.А. на учете в качестве нуждающейся не состоит, заявление и документы о постановке на учет в Администрацию г.о. Серпухов не поступало.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика.

Выслушав истца, проверив материалы дела, суд находит исковые требования Ушаковой Т.А подлежащим частичному удовлетворению.

Из материалов дела усматривается, что Ушакова Т.А., <дата> рождения, уроженка <адрес>, зарегистрирована по месту жительства с 13.08.2021 по <адрес> (л.д.7,8,21).

Из представленной в материалы дела копии формы 1П, следует, что ранее Ушаковой Т.А. принадлежала фамилия Калитвенцева. Постоянно была зарегистрирована с 26.11.1991 по 14.01.1997 по <адрес> (л.д.122-123).

Согласно свидетельства о перемене имени Калитвенцева Т.А. переменила фамилию на Ушакова, 02.12.2002 (л.д.6).

Из справки о выплатах следует, что Ушакова Т.А. состоит на учете в Филиале №4 отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по г. Москве и Московской области, с 10.08.2012 ей назначена пенсия по старости (л.д. 10-12).

Из копии выплатного дела на Ушакову Т.А., следует что 01.08.2012 она обратилась с заявлением о назначении ей пении по старости в Пенсионный отдел по г. Серпухов, где ей была назначена пенсия. Из заявления о назначении пенсии следует, что она проживает по адресу: <адрес>.. В материалы приложено свидетельство о регистрации по месту пребывания с 17.05.2012 по 17.05.2013, с 23.05.2013 по 23.05.2014 по <адрес>, с 09.04.2015 по 09.04.2016, с 12.04.2016 по 12.04.2019 была зарегистрирована по месту пребывания по <адрес>, с 26.05.2021 по 22.05.2024 зарегистрирована по месту пребывания по <адрес>, копия паспорта из которой следует, что с 14.01.1997 по 28.02.2009 она была зарегистрирована по <адрес>, копия свидетельства о рождении сына К., <дата> г.р., место рождения <адрес>,(л.д.73-116).

Из справки ОНД по Серпуховскому району следует, что в результате пожара дом, по <адрес> обгорел внутри по всей площади, обгорела и разобрана кровля дома на площади 20 кв.м. (л.д. 15). В момент пожара истец находилась на рабочей смене (л.д. 16).

Согласно адресно-справочной информации ОВМ МУ МВД России «Серпуховское» Ушакова Т.А. была зарегистрирована по месту пребывания с 09.04.2015 по 09.04.2016, с 12.04.2016 по 12.04.2019 по <адрес> (л.д. 17).

В материалы дела представлена выписка из медицинской карты Ушаковой Т.А. из которой следует, что она с 18.08.2014 обслуживается в медицинском учреждении ГБУЗ МО «Серпуховская ОБ» (л.д. 30-36).

Из ответа Администрации г.о. Серпухов Московской области, следует, что Ушакова Т.А. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в Администрацию г.о. Серпухов не обращалась. В марте 2023 г. Ушакова Т.А. была на консультации в Администрации г.о. Серпухов по вопросу постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, где ей было разъяснено, что для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях необходимо иметь 5 лет постоянной прописки на территории Московской области, либо предоставить решение суда об установлении факта постоянного проживания на территории г.о. Серпухов за последние 5 лет. (л.д.120).

В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. При этом положения данной нормы закона не содержат указания на то, что место жительства гражданина определяется по месту его регистрации.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

В соответствии со статьей 3 указанного Закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства (статья 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").

Однако понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных как в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"), так и в других нормативных актах.

При этом место жительства гражданина может быть установлено судом на основании различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами, а также видом такой регистрации, поскольку согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. ст. 264-265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан или организаций, если получение заявителем необходимых документов невозможно в ином порядке.

Анализируя собранные по делу доказательства, с учетом вышеприведенных положений закона, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Ушаковой Т.А. об установлении факта постоянного проживания Ушаковой Татьяны Александровны на территории Московской области город Серпухов в период с августа 2012 года по настоящее время.

Регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства.

Отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.

В ином (внесудебном) порядке подтвердить наличие у Ушаковой Т.А. места жительства невозможно, а цель установления обстоятельств, связанных с наличием у нее места жительства, носит правовой характер и связана с реализацией ей конституционного права на жилище, гарантированного статьей 40 Конституции Российской Федерации, которое предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления. При этом малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. При этом, в соответствии с действующим законодательством, на учет принимаются граждане Российской Федерации, имеющие место жительства на территории Московской области не менее пяти лет.

Как установлено в судебном заседании Ушакова Т.А. постоянной регистрации в Московской области не имеет, согласно сведениям отдела адресно-справочной работы с 2012 по 2019 г. была зарегистрирована по месту пребывания в г. Серпухов, фактически проживает в Московской области. Указанные обстоятельства подтверждены письменными доказательствами.

Установление факта наличия у Ушаковой Т.А. места жительства в Московской области является основанием для обращения истца в установленном порядке в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и признания ее малоимущей и имеет для заявителя юридическое значение.

Таким образом, требования заявителя об установлении юридического факта связаны с обеспечением мерами социальной поддержки, в связи с чем, закону не противоречат и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

Согласно ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В Московской области условия и основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в Законе Московской области от 12 декабря 2005 г. N 260/2005-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".

В соответствии со ст. 2 указанного Закона Московской области условиями признания граждан нуждающимися в жилых помещениях является проживание в Московской области по месту жительства на законных основаниях не менее 5 лет и признанные малоимущими в соответствии с Законом Московской области от 22 декабря 2017 г. N 231/2017-ОЗ "О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда".

Согласно ст. 2.1. закона Московской области от 12.12.2005 №260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» с целью принятия на учет гражданин подает заявление о принятии на учет (далее - заявление) в орган местного самоуправления по месту своего жительства посредством государственной информационной системы Московской области "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области" (далее - РПГУ) либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, действующий на территории Московской области (далее - многофункциональный центр).

В соответствии с п.2 ст. 4 Закона Московской области N 231/2017-ОЗ "О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" гражданин с целью признания его малоимущим подает заявление в орган местного самоуправления по месту своего жительства или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации третейский суд может осуществлять защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.

Как следует из ответа Администрации г.о. Серпухов Московской области истец не обращалась с заявлением по установленной форме о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и признании малоимущим с приложением необходимого пакета документов. Доказательств обратного стороной истца не представлено.

Таким образом, права истца не нарушены, и законных оснований для удовлетворения требований истца об обязании поставить на учет для получения жилья по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, признании малоимущим, отсутствуют.

При таких обстоятельствах исковые требования об обязании Администрации г.о. Серпухов Московской области поставить истца на указанный учет заявлено преждевременно. Истец после установления факта ее постоянного проживания на территории Московской области вправе обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о признании ее малоимущей и с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по установленной форме с приложением необходимого пакета документов.

В связи с этим требования об обязании Администрации г.о. Серпухов поставить истца на учет для получения жилья по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, признании малоимущим, не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Исковые требования Ушаковой Татьяны Александровны удовлетворить частично.

Установить факта постоянного проживания Ушаковой Татьяны Александровны, <дата> рождения, уроженки <адрес> (СНИЛС <номер>) на территории Московской области город Серпухов в период с августа 2012 года по настоящее время.

Исковые требования Ушаковой Татьяны Александровны к Администрации городского округа Серпухов Московской области об обязании поставить на учет для получения жилья по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, признании малоимущим, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Московский областной суд через Серпуховский городской суд со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья: Е.Ж.Крутоус

мотивированное решение составлено 12.07.2023

2-2515/2023 ~ М-1988/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ушакова Татьяна Александровна
Ответчики
Администрация городского округа Серпухов Московской области
Суд
Серпуховский городской суд Московской области
Судья
Крутоус Елена Жоржевна
Дело на странице суда
serpuhov--mo.sudrf.ru
05.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.05.2023Передача материалов судье
15.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.05.2023Подготовка дела (собеседование)
31.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.06.2023Судебное заседание
12.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.08.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее