Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-663/2024 ~ М-459/2024 от 05.03.2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 мая 2024 года г. Ахтубинск Астраханской области

Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Шалекешова А.Х., при секретаре Черкасовой И.А., с участием представителя истца Салиевой Ф.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ахтубинского районного суда Астраханской области гражданское дело № 2-663/2024 по исковому заявлению заместителя Ахтубинского городского прокурора Астраханской области к администрации муниципального образования «Город Ахтубинск», муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства «Ахтубинское» о возложении обязанности организовать замену аварийного участка разводящей сети,

установил:

Заместитель Ахтубинского городского прокурора обратился в суд с иском к администрации МО «Город Ахтубинск» и МУП «ЖКХ Ахтубинское» о возложении обязанности организовать замену аварийного участка разводящей сети, указав, что Ахтубинской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере водоснабжения. Указанной проверкой установлено, что гарантирующим поставщиком холодного водоснабжения на территории муниципального образования является МУП «ЖКХ Ахтубинское». Инженерные сети и объекты водоснабжения, расположенные на территории города принадлежат на праве собственности администрации МО «Город Ахтубинск». Разводящие сети, расположенные на территории <адрес> находятся в аварийном состоянии, технический износ водопровода составляет 80-100%, что несет за собой угрозу прекращения подачи воды на территории города. Администрацией МО «Город Ахтубинск» и МУП «ЖКХ Ахтубинское» меры по надлежащему техническому содержанию сети, проведению профилактических, текущих, капитальных ремонтов и замене аварийных участков магистральных сетей водопровода не принимаются. Ненадлежащее состояние водопроводных сетей создает возможность возникновения аварийных ситуаций и нарушение прав граждан на получение качественных услуг по водоснабжению, что, в свою очередь, может привести к причинению вреда здоровью граждан, а также к чрезвычайным ситуациям в сельском поселении. Непринятие мер, направленных на проведение мероприятий по содержанию сетей, проведение профилактических, текущих и капитальных ремонтов указанного магистрального водопровода, может привести к возникновению чрезвычайной ситуации в муниципальном образовании, нарушению конституционных прав граждан на достойную жизнь, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, права на не ограничение в предоставлении коммунальных услуг, установленные статьей 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.

С учетом уточнения требований просил обязать администрацию МО «Город Ахтубинск» в течение одного года шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение мероприятий по замене аварийного участка водопроводной сети холодного водоснабжения общей протяженностью 559 м, д/у 100 мм, расположенного по адресу: на <адрес>, от <адрес> до <адрес> в. <адрес>.

В судебном заседании представитель истца Салиева Ф.Ф. исковые требования с учетом уточнений поддержала, просила удовлетворить. Пояснила, что в судебном заседании достоверно установлено, что указанный участок водопровода изношен и ему требуется замена. Данное состояние водопроводной сети нарушает права неопределенного круга лиц.

Представитель ответчика администрации МО «Город Ахтубинск» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил отзыв на исковое заявление, согласно которому, полагал заявленные требования не подлежащими удовлетворению поскольку в отношении МУП «ЖКХ Ахтубинское» введена процедура банкротства наблюдение, возложение обязанности по обеспечению проведения мероприятий по замене аварийного участка водопроводной сети холодного водоснабжения преждевременно, поскольку стоимость водопроводной сети холодного водоснабжения увеличится.

Представитель ответчика МУП «ЖКХ Ахтубинское» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело без участия представителя. Не возражал против удовлетворения заявленных требований.

В связи с теми, что представители ответчиков о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, суд, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков.

Выслушав представителя истца, исследовав и, оценив в совокупности представленные доказательства и материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, организация в границах городского поселения водоснабжения населения, водоотведения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, возлагается на городское поселение.

Как указано в статье 6 Федерального закона № 416-ФЗ от 07 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ; принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

Согласно Уставу МО «Городское поселение Город Ахтубинск Ахтубинского муниципального района Астраханской области», муниципальное образование решает вопросы местного значения, в том числе, организацию в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, установленных законодательством Российской Федерации.

Как следует из части 3 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой, подаваемой централизованной системой водоснабжения в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, которая соответствует санитарным требованиям.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 416-ФЗ от 07 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденные приказом Госстроя России от 30 декабря 1999 года № 168, регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) и их соответствия санитарным нормам.

Как следует из пункта 2.10 указанных Правил водоводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, которая по своему качеству отвечает требованиям стандарта. В задачи технической эксплуатации сети входят, в том числе, планово-предупредительный и капитальный ремонты на сети, ликвидация аварий. Надзор за состоянием сети должен осуществляться путем осмотра трубопроводов и проверки действия сооружений и оборудования сети. На основе результатов осмотров и проверки действия оборудования, оценки уровня его надежности разрабатывают и выполняют мероприятия по техническому содержанию сети, проведению профилактических, текущих и капитальных ремонтов.

К вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (статья 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В соответствии со статьями 50, 51 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться, в том числе, имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Согласно Уставу МО «Городское поселение Город Ахтубинск Ахтубинского муниципального района Астраханской области» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского поселения.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Из положений статей 294, 295 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Непринятие мер, направленных на проведение мероприятий по техническому содержанию сетей, проведение профилактических, текущих, капитальных ремонтов, замене магистральных сетей водопровода может привести к возникновению чрезвычайной ситуации в муниципальном образовании, нарушению конституционных прав граждан на достойную жизнь, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, права на не ограничение в предоставлении коммунальных услуг, установленных статьей 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно Уставу МУП «ЖКХ Ахтубинское», утвержденному решением Муниципального учреждения «Отдел имущественных отношений и землепользования администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» от ДД.ММ.ГГГГ , предприятие создано в целях обеспечения коммунальными услугами населения (водоснабжение и водоотведение), к видам деятельности предприятия относятся, в том числе, забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения.

Постановлением администрации МО «Город Ахтубинск» 29 июня 2022 года за МУП «ЖКХ Ахтубинское» закреплено на праве хозяйственного ведения имущество, в том числе, водопроводные сети жилого городка Ахтубинска, центральная часть, инв. протяженностью 41 000 м.

Из договора хозяйственного ведения имущества от ДД.ММ.ГГГГ , заключённого между Отделом имущественных отношений администрации МО «Город Ахтубинск» и МУП «ЖКХ Ахтубинское», следует, что собственник предоставляет, а получатель принимает в хозяйственное ведение на условиях оговоренных настоящим договором и действующим законодательством, следующее имущество, в том числе, магистральные водопроводы, расположенные по адресу: <адрес> от 1 подъема до жилого городка, общей протяженностью 42 100 м, водопроводные сети, расположенные по адресу: <адрес>, жилой горок, центральная часть, общей протяженностью 41 000 м., при этом получатель обязан содержать объект в полной исправности и образцовом санитарном состоянии, своевременно производить за свой счет текущий ремонт.

ДД.ММ.ГГГГ составлен акт приема-передачи между сторонами договора хозяйственного ведения имущества, в том числе, указанного магистрального водопровода.

Определением Арбитражного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении МУП «ЖКХ Ахтубинское» введена процедура банкротства наблюдение, временным управляющим утвержден ФИО3

Согласно сообщению главы администрации МО «Город Ахтубинск» от ДД.ММ.ГГГГ , аварийные участки водопровода расположены: от водонасосные станции 1-го подъема (ВОС 1) до водоочистной станции (ВОС) и разводящие сети по <адрес>, технический износ составляет 80-100 %, с июля 2022 года по декабрь 2023 год количество аварийных ситуаций составляет 335 случаев.

Аварийный участок водопровода по <адрес> расположен от <адрес> до <адрес>, протяженность – 559 м., материал – асбоцемент Ду=100 мм.

Спорный участок водопроводной сети водоснабжения находится в собственности МО «Город Ахтубинск» и в хозяйственном ведении МУП «ЖКХ Ахтубинское».

Непринятие своевременных мер по организации выполнения работ по замене участков сетей водопровода привело к некачественному водоснабжению, повлекшим нарушением прав неопределённого круга лиц в жилищно-коммунальной сфере.

Помимо письменных доказательств, все перечисленные обстоятельства подтверждены специалистом ФИО4 А именно, данным специалистом указано, что на участок водопроводной сети холодного водоснабжения по <адрес> (от <адрес> до <адрес>) полностью изношен, постоянно на нем случаются аварии. Текущий ремонт не поможет, необходима замена данного участка. Состояние данного участка часто приводит к прекращению водоснабжения жителей <адрес>.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Принимая во внимание, что администрация МО «Город Ахтубинск» является собственником водопроводных сетей, в том числе спорного участка, обеспечивает организацию водоснабжения на территории городского поселения, а МУП «ЖКХ Ахтубинское» является предприятием, которому указанные водопроводные сети переданы в хозяйственное ведение, что возлагает на предприятие обязанность по ремонту водопроводных сетей, суд считает возможным обязать администрацию муниципального образования «Город Ахтубинск» в течение одного года шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение мероприятий по замене аварийного участка водопроводной сети холодного водоснабжения общей протяженностью 559 м, ду 100 мм, расположенного по адресу: на <адрес>, от <адрес> до <адрес> в <адрес>, обязать МУП «ЖКХ Ахтубинское» в течение одного года шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по замене аварийного участка водопроводной сети холодного водоснабжения общей протяженностью 559 м, ду 100 мм, расположенного по адресу: на <адрес>, от <адрес> до <адрес> в <адрес>.

Как следует из статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории «Сириус», выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Оснований для взыскания судебных расходов с ответчиков, при таких обстоятельствах, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования заместителя Ахтубинского городского прокурора Астраханской области к администрации муниципального образования «Город Ахтубинск», муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства «Ахтубинское» о возложении обязанности организовать замену аварийного участка разводящей сети удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Городское поселение город Ахтубинск Ахтубинского муниципального района Астраханской области» (ИНН 3001040178, ОГРН 1053002019840) в течение одного года шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение мероприятий по замене аварийного участка водопроводной сети холодного водоснабжения общей протяженностью 559 м, ду 100 мм, расположенного по адресу: на <адрес>, от <адрес> до <адрес> в <адрес>.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «ЖКХ Ахтубинское» муниципального образования «Город Ахтубинск» (ИНН 3022003025, ОГРН 1143022000351) в течение одного года шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по замене аварийного участка водопроводной сети холодного водоснабжения общей протяженностью 559 м, ду 100 мм, расположенного по адресу: на <адрес>, от <адрес> до <адрес> в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд.

Судья Шалекешов А.Х.

2-663/2024 ~ М-459/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Донская Дарья Андреевна
Заместитель Ахтубинского городского прокурора Астраханской области
Салиева Фания Фаридовна
Ответчики
Администрация муниципального образования "Городское поселение города Ахтубинск Ахтубинского муниципального района Астраханской области"
МУП "ЖКХ Ахтубинское"
Другие
Солоп Наталья Васильевна
Суд
Ахтубинский районный суд Астраханской области
Судья
Шалекешов А.Х.
Дело на странице суда
ahtubinsky--ast.sudrf.ru
05.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.03.2024Передача материалов судье
10.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2024Подготовка дела (собеседование)
03.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.04.2024Судебное заседание
06.05.2024Судебное заседание
14.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.07.2024Дело оформлено
16.07.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее