Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-433/2023 ~ М-284/2023 от 24.03.2023

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 апреля 2023 г.                                 <адрес>

Турочакский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Албанчиновой К.В.,

при секретаре В.,

с участием представителя процессуального истца помощника прокурора Турочакского района Республики Алтай Шиховой А.Ю.,

ответчика Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, МО «Турочакский район» к администрации МО «Турочакский район», Т.М. о признании недействительным договора аренды земельного участка и применении последствий недействительности договора аренды,

УСТАНОВИЛ:

Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования МО «Турочакский район» обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка законности предоставления земельного участка в Турочакском районе. Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «Турочакский район» с ФИО6 заключен договор аренды земельного участка со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ на 20 лет из категории земель населенных пунктов площадью 414 кв.м. для ведения садоводства с кадастровым , расположенного по <адрес>. Договор прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке. Между тем, на официальном сайте www.torgi.gov.ru и на сайте администрации МО «Турочакский район» извещения о предоставлении данного земельного участка, в нарушение подп. 1 п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ, отсутствуют. Оспариваемый договор аренды земельного участка влечет нарушение публичных интересов МО «Турочакский район» и затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, которые могли бы на законном основании принять участие в торгах, если бы сведения о них были надлежащим образом опубликованы, получить данный земельный участок в аренду для осуществления деятельности, т.е. в силу ст. 168 ГК РФ данный договор является ничтожной сделкой. Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением связанных с ее недействительностью и недействительна с момента ее совершения. Недействительность договора означает, что у Т.М. не возникло право аренды на спорный земельный участок, следовательно, в качестве применения последствий недействительности спорного договора аренды следует признать отсутствующим право, зарегистрированное на основании этого договора. На основании изложенного, прокурор просит суд признать недействительным договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией муниципального образования «Турочакский район» и Т.М.; применить последствия недействительности ничтожной сделки, признать отсутствующим право аренды Т.М. на земельный участок площадью 414 кв.м. с кадастровым , расположенный по <адрес>, и исключить из ЕГРН запись о праве аренды Т.М. на данный земельный участок.

В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора Турочакского района Республики Алтай Шихова А.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Т.М. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что она исправно платит арендную плату, где именно администрация должна была разместить информацию, она не знала. Тот факт, что администрация района не разместила информацию на сайте не её вина. На участке разрабатывает огород, она понесла расходы, связанные с оформлением участка, закупила пиломатериал.

В судебное заседание представитель ответчика – администрации МО «Турочакский район», третье лицо – представитель Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины уважительности неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела, о рассмотрении дела в отсутствие представителя не направили, возражений относительно предмета спора суду не представили.

Суд, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), полагает возможным рассмотреть дело при установленной явке.

Выслушав стороны, изучив и исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав может осуществляться, в том числе путем признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.

В п. п. 1, 3 ст. 166 ГК РФ указано, что сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.

Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.

Положения п. п. 1 - 2 ст. 167 ГК РФ предусматривают, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

В п. 2 ст. 168 ГК РФ закреплено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В соответствии с нормами Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование (п.1 ст.39.1 Земельного кодекса РФ).

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган) (ст. 39.2 Земельного кодекса РФ).

В ст. 1 ЗК РФ приведены принципы земельного законодательства, одним из которых является принцип участия граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю.

Согласно данному принципу граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.

Статья 39.18 ЗК РФ предусматривает, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Законом предусмотрено размещение информации в сети Интернет на двух сайтах – официальном сайте органа, уполномоченного на распоряжение земельными участками, и на официальном сайте, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.

Соответственно, при предоставлении земельных участков размещение извещения на официальном сайте органа, уполномоченного на распоряжение земельными участками и на официальном сайте www.torgi.gov.ru является одним из обязательных элементов процедуры предоставления участка.

Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства.

Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства.

Из приведенных правовых норм следует, что обязанность органа местного самоуправления информировать население о предстоящем предоставлении земельного участка обусловлена реализацией принципа публичности, который обеспечивает прозрачность процедуры предоставления участка, информированность населения о предстоящем предоставлении участка, создает возможность заинтересованным лицам заявить о нарушении их прав предстоящим предоставлением участка либо заявить о своих правопритязаниях на земельный участок.

Основной задачей органа местного самоуправления является информирование максимально большого количества физических и юридических лиц о предстоящем предоставлении участка, поскольку опубликование информации о предстоящем предоставлении участка выступает одним из этапов процедуры предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства. Само по себе предварительное согласование предполагает выяснение у населения мнения относительно возможного предоставления участка, поэтому последующее предоставление участка (принятие постановления о предварительном согласовании места размещения объекта, постановления о передаче участка в аренду, заключение договора аренды) возможно только после публикации соответствующего извещения и при отсутствии возражений со стороны физических и юридических лиц. Нарушение приведенного порядка информирования населения влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, заинтересованных в получении соответствующей информации.

В судебном заседании установлено, что Т.М. обратилась в администрацию МО «Турочакский район» с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка согласно схемы расположения земельного участка в <адрес> площадью 414 кв.м., для ведения садоводничества.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «Турочакский район» принято постановление об утверждении схемы расположения земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, на кадастровом плане территории в кадастровом квартале , местоположение: <адрес>, примерной общей площадью 414 кв.м., категория земель- земли населенных пунктов, Установлен вид разрешенного использования - садоводство.

Извещение о предстоящем предоставлении спорного земельного участка было размещено администрацией МО «Турочакский район» в выпуске газеты «Истоки» ) от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Т.М. обратилась в администрацию МО «Турочакский район» с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым , площадью 414 кв.м., без проведения торов сроком на 20 лет, находящегося по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «Турочакский район» и Т.М. заключен договор аренды указанного земельного участка, который ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в Управлении Росреестра по Республике Алтай за

Из материалов дела следует, что в ходе прокурорской проверки установлено, что в результате мониторинга официального сайта администрации МО «Турочакский район» и официального сайта www.torgi.gov.ru, установлено, что в нарушение ч. 1 ст. 39.18 ЗК РФ администрация МО «Турочакский район» не обеспечила размещение извещения о предоставлении земельного участка с кадастровым , площадью 414 кв.м. на официальном сайте администрации МО «Турочакский район» и официальном сайте www.torgi.gov.ru.

Земельный участок с кадастровым , площадью 414 кв.м. был предоставлен Т.М. по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «Турочакский район» на основании извещения, опубликованного в газете «Истоки плюс» (258) от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно информации главы администрации МО «Артыбашское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ, направленной по запросу в адрес Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора Республики Алтай, на момент осмотра на земельном участке с кадастровым , расположенный по <адрес>, строения, здания, сооружения отсутствовали.

Таким образом, судом установлено, что администрацией МО «Турочакский район» извещение о предстоящем предоставлении спорного земельного участка в аренду, в нарушение ст. 39.18 ЗК РФ, на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.torgi.gov.ru. указанное извещение не размещалось. Опубликование извещения о предстоящем предоставлении земельного участка в газете «Истоки плюс» (также в его электронной версии на сайте МО «Турочакский район») не обеспечило доступности информации о предоставлении участка, привело к ограничению числа лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка либо имеющих намерения заявить возражения относительно размещения на участке конкретных объектов.

Несоблюдение процедуры размещения информации о предоставлении земельного участка на официальном сайте органа местного самоуправления и официальном сайте www.torgi.gov.ru ущемляет законные права и интересы лиц, заинтересованных в приобретении данного имущества, препятствует обеспечению равных возможностей граждан и юридических лиц на приобретение муниципального имущества.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что при предоставлении земельного участка в аренду Т.М., администрацией МО «Турочакский район» были нарушены права неопределенного круга лиц на получение соответствующих сведений.

Размещение информации в выпуске местной газеты, само по себе создает для физических и юридических лиц разные условия для участия в обсуждении вопроса о возможности предоставления земельного участка.

Порядок предоставления земельного участка нарушен, следовательно, договор аренды земельного участка, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «Турочакский район» и Т.М. не соответствует требованиям закона и нарушает публичные интересы.

Поскольку договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ заключен в нарушение требований закона, договор аренды земельного участка в силу части 2 ст. 168 ГК РФ является недействительным и влечет прекращение права аренды.

Учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства в их совокупности, а также положения статей 166, 167, 168 ГК РФ, суд приходит к выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения исковых требований прокурора.

На основании ч.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Поскольку договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между администрацией МО «Турочакский район» и Т.М., является ничтожными, следует признать незаконной государственную регистрацию указанной сделки на земельный участок с кадастровым и исключить записи о государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимость.

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Следовательно, необходимо применить последствия недействительности ничтожной сделки договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, путем признания отсутствующим право аренды Т.М. на вышеуказаный земельный участок.

Частью 3 ст. 144 ГПК РФ предусмотрено, что при удовлетворении иска принятые меры по его обеспечению сохраняют свое действие до исполнения решения суда.

В соответствии с требованиями ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию в муниципальный бюджет государственная пошлина в размере 300 рублей за требования неимущественного характера.

Руководствуясь ст.ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, МО «Турочакский район» к администрации МО «Турочакский район» (ОГРН , ИНН ), Т.М. (паспорт <данные изъяты>) о признании недействительным договора аренды земельного участка и применении последствий недействительности договора аренды, удовлетворить.

Признать недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией МО «Турочакский район» и Т.М..

Применить последствия недействительности ничтожной сделки договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и признать отсутствующим право аренды Т.М. на земельный участок, площадью 414 кв.м., с кадастровым , расположенный по <адрес>.

Исключить из ЕГРН запись о праве аренды Т.М. на данный земельный участок .

Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о прекращении государственной регистрации договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым .

Взыскать с Т.М. государственную пошлину в доход МО «Турочакский район» в размере 600 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Турочакский районный суд Республики Алтай.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                          К.В. Албанчинова

2-433/2023 ~ М-284/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация МО "Турочакский район"
Татьянина Марина Анатольевна
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РА
Суд
Турочакский районный суд Республики Алтай
Судья
Албанчинова К.В.
Дело на странице суда
turachaksky--ralt.sudrf.ru
24.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.03.2023Передача материалов судье
29.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2023Судебное заседание
27.04.2023Судебное заседание
05.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.02.2024Дело оформлено
14.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее