№
62RS0№-66
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 марта 2023 года <адрес>
Скопинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи- Бубликовой Ю.Д..
при секретаре – ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Скопинского районного суда <адрес> гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № по <адрес> о включении в состав наследства налогового вычета, признании права собственности на наследственное имущество в виде налогового вычета в порядке наследования по закону, возложении на налоговый орган обязанности выплатить налоговый вычет,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 с учетом отказа от иска к ответчику МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях принятого определением суда от ДД.ММ.ГГГГ последующих уточнений исковых требований обратилась в суд с иском к межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № по <адрес> в котором просила:
- включить в состав наследства, оставшегося после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, социальный налоговый вычет в размере 37 840 руб.
-признать за ФИО1 (ИНН 623301630836) право собственности на наследственное имущество, оставшееся после смерти ФИО2, в виде 37 <данные изъяты> налогового вычета.
-возложить на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № по <адрес> обязанность выплатить ФИО1 <данные изъяты>. в счет социального налогового вычета, заявленного ФИО2
В обоснование иска указала, что после смерти супруга ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, открылось наследство, в состав которого вошло движимое имущество, некоторые предметы мебели и быта, денежные вклады, а также налоговый вычет в размере <данные изъяты>. При жизни ФИО2 обратился к ответчику с налоговой декларацией, в которой был заявлен налоговый вычет в сумме расходов по дорогостоящим видам лечения. Сумма налога, подлежащая возврату из бюджета составила 37 840 рублей. Ответчиком сумма НДФЛ в размере 37 840 руб. была признана правомерной, вместе с тем, данная сумма на счет наследодателя не перечислена; нотариусом в выдаче истцу свидетельства о праве на наследство на данную сумму устно было отказано.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ФИО6, ФИО7
Истец ФИО1, извещенная надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явилась. Представила суду заявление о рассмотрение дела в её отсутствие. При изложенных обстоятельствах настоящее дело рассмотрено в отсутствие истца ФИО1
Из имеющихся в материалах дела письменных пояснений ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.85) следует, что ДД.ММ.ГГГГ её супругом (ФИО2) была представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ <данные изъяты>. Налоговый орган в получении данных денежных средств ей отказал, в связи с чем она вынуждена обратиться за защитой своих прав в суд. Также пояснила, что данная денежная сумма должна быть включена в состав наследства.
Ответчик межрайонная ИФНС России № по <адрес> извещена о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседания представитель налогового органа не явился. Дело рассмотрено в отсутствие ответчика в соответствии с ч.5 ст. 167 ГПК РФ.
Из поступивших в суд письменных возражений ответчика от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 была представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за <данные изъяты> в которой был заявлен социальный налоговый вычет на расходы по дорогостоящим видам лечения в размере <данные изъяты>., сумма налога, подлежащая возврату заявлена в размере <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом была завершена камеральная налоговая проверка поданной ФИО8 налоговой декларации. Сумма НДФЛ подлежащая возврату была признана правомерной в размере 37 840 рублей. Заявление о возврате НДФЛ в сумме <данные изъяты> от ФИО2 в налоговый орган не поступало. ДД.ММ.ГГГГ в адрес налогового органа поступило заявление от ФИО1 о возврате излишне уплаченного налога за ФИО2 Поскольку возврат наследникам умершего налогоплательщика сумм излишне уплаченных им ранее налогов не предусмотрен действующим законодательством, ДД.ММ.ГГГГ инспекцией было вынесено решение об отказе в возврате налога. (л.д.37-39).
Третьи лица ФИО6, ФИО7, о месте и времени извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Суд, рассмотрев заявленные требования, изучив и исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации при определении размера налоговых баз в соответствии с пунктом 3 или 6 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующего социального налогового вычета: в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, ему, его супругу (супруге), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации), а также в размере стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения, назначенных им лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств.
Общая сумма социального налогового вычета, предусмотренного абзацами первым и вторым настоящего подпункта, принимается в размере фактически произведенных расходов, но с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи.
Социальные налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, предоставляются при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 вышеуказанной статьи).
В соответствии с пунктом 1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (в течение шести месяцев со дня представления иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость), если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 вышеуказанной статьи).
Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (пункт 3).
Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Кодекса (пункт 5).
При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 7).
Согласно пункту 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. действующей на момент возникновения спорных правоотношений) сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 настоящего Кодекса) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (пункт 6 настоящей статьи).
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения (пункт 7).
Если иное не предусмотрено настоящей статьей, решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (пункт 8).
В случае проведения камеральной налоговой проверки сроки, установленные абзацем вторым пункта 4, абзацем третьим пункта 5 и абзацем первым пункта 8 настоящей статьи, начинают исчисляться по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения камеральной налоговой проверки за соответствующий налоговый (отчетный) период или со дня, когда такая проверка должна быть завершена в срок, установленный пунктом 2 статьи 88 настоящего Кодекса.
В случае выявления нарушения законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки сроки, установленные абзацем вторым пункта 4, абзацем третьим пункта 5 и абзацем первым пункта 8 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня, следующего за днем вступления в силу решения, принятого по результатам такой проверки (пункт 8.1).
Как указано в статье 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данных в пункте 68 постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", подлежавшие выплате наследодателю, но не полученные им при жизни денежные суммы, предоставленные ему в качестве средств к существованию, выплачиваются по правилам, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, когда федеральными законами, иными нормативными правовыми актами установлены специальные условия и правила их выплаты.
По смыслу статьи 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежавшие выплате, но не полученные наследодателем при жизни денежные суммы, предоставленные ему в качестве средств существования, включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях.
В статье 44 Налогового кодекса Российской Федерации прямо поименованы налоги, обязанность по уплате которых переходит к наследникам умершего налогоплательщика. Однако с учетом пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации указанная норма не может толковаться как ограничивающая права наследников умершего налогоплательщика на возврат сумм социального налогового вычета.
Таким образом, наследник имеет право на получение соответствующих денежных сумм только тогда, когда эти суммы подлежали выплате самому наследодателю, но не получены им при жизни.
В судебном заседании установлено, что ФИО2, приходящийся истцу супругом, умер ДД.ММ.ГГГГ. На день смерти ФИО2 был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. Наследниками первой очереди за ФИО2 в силу ч. 1 ст. 1142 ГК РФ являются его супруга – ФИО1 (истец по делу), и дети ФИО6, ФИО7 (третьи лица по делу). После смерти ФИО2 открыто наследственное дело №. Данные обстоятельства подтверждаются копией свидетельства о смерти ФИО2 (л.д.13), сообщением нотариуса ФИО5 (л.д.22).
В судебном заседании также установлено и из материалов наследственного дела № к имуществу умершего ФИО2 (л.д.23-36), письменных пояснений истца ( л.д.85) следует, что истица в установленный законом срок обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, оставшегося после смерти супруга ФИО2 В выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на налоговый вычет истцу нотариусом устно было отказано, рекомендовано обратиться непосредственно в налоговый орган.
Также установлено, что ФИО2 при жизни, а именно ДД.ММ.ГГГГ, обратился в налоговый орган с налоговой декларацией по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), за 2019 г., в которой заявил к возврату сумму налога, подлежащую возврату из бюджета, в размере 37 840 руб. ( л.д. 40,42)
Камеральная налоговая проверка по представленным документам ответчиком проведена и окончена ДД.ММ.ГГГГ, заявленный налоговый вычет подтвержден в полном объеме.
В ходе проведения камеральной проверки налоговым органом не было установлено каких-либо нарушений налогового законодательства. В связи с этим сумма НДФЛ, подлежащая возврату, была признана правомерной в размере <данные изъяты> обстоятельства подтверждаются письменными пояснениями налогового органа (л.д.37-39), налоговой декларацией по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) ДД.ММ.ГГГГ (л.д.40-45), скриншотом КРСБ по НДФЛ в отношении ФИО2, формируемого в программном обеспечении АИС «Налог-3» (л.д.46-48).
Таким образом, суд приходит к выводу, что ФИО2 соблюдена процедура получения суммы в размере <данные изъяты> а именно представлена налоговая декларация в уполномоченный орган, однако по независящим от него обстоятельствам (заболевание и смерть ФИО2) возврат налога произведен не был.
При тех обстоятельствах, что право ФИО2 на получение социального налогового вычета установлено законом, однако реализация данного права возможна только при соблюдении законодательно установленной процедуры, занимающей определенное время, смерть ФИО2 не препятствует подтверждению его права на получение имущественного налогового вычета.
В ходе рассмотрения дела судом не установлено и ответчиком не доказано, что ФИО2 нарушил порядок получения налогового вычета либо что имеются иные основания, препятствующие подтверждению его права на получение налогового вычета и возврату спорной суммы. Напротив, ответчиком налоговая проверка проведена, заявленная сумма налогового вычета подтверждена в полном объеме. (л.д.46-49)
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что социальный налоговый вычет в сумме <данные изъяты>. подлежит включению в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти ФИО2 Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-<данные изъяты>
Учитывая, что истец в установленном порядке приняла наследство после смерти ФИО2, за ней также подлежит признанию право собственности на вышеуказанное наследственное имущество. Одновременно на ответчика возлагается обязанность по выплате истцу денежных средств в сумме <данные изъяты> руб. в счет социального налогового вычета, заявленного ФИО2 в связи с несением расходов по дорогостоящим видам лечения.
При таких обстоятельствах требования истца о взыскании с Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № по <адрес> в пользу ФИО1 возврата налогового вычета в <данные изъяты>. являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании частей 1, 3 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> имущественного характера <данные изъяты> руб. по требованиям неимущественного характера).
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Включить в состав наследства, оставшегося после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, социальный налоговый вычет в размере <данные изъяты> руб.
Признать за ФИО1 (ИНН <данные изъяты> право собственности на наследственное имущество, оставшееся после смерти ФИО2, в виде <данные изъяты>. социального налогового вычета.
Возложить на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № по <адрес> обязанность выплатить ФИО1 (ИНН <данные изъяты> в счет социального налогового вычета, заявленного ФИО2
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> в пользу ФИО1 <данные изъяты> расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Скопинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья-