РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Очерский районный суд Пермского края в составе
председательствующего Гилёвой О.М.,
при секретаре судебного заседания Шардаковой С.Е.,
с участием истца Криницкой М.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26.08.2022 в г. Очер Пермского края гражданское дело №2-360/2022 по исковому заявлению Криницкой Марии Кузьминичны к администрации Очерского городского округа Пермского края о признании права собственности на имущество в порядке наследования,
установил:
Криницкая М.К. обратилась в суд с иском к администрации Очерского городского округа Пермского края о признании права собственности на имущество в порядке наследования, оставшегося после смерти 04.02.2014 мужа Криницкого В.С. и состоящего из 1/2 доли в праве общей совместной собственности на недвижимое имущество-квартиру, с кадастровым номером №, общей площадью 41,3 кв.м., расположенной по адресу: Пермский край, Очерский городской округ, <адрес>, <адрес>5.
Требования мотивированы тем, что после смерти мужа наследниками первой очереди были: супруга (истец) – Криницкая М.К., сын – Криницкий В.В. (отказался от наследственного имущества в пользу матери), сын – Криницкий С.В. (умер 25.11.2017). В установленный законом срок истец обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Свидетельство о праве собственности на 1/2 доли в указанной квартире в порядке наследования нотариус выдать не смог, поскольку отсутствует подлинное свидетельство о регистрации брака с наследодателем.
Истец Криницкая М.К. в судебном заседании на заявленных требованиях настояла.
Представитель администрации Очерского городского округа Пермского края, извещенный о месте и времени судебного заседания, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, не возражает против удовлетворения заявленных требований.
Третье лицо Криницкий В.В. в судебном заседании не присутствовал. В письменном заявлении подтвердил, что истец пользуется указанной квартирой после смерти Криницкого В.С. Возражений по поводу признания права собственности на 1/2 доли в квартире за Криницкой М.К. не имеет.
Свидетель ФИО5 в суде пояснила, что истец вместе с супругом жили в этой квартире до 2014 года и после смерти супруга истец продолжает по настоящее время проживать в ней, оплачивая коммунальные услуги.
Свидетель ФИО6 в суде пояснила, что с 1992 года истец и ее супруг проживали в этой квартире, после смерти супруга в 2014 году истец по настоящее время живет в этой квартире, оплачивает коммунальные услуги. Сын истца проживает в Москве лет 30, который до смерти отца также проживал в Москве.
Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Положения ст. 1110 ГК РФ предусматривает, что при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил указанного Кодекса не следует иное.
В соответствии со ст.1111 ГК РФ, наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Положениями ст. 1112 ГК РФ закреплено, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно положениям ст. 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (ч. 1 ст. 1153 ГК РФ).
В силу п. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Из материалов дела следует, что 04.02.2014 умер ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, актовая запись о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ отдела ЗАГС администрации Очерского муниципального района <адрес> Российской Федерации (л.д. 12).
Из свидетельства о заключении брака серии I-ЕЖ № следует, что ДД.ММ.ГГГГ № в Доме бракосочетания <адрес> ССР зарегистрирован брак между ФИО2 и ФИО7, после регистрации брака супруге присвоена фамилия «ФИО9» (л.д. 10).
Право собственности на спорный объект в праве общей совместной собственности на недвижимое имущество-квартиру, с кадастровым номером №, общей площадью 41,3 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, Очерский городской округ, <адрес>, <адрес>5, зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости за Криницкой М.К. и Криницким В.С., что подтверждается соответствующей выпиской (л.д.8-9) и о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права (л.д.11).
Криницкая М.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является собственником 1/2 доли в праве общей совместной собственности на недвижимое имущество-квартиру, с кадастровым номером №, общей площадью 41,3 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, Очерский городской округ, <адрес>, <адрес>5, на которую распространяется режим совместной долевой собственности в соответствии со ст.34 СК РФ, поскольку указанная квартира приобретена по договору купли-продажи квартиры с балконом от 10.05.2012 года в период нахождения наследодателя Криницкого В.С. в браке с Криницкой М.К. При этом, другие наследники по закону (сын-Криницкий В.В.) отказались от наследства в пользу истца Криницкой М.К.
Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", в состав наследства, открывшегося со смертью наследодателя, состоявшего в браке, включается его имущество (пункт 2 статьи 256 ГК РФ, статья 36 СК РФ), а также его доля в имуществе супругов, нажитом ими во время брака, независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства, если брачным договором не установлено иное (пункт 1 статьи 256 ГК РФ, статьи 33, 34 СК РФ).
Из вышеуказанной нормы следует, что после смерти одного из супругов в его наследственную массу входит имущество, составляющее его долю в общем имуществе, а остальная часть общего имущества поступает в единоличную собственность пережившего супруга.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательства и притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства ( п.2 ст.1153 ГК РФ).
Судом установлено, что истец совершила действия, которыми выразила волю на принятие причитающегося ей наследства, продолжила проживать в данной квартире, нести расходы по её содержанию, что подтверждается свидетельскими показаниями, данными в судебном заседании, и свидетельствует о фактическом принятии наследства, открывшегося после смерти супруга.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что право собственности на 1/2 доли в праве общей совместной собственности на недвижимое имущество-квартиру, с кадастровым номером №, общей площадью 41,3 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, Очерский городской округ, <адрес> <адрес>5 на момент смерти принадлежало наследодателю Криницкому В.С., а его супруга Криницкая М.К. является его законным наследником, принявшим наследство, в связи с чем, суд считает необходимым признать за истцом в порядке наследования право собственности на 1/2 доли в праве общей собственности в указанной квартире, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Криницкой Марии Кузьминичны удовлетворить.
Признать Криницкую Марию Кузьминичну принявшей наследство в виде 1/2 доли в праве общей собственности на квартиру с кадастровым номером № общей площадью 41,3 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, пгт. <адрес>, оставшейся после смерти ФИО2.
Признать за Криницкой Марией Кузьминичной право собственности на 1/2 долю в праве общей собственности на квартиру с кадастровым номером № общей площадью 41,3 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, пгт. <адрес>, в порядке наследования после смерти ФИО2.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Очерский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья
Копия верна: судья