Дело № 12-397/21 (публиковать)
УИД: 18RS0002-01-2021-000299-84
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
25 марта 2021 года г. Ижевск
Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе судьи Созонова А.А., рассмотрев жалобу Ионова В.П. на постановление о назначении административного наказания № от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 11.10 Закона Удмуртской Республики «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» вынесенное Административной комиссией при Администрации г. Ижевска,
УСТАНОВИЛ:
Согласно постановлению о назначении административного наказания № от <дата> – <дата> в 13-25 часов применением в автоматическом режиме специального технического средства «Дозор-М», имеющего функции фото- и киносъемки, видеозаписи, без какого-либо непосредственного воздействия на него человека, осуществляющего фиксацию в зоне своего обзора всех административных правонарушений по адресу: г. Ижевск, ул. Фруктовая, 27, выявлено административное правонарушение, выразившееся в размещении на территории занятой (предназначенной) для выращивания растительности, транспортного средства гос.номер № принадлежащем заявителю, за что предусмотрена административная ответственность ст. 11.10 Закона УР 57-РЗ «Об административной ответственности за отдельные виды административных правонарушений».
Ионов В.П. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, считая его незаконным, просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании представители Административной комиссии при Администрации города Ижевска Петров Р.А., Леонтьев Д.С., действовавшие на основании доверенностей, доводы заявителя считают необоснованными. Представили суду копию Руководства по эксплуатации (БТКП 402169.001РЭ, Воронеж 2019) программно-аппаратного комплекса измерения интервалов времени и координат с фото и видеофиксацией «Дозор-М», указывая на то, что указанная редакция программно-аппаратного комплекса измерения интервалов времени и координат с фото и видеофиксацией «Дозор-М» производит фиксацию нарушения исключительно в автоматическом режиме, что и было сделано при фиксации нарушения, указанного в постановлении о назначении административного наказания № от <дата>.
Жалоба рассмотрена в отсутствие заявителя, уведомленного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
Согласно положениям ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье
В силу примечаниям положений ст. 1.5 КоАП РФ, положение части 3 настоящей статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 настоящего Кодекса, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото - и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
В соответствии с п. 8.1.1 Правил благоустройства города Ижевска, утвержденных решением Городской думы города Ижевска от 28 июня 2012 года № 308, в целях обеспечения чистоты и порядка на территории города Ижевска физическим и юридическим лицам независимо от форм собственности запрещается размещение транспортного средства, в том числе брошенного, разукомплектованного, бесхозяйного, и механизмов вне зависимости от времени года на территориях, занятых растительностью, и (или) территориях, определенных Правилами землепользования и застройки города Ижевска и документацией по планировке территорий в качестве зон зеленых насаждений и озеленения, пешеходных дорожках (не являющихся элементами дороги), детских игровых и спортивных площадках, колодцах и камерах систем инженерно-технического обеспечения города.
Статья 11.10 Закона УР № 57-РЗ от 13.10.2011 г. «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» предусматривает административную ответственность за нарушение требований правил благоустройства территорий муниципальных образований в части запрета размещения механических транспортных средств на отдельных территориях, выразившееся в размещении механического транспортного средства на озелененных территориях, пешеходных дорожках (не являющихся элементами дороги), детских игровых и спортивных площадках, колодцах и камерах систем инженерно-технического обеспечения, расположенных вне дорог, не повлекшее нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, в том числе зафиксированное работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, за исключением случаев использования транспортных средств в целях выполнения аварийных, строительных, ремонтных работ, а также транспортных средств с установленными специальными световыми и звуковыми сигналами и нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами, если эти действия повлекли нарушение правил благоустройства территорий муниципальных образований и влечет наложение административного штрафа на собственника (владельца) механического транспортного средства в размере двух тысяч рублей.
Из материалов дела - постановления по делу об административном правонарушении № от <дата> следует, что <дата> в 13-25 часов применением в автоматическом режиме специального технического средства «Дозор-М», имеющего функции фото- и киносъемки, видеозаписи, без какого-либо непосредственного воздействия на него человека, осуществляющего фиксацию в зоне своего обзора всех административных правонарушений по адресу: г. Ижевск, ул. Фруктовая, 27, выявлено административное правонарушение, выразившееся в размещении на территории занятой (предназначенной) для выращивания растительности, транспортного средства гос.номер №, за что предусмотрена административная ответственность ст. 11.10 Закона УР 57-РЗ «Об административной ответственности за отдельные виды административных правонарушений». Данный автомобиль принадлежит заявителю.
Из постановления следует, что правонарушение зафиксировано специальным техническим средством «Дозор-М», заводской номер изделия: № А240, свидетельство о поверке: № 0071662, поверка действительна до 27.04.2022.
В соответствии со статьей 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств. Собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
В пункте 26 Постановления Плену Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года №20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что под автоматическим режимом следует понимать работу соответствующего технического средства без какого-либо непосредственного воздействия на него человека, когда такое средство размещено в установленном порядке в стационарном положении либо на движущемся по утвержденному маршруту транспортном средстве, осуществляет фиксацию в зоне своего обзора всех административных правонарушений, для выявления которых оно предназначено, независимо от усмотрения того или иного лица.
С учетом того, что событие административного правонарушения характеризуется, в том числе местом и временем его совершения, материалы, формируемые техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, должны содержать указанную информацию.
При этом технические средства, работающие в автоматическом режиме, должны быть сертифицированы, в частности, в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке и применяться в соответствии с документами, регламентирующими порядок применения этих средств. В описании типа средства измерения должны быть определены метрологические характеристики, раскрыт алгоритм работы программного обеспечения по выявлению и фиксации административного правонарушения, определен перечень выявляемых правонарушений. В случае возникновения в ходе рассмотрения жалобы (протеста) на постановление о назначении административного наказания за правонарушение, выявленное и зафиксированное работающим в автоматическом режиме техническим средством, сомнений в корректности работы такого технического средства, в том числе в связи с доводами жалобы (протеста), судья вправе истребовать документы, содержащие указанные выше сведения.
С учетом этого, если правонарушение в области дорожного движения было зафиксировано с помощью технических средств, которые не работали в автоматическом режиме, либо с использованием других технических средств (например, телефона, видеокамеры, видеорегистратора), то в данном случае особый порядок привлечения к административной ответственности не применяется, а должностным лицом согласно части 1 статьи 28.6 КоАП РФ выносится постановление по делу об административном правонарушении, либо составляется протокол об административном правонарушении в отношении водителя транспортного средства на основании части 1 статьи 28.2 КоАП РФ, либо выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в порядке, предусмотренном статьей 28.7 КоАП РФ. Полученные с использованием названных технических средств материалы фото- и киносъемки, видеозаписи при составлении протокола об административном правонарушении могут быть приобщены к материалам дела в качестве доказательств совершения административного правонарушения, подлежащих оценке по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Материалы дела в отношении заявителя не содержат сведений о том, что работа соответствующего технического средства - «ДОЗОР-М», заводской номер изделия: А240, при фиксации правонарушения, осуществлялась без какого-либо непосредственного воздействия на него человека, было размещено в установленном порядке в стационарном положении либо на движущемся по утвержденному маршруту транспортном средстве, осуществляло фиксацию в зоне своего обзора всех административных правонарушений, для выявления которых оно предназначено, независимо от усмотрения того или иного лица.
Из содержания представленного ранее административным органом Руководства по эксплуатации (БТКП 402169.001РЭ) программно-аппаратного комплекса измерения интервалов времени и координат с фото и видеофиксацией «Дозор-М» следует:
Раздел 2 (назначение и принцип работы):
Комплекс применяется для решения основных задач:
- автоматической фиксации нарушения правил остановки в зонах действия знака 3.27 «Остановка запрещена», 3.28-3.30 «Стоянка запрещена…» или линий дорожной разметки;
- фиксация нарушений в сфере платного парковочного пространства;
- автоматического распознавания ГРЗ ТС при проведении оперативно-поисковых мероприятий, розыску ТС, а также раскрытию иных правонарушений, связанных с использованием ТС.
Таким образом, из содержания указанного раздела судья делает вывод, что программно-аппаратный комплекс измерения интервалов времени и координат с фото и видеофиксацией «Дозор-М» не предназначен для автоматической фиксации нарушения правил остановки/стоянки, в частности, в сфере благоустройства и санитарного состояния городских территорий.
При этом фраза: «…автоматического распознавания ГРЗ ТС при проведении оперативно-поисковых мероприятий, розыску ТС, а также раскрытию иных правонарушений, связанных с использованием ТС…», не изменяет сделанных судьей выводов, поскольку не свидетельствует о предназначении указанного комплекса к раскрытию иных правонарушений, связанных с использованием ТС, в автоматическом режиме (использование автоматической фиксации нарушения).
Из содержания, представленного в судебном заседании административным органом Руководства по эксплуатации (БТКП 402169.001РЭ) программно-аппаратного комплекса измерения интервалов времени и координат с фото и видеофиксацией «Дозор-М» следует:
Раздел 2 (назначение и принцип работы):
Комплекс применяется для решения основных задач:
- автоматической фиксации нарушения правил остановки в зонах действия знака 3.27 «Остановка запрещена», 3.28-3.30 «Стоянка запрещена…» или линий дорожной разметки;
- автоматическая фиксация нарушений в сфере благоустройства и платного парковочного пространства;
- автоматического распознавания ГРЗ ТС при проведении оперативно-поисковых мероприятий, розыску ТС, а также раскрытию иных правонарушений, связанных с использованием ТС.
Вместе с тем, суду не представлено доказательств, когда, по мнению административного органа, разработчиком были внесены указанные изменения, и как, указанные изменения отразились на работе данного программно-аппаратного комплекса измерения интервалов времени и координат с фото и видеофиксацией «Дозор-М».
Вместе с тем, из содержания раздела 7 (работа с комплексом) представленного в судебном заседании административным органом руководства по эксплуатации (БТКП 402169.001РЭ) программно-аппаратного комплекса измерения интервалов времени и координат с фото и видеофиксацией «Дозор-М» следует, что:
П. 7.1. Режим работы:
Выбор режимов работы комплекса осуществляется через основное меню программы, которое содержит следующие разделы (рис.11):
• Фиксация (патрулирование и фиксация нарушений);
• Разметка\загрузка зон (разметка и загрузка зон действия знаков);
• Экспорт (экспорт результатов работы на внешний носитель);
• Режимы (выбор режимов: солнце, темнота или авто);
• Настройки (основные настойки работы комплекса);
• Проверка ГРЗ (проверка ГРЗ по базам розыска);
• Базы розыска (загрузка, выгрузка очистка базы розыска);
• Просмотр результатов (результаты фиксации нарушений).
Следовательно, судья приходит к выводу о том, что указанный программно-аппаратный комплекс измерения интервалов времени и координат с фото и видеофиксацией «Дозор-М» не предусматривает разметку и загрузку зон в сфере благоустройства.
Кроме того, согласно п. 7.2.1. указанного Руководства по эксплуатации (БТКП 402169.001РЭ) программно-аппаратного комплекса измерения интервалов времени и координат с фото и видеофиксацией «Дозор-М» данный режим «Фиксация» предназначен для автоматической фотофиксации нарушений правил дорожного движения, нарушений в сфере благоустройства и платного парковочного пространства. Если во время работы комплекс будет находиться в ранее размеченной зоне, то фиксация нарушений будет производиться в автоматическом режиме, на экране появится белая рамка (рис.12).
Таким образом, судья отмечает, что обязательным условием работы указанного программно-аппаратного комплекса измерения интервалов времени и координат с фото и видеофиксацией «Дозор-М» в автоматическом режиме является разметка зоны, в которой производится фиксация нарушения.
Вместе тем, п. 7.1. руководства программно-аппаратного комплекса измерения интервалов времени и координат с фото и видеофиксацией «Дозор-М» не предполагает разметку и загрузку зон в сфере благоустройства, что прямо следует из содержания указанного пункта.Соответственно, по мнению суда, достаточно достоверных доказательств того, что фиксация оспариваемого заявителем нарушения производилась в автоматическом режиме (в соответствии с требованиями п. 7.2.1. указанного руководства) административным органом судье не представлено и судьей не установлено.
Между тем, постановление в отношении заявителя вынесено в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ (без составления протокола об административном правонарушении).
Таким образом, при производстве по делу в отношении заявителя допущены нарушения процессуальных требований, вследствие чего постановление подлежат отмене.
В силу презумпции невиновности, установленной ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Отсутствие вины исключает состав административного правонарушения.
Отсутствие состава административного правонарушения отнесено п.2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Следовательно, производство по делу об административном правонарушении в отношении заявителя подлежит прекращению ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь гл. 30 КоАП РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № ░░ <░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 11.10 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № 57-░░ ░░ 13.10.2011 ░░░░ «░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░», ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░.- ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░) ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ - ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ - ░.░. ░░░░░░░