Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-12399/2023 от 28.09.2023

Судья: Строганкова Е.И. № 33а-12399/2023

УИД: 63RS0018-01-2023-001043-82

Дело № 2а-1320/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 ноября 2023 г. г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сивохина Д.А.,

судей Пудовкиной Е.С., Давыдовой С.Е.,

при секретаре Исмаилове Э.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области на решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 5 июля 2023 г.,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Пудовкиной Е.С., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №23 по Самарской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Давлатова М.Ч. задолженности по транспортному налогу за 2019-2020 гг., указав, что административный ответчик является плательщиком указанного налога в связи с наличием в его собственности объектов налогообложения, однако обязанность по уплате налога за спорные налоговые периоды им не исполнена, выданный мировым судьей судебный приказ о взыскании недоимки отменен по заявлению должника, задолженность на момент подачи административного иска не оплачена.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил суд взыскать с Давлатова М.Ч. задолженность в размере 9 753,62 рубля, в том числе, транспортный налог с физических лиц за 2019 г. в размере 6 909,00 рублей; за 2020 г. в размере 2 781,00 рубль; пени за 2019 г. в сумме 63,62 рубля.

Судом постановлено решение, которым административное исковое заявление удовлетворено частично. С Давлатова М.Ч. в пользу Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области взыскана задолженность по транспортному налогу за 2020 год в размере 2 781,00 рубль. Также с Давлатова М.Ч. в доход государства взыскана государственная пошлина в размере 400 рублей. В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России по Самарской области ставит вопрос об отмене решения суда в части отказа во взыскании задолженности по транспортному налогу за 2019 г., как незаконного, указав, что налоговым органом срок для взыскания налоговой задолженности за 2019 г. не пропущен.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В силу части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

На основании статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

В соответствии со статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 362 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога.

Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что Давлатов М.Ч. (ИНН ) является плательщиком транспортного налога в связи с наличием в его собственности в налоговый период 2019-2020 гг. объектов налогообложения, а именно транспортных средств: <данные изъяты> (л.д. 39-41).

За 2019-2020 гг. налоговым органом Давлатову М.Ч. начислен транспортный налог с направлением в соответствии со статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации в его адрес налоговых уведомлений:

- от ДД.ММ.ГГГГ об оплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ транспортного налога за 2019 г. в общей сумме 8 684 руб.;

- от ДД.ММ.ГГГГ об оплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ транспортного налога за 2020 г. в общей сумме 5312 руб. (л.д. 20, 23).

Налогоплательщик ФИО1 обязанность по уплате исчисленного транспортного налога за 2019-2020 гг. не исполнил, в связи с чем в его адрес налоговым органом направлены требования об уплате недоимки по обязательным платежам:

- об уплате транспортного налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 6 909 рублей, а также пени – 63,62 рублей, со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28);

- об уплате транспортного налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 720 рублей, а также пени – 16,74 рублей, со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30).

В подтверждение направления налоговых уведомлений и требований налоговым органом предоставлены реестры почтовых отправлений.

Указанные требования оставлены Давлатовым М.Ч. без исполнения.

28 апреля 2022 г. мировым судьей судебного участка судебного района <адрес> на основании заявления налогового органа вынесен судебный приказ о взыскании с Давлатова М.Ч. транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога с физических лиц за 2019-2020 гг. в сумме 14 099,88 рублей, который отменен определением этого же мирового судьи от 24 января 2023 г., в связи с поступившими возражениями Давлатова М.Ч.

Разрешая административный спор и отказывая в удовлетворении административного иска в части взыскания задолженности по транспортному налогу и пени за 2019 г., суд первой инстанции исходил из того, что налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа за пределами срока, установленного частью 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем в указанной части требования не могут быть удовлетворены.

Относительно задолженности по транспортному налогу за 2020 г. в размере 2 781 рубль, суд пришел к выводу, что налоговым органом соблюдены установленные законом сроки для принудительного взыскания задолженности, расчет налоговой задолженности является арифметически правильным и административным истцом не оспорен, в связи с чем требования административного истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению в указанной части.

В силу части статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно части 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (часть 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации).

Требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате задолженности может быть передано налогоплательщику - физическому лицу в электронной форме через личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В абзаце двадцатом пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации под местом жительства физического лица понимается – адрес, по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно ответу ОАСР УВМ ГУ МВД России по <адрес> от 1 ноября 2023 г. на запрос суда апелляционной инстанции, Давлатов М.Ч. значится зарегистрированным по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 60).

Как следует из материалов дела, налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, а также требования и направлялись по адресу: <адрес>

Из ответа Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области от 9 ноября 2023 г. на запрос суда апелляционной инстанции следует, что изменения адреса места жительства на <адрес> внесены Межрайонной ИФНС России №16 по Самарской области только 27 декабря 2022 г. на основании сведений поступивших при личном обращении.

Вместе с тем, судом первой инстанции данные о направлении налогоплательщику налогового уведомления и требования по месту жительства не проверены, в то время как материалы дела содержат противоречивые данные о месте жительства Давлатова М.Ч., что подтверждается содержанием адресной справки и копии паспорта, представленных суду первой инстанции.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что налоговым органом не соблюдены положения пункта 4 статьи 52 и пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации при направлении уведомлений и требований в адрес налогоплательщика, в связи с чем требования об уплате недоимки по транспортному налогу за период 2019-2020 гг. и задолженности по пеням, являются не направленными, а значит процедура добровольной уплаты налога нарушена. Налоговый орган не имел права перейти к процедуре принудительного взыскания налога за счет имущества физического лица, в связи с чем оснований для взыскания имеющейся у налогоплательщика задолженности в судебном порядке не имеется.

Поскольку, с учетом установленных по делу обстоятельств, налоговым органом в отношении суммы недоимки нарушен порядок принудительного взыскания, взыскание недоимки в сумме 9 753,62 рублей, в рамках настоящего административного дела, является невозможной.

В соответствии с пунктами 3, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела (пункт 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 5 июля 2023 г. отменить, в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области к Давлатову М.Ч. - отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Решение районного суда и апелляционное определение могут быть обжалованы в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме изготовлено 5 декабря 2023 г.

Председательствующий –

Судьи –

33а-12399/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
МИФНС №23 по Самарской области
МИФНС России №23 по Самарской области
Ответчики
Давлатов М.Ч.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
28.09.2023Передача дела судье
31.10.2023Судебное заседание
21.11.2023Судебное заседание
11.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.12.2023Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее