Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 ноября 2019 года г.Барнаул
Центральный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Топорова А.А.,
при секретаре Набока Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гальцевой Елены Александровны к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула, Управлению имущественных отношений Алтайского края о возложении обязанности предоставить земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Гальцева Е.А. обратилась в суд с иском к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула, Управлению имущественных отношений Алтайского края о возложении обязанности предоставить земельный участок. В обоснование требований указала, что является многодетной матерью, у нее на иждивении находятся дети ФИО6 05.08.2001 г.р., ФИО7 12.04.2004 г.р., ФИО8 10.08.2008 г.р. на основании закона Алтайского края от 16.12.2002 №88-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» 30.08.2012 стала на очередь. По информации председателя комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула от 04.03.2019 № очередь на 01.03.2019 составила 689. Истец не имеет жилья, вынуждена жить на съемной квартире. Кроме того, ФИО6 является ребенком-инвалидом.
На основании изложенного просит выделить Гальцевой Елене Александровне земельный участок в черте города Барнаула со всеми необходимыми коммуникациями.
В судебном заседании Гальцева Е.А. настаивала на удовлетворении исковых требований. Пояснила, что просит предоставить ей земельный участок во внеочередном порядке. В собственности имеется комната площадью 7 кв.м., проживать в которой с детьми не представляется возможным.
Представитель ответчика Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула Кузнецова О.И. в судебном заседании иск не признала указывая, что земельные участки многодетным семьям предоставляются в порядке очередности. Обратила внимание суда, что в связи с изменением в закон, с июля 2019 истец может самостоятельно выбрать свободный от прав третьих лиц земельный участок и обратиться в уполномоченный орган с заявлением о его предоставлении.
Представитель третьего лица администрации г. Барнаула Бессарабова С.С. поддержала позицию представителя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула.
Представитель ответчика Управления имущественных отношений Алтайского края в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. В отзыве на иск просил рассмотреть дело в его отсутствие и указал, что земельные участки предоставляются гражданам, указанным в частях 1,2,3 ст.3 Закона №98-ЗС, в порядке очередности, исходя из времени постановки таких граждан на учет. По состоянию на 01.10э2019 в списке граждан, имеющих трех и более детей и желающих приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, состоят 5 005 граждан (Гальцева Е.А. №).
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу пп. 6 ст. 39.5 Земельного Кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 24.1 Земельного Кодекса РФ земельные участки предоставляются бесплатно гражданам РФ, имеющим трех и более детей, в собственность или аренду (по их выбору) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного строительства, индивидуального жилищного строительства.
Указанные земельные участки предоставляются на территории городского округа, в котором граждане поставлены на регистрационный учет по месту жительства, в случае их проживания на территории данного городского округа не менее 5 лет непрерывно.
Закон Алтайского края от 09.11.2015 №98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков « (далее - Закон Алтайского края) устанавливает категории граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, порядок постановки таких граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, порядок снятия граждан с данного учета и т.д.
Согласно ч.3 ст.3 Закона Алтайского края право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства имеют граждане, имеющие трех и более детей и состоящие на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с п.1.3 Постановления администрации г. Барнаула от 03.02.2017 №196 «О ведении учета граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства» комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула осуществляет полномочия по ведению учета граждан, имеющих трех и более детей, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства.
В Законе Алтайского края регламентирована процедура постановки граждан на учет (статья 4).
В соответствии с частями 7-11 статьи 4 Закона Алтайского края вопрос о постановке на учет рассматривается на заседании комиссии, которая в дальнейшем принимает решение о постановке граждан на учет либо об отказе в постановке на учет.
Граждане, принятые на учет, заносятся в порядке очередности в журнал учета граждан, указанных в частях 1 и 2 статьи 3 настоящего Закона, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, либо в журнал учета граждан, указанных в части 3 статьи 3 настоящего Закона, имеющих трех и более детей и желающих приобрести земельные участки. В журнале учета указываются дата принятия на учет гражданина, желающего приобрести земельный участок, фамилия, имя, отчество, место жительства, паспортные данные, идентификационный номер налогоплательщика (в журнале учета граждан, имеющих трех и более детей, указываются также фамилии, имена, отчества второго родителя (усыновителя), детей, их даты рождения), номера контактных телефонов, почтовый адрес для направления корреспонденции.
Земельные участки, включенные в перечни, предусмотренные частью 2 статьи 8 Закона Алтайского края, предоставляются однократно в границах муниципального района или городского округа, на территории которых они постоянно проживают, в порядке очередности, исходя из времени постановки таких граждан на учет, в соответствии с утвержденными документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории.
Следовательно, граждане считаются поставленными на учет с момента принятия решения о постановке их на учет на заседании комиссии.
30.08.2012 комиссией по учету граждан, желающих приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, принято решение поставить семью Гальцевой Е.А. на учет граждан, имеющих трех и более детей и желающих приобрести земельные участки.
Таким образом, из представленных доказательств следует, что истец 30.08.2012 была поставлена на учет, внесена в журнал учета граждан, указанных в части 3 статьи 3 настоящего Закона, имеющих трех и более детей и желающих приобрести земельные участки. Очередь семьи Гальцевой Е.А. по состоянию на 01.10.2019. №.
Суд исходит из того, что ответчик, выполнив предусмотренную законом процедуру постановки истца на очередь, признал за ней право на предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства однократно и бесплатно, данное право истца и членов его семьи никем не оспаривается. Предоставление земельных участков осуществляется в той хронологической последовательности, в какой поступили заявления, при этом в настоящее время не обеспечены земельными участками многодетные семьи, обратившиеся с заявлениями ранее, чем истец.
Любое обязательство государства по бесплатному предоставлению земельных участков, в том числе для индивидуального жилищного строительства, должно быть обеспечено необходимыми земельными ресурсами в соответствующем объеме и реализуемо на практике.
В данном случае, предоставление земельного участка истцу вне очереди повлечет за собой нарушение действующего законодательства, прав и законных интересов впереди стоящих в очереди многодетных семей, так как Законом Алтайского края от 09.11.2015 №98-ЗС установлена очередность предоставления земельных участков исходя из времени постановки на учет и наличия свободных земельных участков, согласно перечням земельных участков.
Наличие у истца права на получение земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, не означает обязанность соответствующего органа предоставить земельный участок без соблюдения соответствующей процедуры.
Кроме того, в соответствии с частью 3.3. ст.3 закона Алтайского края от 09.11.2015 №98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» (часть 3.3 введена Законом Алтайского края от 03.07.2019 N 56-ЗС) граждане, имеющие трех и более детей и состоящие на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, имеют право на предоставление в собственность бесплатно самостоятельно выбранного ими земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства независимо от места постоянного проживания таких граждан на территории Алтайского края.
Предоставление земельного участка в случае, указанном в части 3.3 настоящей статьи, осуществляется без учета очередности в порядке, предусмотренном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, а также является основанием для снятия граждан с учета в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства и не дает права на повторное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в соответствии с настоящим Законом.
С заявлением о предоставлении в собственность самостоятельно выбранного земельного участка, в порядке, предусмотренном частью 3.3. ст.3 закона Алтайского края от 09.11.2015 №98-ЗС, Гальцева Е.А. не обращалась.
При установленных обстоятельствах, правовые основания для удовлетворения иска отсутствуют, в связи с чем суд оставляет исковые требования Гальцевой Е.А. без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░: 22RS0068-01-2019-007612-26 ░.░. ░░░░░░░