Гражданское дело №2-352/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 июля 2020 года с.Терекли-Мектеб
Ногайский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Телемишев Э.И.,
при секретаре Аблезовой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Ногайского района РД Дильманбетова А.Т. к администрации МО СП «сельсовет Карагасский» Ногайского района РД в интересах неопределенного круга лиц – обязать администрацию МО СП «сельсовет Карагасский» Ногайского района РД в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки,
УСТАНОВИЛ:
И.о прокурора <адрес> ФИО4 обратился в суд с иском к администрации МО СП «сельсовет Карагасский» <адрес> РД в интересах неопределенного круга лиц - обязать администрацию МО СП «сельсовет Карагасский» <адрес> РД в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления, расположенные на территории МО СП «сельсовет Карагасский» <адрес> РД.
В исковом заявлении и.о. прокурора ФИО4 указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, а также об отходах производства и потребления на территории МО СП «сельсовет Карагасский» <адрес> РД.
В ходе проверки установлено, что на территории МО СП «сельсовет Карагасский» расположены 2 (две) несанкционированные свалки, а именно:
- несанкционированная свалка твердых бытовых отходов общей площадью 4,828 га., расположенная на земельном участке сельскохозяйственного назначения в 0,2 км. западнее <адрес> Республики Дагестан с кадастровым номером 05:03:000005:1470;
несанкционировання свалка твердых бытовых отходов общей площадью 3,776 га., расположенная на земельном участке сельскохозяйственного назначения в 3 км. западнее <адрес> Республики Дагестан с кадастровым номером 05:03:000005:1476.
Согласно выпискам из единого реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ правообладателями земельных участков с кадастровыми номерами 05:03:000005:1470 и 05:03:000005:1476 является МО СП «сельсовет Карагасский».
На вышеуказанных участках выявлены территории захламленные отходами I-V класса опасности в том числе: мусор от бытовых помещений не сортированный (исключая крупногабаритный), смет уличный и бытовой, обтирочные материалы, загрязненные маслами, строительные отходы, полиэтиленовые пакеты, подстилочный материал, (опилки), навоз, остатки кормов, бумага, полимерная и стеклянная тара, тара с остатками лаков, красок, электрические лампы накаливания отработанные, пищевые отходы и т. д. В результате размещения на плодородном слое почвы (как объекте охраны окружающей среды) опасных отходов, земли (пастбища) подвержены деградации, антропогенному загрязнению и захламлению отходами I-V класса опасности, вследствие чего использование земельного участка по целевому назначению невозможно без проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв, а также возникает угроза причинения вреда животным, растениям, окружающей среде.
Отходы по поверхности почвы (местности, рельефа) размещены очагами.
Размещенные на земельном участке отходы рассеиваются по прилегающей территории, увеличивая площадь загрязнения земель.
Являясь в соответствии со статьей 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, МО СП «сельсовет Карагасский» реализация властно-публичных полномочий по очистке территории муниципального образования от твердых коммунальных отходов и охране земель муниципальной собственности, распоряжение которыми отнесено законом к ее компетенции, не обеспечены.
По характеру данный иск касается вопросов пресечения экологических правонарушений, создающих угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, и не связан с экономической деятельностью.
Просит суд обязать администрацию МО СП «сельсовет Карагасский» <адрес> РД в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения в законную силу ликвидировать:
- несанкционированную свалку твердых бытовых отходов общей площадью 4,828 га., расположенную на земельном участке сельскохозяйственного назначения в 0,2 км. западнее <адрес> Республики Дагестан с кадастровым номером 05:03:000005:1470;
- несанкционированную свалку твердых бытовых отходов общей площадью 3,776 га., расположенную на земельном участке сельскохозяйственного назначения в 3 км. западнее <адрес> Республики Дагестан с кадастровым номером 05:03:000005:1476.
Надлежащим образом извещенная прокуратура <адрес> РД участие своего представителя в судебном заседании не обеспечило, обратилось в суд с ходатайством, в котором просило рассмотреть дело без участия представителя истца.
Надлежащим образом извещенный ответчик, администрация МО СП «сельсовет Карагасский» <адрес> РД, участие своего представителя в судебном заседании не обеспечило, с ходатайством о рассмотрении дела без его участия, об отложении рассмотрения дела на другой срок не обращалась, о причинах неявки в судебное заседание не сообщила.
В соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Суд, изучив доводы искового заявления, письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) запрещается размещение отходов в границах населенных пунктов (пункт 5); на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (пункт 7); запрещается применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров (пункт 10).
Статьей 13 Федерального закона № 89-ФЗ определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (пункт 1); организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2).
Согласно пункту 18 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Частью 2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлен запрет на размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям.
Кроме того, в соответствии ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ (далее – Земельный кодекс РФ) охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования экологического, санитарно-гигиенического законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Порядком накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Республики Дагестан, утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №, ответственность за своевременное транспортирование бесхозяйных отходов возлагается на собственников (арендаторов) земельных участков, на которых размещены данные отходы (пункт 60); бесхозяйные отходы с территорий общего пользования подлежат сбору и транспортированию на объекты обезвреживания, утилизации, размещения, захоронения отходов операторами по обращению с ТКО. Расходы по вывозу бесхозяйных отходов с территории общего пользования несут органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (пункт 61); лицо, разместившее отходы с нарушением экологических требований, санитарных норм и правил настоящего Порядка (в случае если невозможно установить такое лицо, - собственник земельного участка, на котором размещены отходы), несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором на оказание услуг по обращению с отходами (пункт 16.2).
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от ДД.ММ.ГГГГ №-П от ДД.ММ.ГГГГ №-П и от ДД.ММ.ГГГГ №-П, «…предполагается, что законом – с соблюдением требований формальной определенности в разграничении соответствующих полномочий и гарантирования местному самоуправлению необходимых источников доходов – на органы местного самоуправления могут быть возложены как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения (т.е. имеющими, по сути, местное, коммунальное происхождение), если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования. … невыполнение или ненадлежащее выполнение органами местного самоуправления своих полномочий, ставшее причиной загрязнения территории городского округа, может являться основанием для их привлечения к установленной законом ответственности и обязания принять меры, необходимые для очистки территории городского округа от загрязнения отходами, включая несение финансовых затрат».
Следовательно, в силу взаимосвязанных вышеприведенных правовых положений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации к компетенции МО СП «сельсовет Карагасский» относится распоряжение земельными участками на территории размещения отходов, соответственно, защита земель от захламления и загрязнения отходами и очистка захламленных коммунальными и иными отходами земель как природного объекта и природного ресурса на территории сельского поселения.
Для решения указанных вопросов органы местного самоуправления сельского поселения в соответствии с пунктами 1, 2, 3 части 1 и частью 3 статьи 14, пунктами 3 и 6.1 части 1 и частью 2 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ обладают соответствующими полномочиями: составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд; разработка и утверждение программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации, и другими.
В соответствии со статьями 9, 139 и 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Действующее законодательства не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по данному вопросу с их финансовыми возможностями на данный конкретный момент.
С учетом предоставленных законом органам местного самоуправления полномочий у администрации сельского поселения имеется реальная возможность для решения указанных вопросов местного значения.
Судом установлено, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, а также об отходах производства и потребления на территории муниципального образования сельского поселения «сельсовет Карагасский» <адрес> РД.
В ходе проверки, проведенной с ведущими специалистами МКУ «Отдел по земельному контролю» администрации МР «<адрес>» установлено, что на территории МО СП «сельсовет Карагасский» расположены 2 (две) несанкционированные свалки, а именно:
- несанкционированная свалка твердых бытовых отходов общей площадью 4,828 га., расположенная на земельном участке сельскохозяйственного назначения в 0,2 км. западнее <адрес> Республики Дагестан с кадастровым номером 05:03:000005:1470;
- несанкционированная свалка твердых бытовых отходов общей площадью 3,776 га., расположенная на земельном участке сельскохозяйственного назначения в 3 км. западнее <адрес> Республики Дагестан с кадастровым номером 05:03:000005:1476.
Согласно выпискам из единого реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ правообладателями земельных участков с кадастровыми номерами 05:03:000005:1470 и 05:03:000005:1476 является МО СП «сельсовет Карагасский».
Таким образом суд находит установленным, что являясь в соответствии со статьей 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, МО СП «сельсовет Карагасский» <адрес> РД » реализация властно-публичных полномочий по очистке территории муниципального образования от твердых коммунальных отходов и охране земель муниципальной собственности, распоряжение которыми отнесено законом к ее компетенции, не обеспечены, в связи с чем требование прокурора является законным и обоснованным
В силу изложенного, суд, удовлетворяя требование прокурора, считает необходимым обязать ответчика – администрацию МО СП «сельсовет Карагасский» <адрес> РД принять меры по устранению выявленных нарушений закона и ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, расположенных на вышеуказанных территориях.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 (░░░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░:
- ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 4,828 ░░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ 0,2 ░░. ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 05:03:000005:1470;
- ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 3,776 ░░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ 3 ░░. ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 05:03:000005:1476.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 30 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░