Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5560/2024 ~ М-5347/2024 от 27.06.2024

Дело № 2-5560/2024

УИД: 50RS0039-01-2024-008764-09

Решение

Именем Российской федерации

24 июля 2024 года

    Раменский городской суд Московской области

В составе: председательствующего судьи Климовой Т.С.

С участием помощника прокурора Мосоловой К.П.

при секретаре Махмудовой Д.К.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5560/2024 по иску Раменского городского прокурора Московской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Раменского городского округа Московской области о признании недвижимого имущества - автомобильной дороге бесхозяйным имуществом, об обязании принять в муниципальную собственность, -

УСТАНОВИЛ:

Раменский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Раменского городского округа Московской области о признании автомобильной дороги, расположенной в <адрес> - протяженность дороги - 0,280 км, тип покрытия - переходный (а/б крошка), ширина дороги — 3,5 м., площадь - 980,0 кв.м. Координаты начала -55.631506, 38.152625, координаты окончания - 55.631801, 38.148185 бесхозяйным имуществом; обязании администрации Раменского городского округа Московской области принять в муниципальную собственность автомобильную дорогу, расположенную в <адрес> -протяженность дороги - 0,280 км, тип покрытия - переходный (а/б крошка), ширина дороги - 3,5 м., площадь - 980,0 кв.м. Координаты начала -55.631506, 38.152625, координаты окончания - 55.631801, 38.148185; обязании администрации Раменского городского округа Московской области в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу обратиться с заявлением в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, межмуниципальный отдел по г. Жуковский и Раменскому району (Россреестр) с заявлением о постановке на кадастровый учет автомобильной дороги, расположенную <адрес> - протяженность дороги - 0,280 км, тип покрытия -переходный (а/б крошка), ширина дороги - 3,5 м., площадь - 980,0 кв.м. Координаты начала - 55.631506, 38.152625, координаты окончания -55.631801,38.148185.

В обоснование иска указано, что Раменской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере бесхозяйного имущества на территории Раменского городского округа, которой установлено, что на территории Раменского городского округа эксплуатируется автомобильная дорога расположенная в <адрес> - протяженность дороги - 0,280 км, тип покрытия - переходный (а/б крошка), ширина дороги - 3,5 м., площадь -980,0 кв.м. Координаты начала - 55.631506, 38.152625, координаты окончания - 55.631801, 38.148185, фактически является бесхозяйным

объектом. Согласно информации МКУ «Рамавтодор» указанная автомобильная дорога в оперативное управление не передавалась, ее содержание учреждением не осуществляется. Из информации администрации Раменского городского округа Московской области следует, что, автомобильная дорога в реестр муниципальной собственности не включена, меры реагирования по факту наличия бесхозяйного объекта органом местного самоуправления не приняты. В связи с отсутствием собственника указанная автомобильная дорога никем не обслуживается, но эксплуатируется. Отсутствие лица, осуществляющего содержание автомобильной дороги, на которое должна быть возложена обязанность по дорожной деятельности, создает опасность при осуществлении на данной дороге дорожного движения, вследствие чего могут пострадать люди, круг которых не определен. Неисполнение органом местного самоуправления требований в области безопасности дорожного движения может создавать угрозу нарушения прав граждан.

В судебном заседании помощник Раменского городского прокурора – Мосолова К.П. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель администрации Раменского городского округа в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, письменных возражений/пояснений не представил, об отложении ходатайств не заявлял.

С учетом ч. ч. 3, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку указанные лица извещены о времени и месте судебного заседания за срок достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.

Заслушав явившуюся сторону, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ), действие которого распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.

Согласно статье 3 Федерального закона N 257-ФЗ под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Под дорожной деятельностью, согласно статье 3 Федерального закона от N 257-ФЗ понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Статьей 6 Федерального закона N 257-ФЗ к собственности муниципального округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В силу части 6 статьи 8 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильные дороги должны иметь идентификационные номера, которые присваиваются, в том числе, органами местного самоуправления муниципальных округов - автомобильным дорогам местного значения муниципальных округов.

В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п. 1).

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (п. 3 ст. 225 ГК РФ).

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района, в том числе относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с положениями пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно пунктам 1, 11 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в том числе относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения.

Частью 10 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

Таким образом, на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городских поселений, муниципальных районов, городских округов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая их ремонт и содержание.

Из материалов дела следует, что Раменской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере бесхозяйного имущества на территории Раменского городского округа, которой установлено, что на территории Раменского городского округа эксплуатируется автомобильная дорога расположенная в <адрес> протяженность дороги - 0,280 км, тип покрытия - переходный (а/б крошка), ширина дороги - 3,5 м., площадь -980,0 кв.м.

Согласно информации МКУ «Рамавтодор» указанная автомобильная дорога в оперативное управление не передавалась, ее содержание учреждением не осуществляется.

Из информации администрации Раменского городского округа Московской области следует, что, автомобильная дорога в реестр муниципальной собственности не включена, меры реагирования по факту наличия бесхозяйного объекта органом местного самоуправления не приняты.

В ходе судебного разбирательства установлено, что спорный участок автомобильной дороги ни в реестре муниципальной собственности, ни в реестре федерального имущества не состоит, при этом дорога является объектом жизнеобеспечения, находятся в границах муниципального образования в бесконтрольном состоянии, что создает угрозу возникновения затруднительных условий для граждан, может привести к опасности для здоровья людей и тяжелым последствиям.

Отсутствие собственника автодороги влечет ненадлежащее выполнение требований действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в том числе в части ее содержания, и может привести к существенному нарушению прав граждан в сфере безопасности дорожного движения, а также наступлению чрезвычайных ситуаций, причинению вреда жизни и здоровью неопределенного числа лиц, в том числе несовершеннолетних, что является недопустимым.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о признании спорного участка автомобильной дороги общего пользования местного значения бесхозяйным имуществом.

В соответствии с частью 1 статьи 56 и частью 1 статьи 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, доказательства предоставляются сторонами и иными лицами, участвующими в деле.

Возражений относительно заявленных требований представителем ответчика не представлено.

Согласно пункту 7 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.

Приказом Росреестра от 15.03.2023 N П/0086 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, пунктом 5 которого предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении иска в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Раменского городского прокурора Московской области – удовлетворить.

Признать недвижимое имущество автомобильную дорогу, расположенную в <адрес> -протяженность дороги - 0,280 км, тип покрытия - переходный (а/б крошка), ширина дороги — 3,5 м., площадь - 980,0 кв.м. Координаты начала -55.631506, 38.152625, координаты окончания - 55.631801, 38.148185 бесхозяйным имуществом.

Обязать администрацию Раменского городского округа Московской области принять в муниципальную собственность автомобильную дорогу, расположенную в <адрес> -протяженность дороги - 0,280 км, тип покрытия - переходный (а/б крошка), ширина дороги - 3,5 м., площадь - 980,0 кв.м. Координаты начала -55.631506, 38.152625, координаты окончания - 55.631801, 38.148185.

Обязать администрацию Раменского городского округа Московской области в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу обратиться с заявлением в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, межмуниципальный отдел по г. Жуковский и Раменскому району (Россреестр) с заявлением о постановке на кадастровый учет автомобильной дороги, расположенную в <адрес> - протяженность дороги - 0,280 км, тип покрытия -переходный (а/б крошка), ширина дороги - 3,5 м., площадь - 980,0 кв.м. Координаты начала - 55.631506, 38.152625, координаты окончания -55.631801,38.148185.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Раменский городской суд Московской области.

Судья                                         Т.С. Климова

Мотивированное решение изготовлено судом 24 июля 2024 года

2-5560/2024 ~ М-5347/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Раменский городской прокурор
Ответчики
Администрация Раменского г.о. МО
Суд
Раменский городской суд Московской области
Судья
Климова Т.С.
Дело на странице суда
ramenskoe--mo.sudrf.ru
27.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.06.2024Передача материалов судье
27.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.07.2024Судебное заседание
24.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее