Судья: Иванова А.И. адм. дело N 33А-8707/2023
(дело № 2а-1836/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 августа 2023 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Роменской В.Н.,
судей Лёшиной Т.Е. и Пудовкиной Е.С.,
при секретаре Исмаилове Э.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело N 2а-1836/2023 по апелляционной жалобе Департамента градостроительства городского округа Самара на решение Ленинского районного суда г. Самара от 17 апреля 2023 года по административному исковому заявлению Липатова А.С. к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лёшиной Т.Е., судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
установила:
Липатов А.С. обратился в суд с административным иском к Департаменту градостроительства г.о.Самара о признании незаконным распоряжения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В обоснование заявления указано, что административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, отнесенный по категории к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования «Сады».
С целью увеличения площади земельного участка истец обратился в Департамент градостроительства г.о.Самара с заявлением о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью <данные изъяты> кв.м и принадлежащего истцу земельного участка с кадастровым номером №.
Распоряжением от 13.08.2020 № № в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано в связи с тем, что образуемый земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой распоряжением Правительства Самарской области от 05.12.2014 № № утвержден проект межевания территории в районе <адрес> в целях размещения объекта капитального строительства - стадиона с инфраструктурой в городском округе Самара.
Административный истец обратился в Правительство Самарской области по вопросу исключения территории дачных массивов из границ проекта планировки территории либо внесения изменений в проект межевания территории в части территорий, занимаемых садовыми участками. В ответ на обращение Министерство строительства Самарской области сообщило ему, что ориентировочный срок внесения изменений в проект планировки – 3 квартал 2022 года.
28.11.2022 административный истец повторно обратился в уполномоченный орган с заявлением о перераспределении земельных участков.
Распоряжением от 26.12.2022 № № в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано в связи с тем, что образуемый земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой распоряжением Правительства Самарской области от 05.12.2014 № № утвержден проект межевания территории, а также в связи с возможностью образования самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
С данным решением заявитель не согласен, указывает, что территории садово-дачных участков, куда входит испрашиваемый земельный участок, хотя и входят в границы территории, в отношении которой утверждена документация по планировке территории, проектами не распланированы и не размежеваны; изменение границ существующих земельных участков, образование новых земельных участков, размещение объектов капитального строительства на испрашиваемом земельном участке не планируется. Кроме этого, на испрашиваемом земельном участке частично расположен объект недвижимости, принадлежащий истцу, следовательно, образование самостоятельного земельного участка приведет к невозможности его использования.
Ссылаясь на изложенное, просит признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 26.12.2022 № № об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков и обязать Департамент градостроительства г.о. Самара в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу заново рассмотреть вопрос о заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Решением Ленинского районного суда г. Самара от 17 апреля 2023 года административное исковое заявление Липатова А.С. к Департаменту градостроительства г.о. Самара удовлетворено. Признано незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от 26.12.2022 № № об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. На Департамент градостроительства г.о.Самара возложена обязанность в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу заново рассмотреть заявление Липатова А.С. о перераспределении земельных участков (л.д. 202-208).
В апелляционной жалобе Департамент градостроительства г.о. Самара ставит вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права, принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований (л.д. 210-217).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца по доверенности просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента градостроительства г.о. Самара, Администрация г.о. Самара без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав явившегося участника процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Как следует из материалов дела, административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, отнесенный по категории к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования «Сады».
28.11.2022 административный истец обратился в Департамент градостроительства г.о.Самара с заявлением о перераспределении находящегося в его собственности земельного участка с кадастровым номером № и смежного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью <данные изъяты> кв.м в соответствии со схемой расположения земельного участка.
Распоряжением от 26.12.2022 № № в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано на основании подпункта 13 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ, в связи с тем, что образуемый земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой распоряжением Правительства Самарской области от 05.12.2014 № № утвержден проект межевания территории в районе <адрес> в целях размещения объекта капитального строительства - стадиона с инфраструктурой в городском округе Самара, а также на основании подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29, пунктов 1, 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, поскольку согласно по топографическим материалам Департамента возможно образование самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое распоряжение административного ответчика об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков не соответствует закону, нарушает права и законные интересы административного истца, создает препятствия к их реализации, в связи с чем имеются основания для признания распоряжения незаконным.
Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно подпункту 13 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии со статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории.
В силу ч. 3 указанной статьи подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в следующих случаях: 1) необходимо изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с размещением объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения; 2) необходимы установление, изменение или отмена красных линий; 3) необходимо образование земельных участков в случае, если в соответствии с земельным законодательством образование земельных участков осуществляется только в соответствии с проектом межевания территории; 4) размещение объекта капитального строительства планируется на территориях двух и более муниципальных образований, имеющих общую границу (за исключением случая, если размещение такого объекта капитального строительства планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого объекта капитального строительства не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов); 5) планируются строительство, реконструкция линейного объекта (за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов). Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные случаи, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории; 6) планируется размещение объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, и необходимых для обеспечения его функционирования объектов капитального строительства в границах особо охраняемой природной территории или в границах земель лесного фонда; 7) планируется осуществление комплексного развития территории; 8) планируется строительство объектов индивидуального жилищного строительства с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
В силу п. 3 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение шести лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.
Как следует из материалов дела, проект планировки территории, предусматривающий размещение стадиона, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2014 № №., проект межевания территории утвержден распоряжением Правительства Самарской области от 05.12.2014 № № с последующими изменениями, внесенными отдельными распоряжениями Правительства Самарской области.
С момента утверждения проекта планировки территории до настоящего времени решение о резервировании территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, для государственных или муниципальных нужд не принято.
Согласно выписке из ИСОГД г.о.Самара от 14.02.2023 земельный участок не входит в границы резервирования и изъятия земельных участков.
По информации Министерства строительства Самарской области от 13.08.2021 на обращение истца изменение границ существующих земельных участков, образование новых земельных участков, а также размещение объектов капитального строительства федерального, регионального и местного значения в соответствии с документацией по планировке территории на испрашиваемом земельном участке не планируется.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что отказ в перераспределении земельных участков лишь по причине наличия утвержденного проекта межевания территории не может быть признан законным и обоснованным, поскольку доказательства того, что предоставление земельного участка приведет к нарушению чьих-либо прав и законных интересов в материалах дела отсутствуют.
Сведений о том, что образование и использование спорного земельного участка противоречит проекту планировки территории, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2014 № №., распоряжением Правительства Самарской области от 05.12.2014 № № предусматривающими размещение стадиона, к чемпионату мира по футболу, проведенному в 2018 году, суду ни первой, ни апелляционной инстанции не предоставлено.
Доводы апелляционной жалобы, что формируемый земельный участок расположен на территории в отношении которой утверждены проекты межевания, утвержденные Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 10.08.2020 № №, от 31.05.2021 № №, распоряжением правительства Самарской области от 23.12.2022 № № не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку основанием к отказу, указанным в оспариваемом распоряжении, данные нормативные акты не являлись.
Судебная коллегия полагает, что вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для отказа по мотиву возможности образования самостоятельного земельного участка соответствует требованиям законодательства и фактическим обстоятельствам дела, доводы апелляционной жалобы в данной части подлежат отклонению.
В соответствии с подп. 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным кодексом, другими федеральными законами.
В силу ст. 11.9 Земельного кодекса РФ к числу требований к образуемым и изменённым земельным участкам относятся предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков (пункт 1).
В соответствии с Правилами застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденными Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, образуемый земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1). Предельный минимальный размер земельного участка для ведения садоводства в данной зоне составляет 300 кв.м.
Из заключения кадастрового инженера Зюзина А.Л. от 03.04.2023, подготовленного по запросу Липатова А.С., следует, что испрашиваемый земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м расположен в пределах территории земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью <данные изъяты> кв.м, следовательно, при формировании в пределах указанной территории самостоятельного участка продажа или его предоставление в аренду осуществляется органом местного самоуправления на торгах. Местоположение границы образуемого земельного участка было определено исходя из установленных норм для предельных минимальных размеров земельных участков, расположенных в зоне Ж-1, а также по границам, закрепленным с использованием искусственных объектов на местности – ограждений, колышков и др., границы согласованы со смежными землепользователями участков с кадастровыми номерами №, № №, №. В соответствии с Правилами землепользования и застройки в г. Самаре нормы отступов для размещения объектов ИЖС в зоне Ж-1 составляют 3 метра от границ соседних земельных участков и 0 метров от мест общего пользования, улиц и т.д. Территория земель, государственная собственность на который не разграничена, площадью <данные изъяты> кв.м, как предполагаемый самостоятельный земельный участок, представляет собой узкий многоугольник шириной <данные изъяты> метров. В пределах границ соседнего земельного участка с КН № расположен объект капитального строительства жилой дом с КН №, а в пределах границ соседнего земельного участка с КН № расположен объект капитального строительства жилой дом с КН №. Указанные жилые дома расположены на расстоянии менее 1-2 метров от границы предполагаемого самостоятельного земельного участка. В связи с установленными нормами отступов объектов капитального строительства от границ соседних земельных участков (3 метра), практически невозможно использование предполагаемого самостоятельного земельного участка для зоны Ж-1 по назначению: для индивидуального жилищного строительства, поскольку разместить жилой дом с соблюдением установленных требований не представляется возможным.
В связи с изложенным кадастровым инженером сделан вывод о невозможности образования самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, с целью его продажи или аренды, поскольку такой участок невозможно использовать рационально, по назначению, для индивидуального жилищного строительства, а также формирование самостоятельного земельного участка нарушит права смежных землепользователей участков с кадастровыми номерами № и №.
Судебная коллегия полагает, что указанное заключение обоснованно принято судом первой инстанции, его выводы ответчиком по существу не опровергнуты ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции.
Доводы апелляционной жалобы, что к данному заключению не предоставлено графическое изображение, опровергаются материалами административного дела.
Департаментом не представлено доказательств возможности образования самостоятельного земельного участка из земель государственная собственность на которые не разграничена без нарушения требований к формируемым земельным участкам, установленным ст. 11.9 Земельного Кодекса РФ.
Доводы апелляционной жалобы, что заключение кадастрового инженера не является доказательством, не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку основаны на неправильном понимании законодательства, суд перовой инстанции обоснованно принял указанное заключение как допустимое и достоверное доказательство, заключение является полным, обоснованным, подготовлено компетентным лицом, имеющим соответствующую квалификацию.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает что, относимые, допустимые и достоверные доказательства, которые бы подтверждали наличие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в материалы дела не представлены, в связи с чем оспариваемое распоряжение нельзя признать законным.
В целях восстановления нарушенных прав административного истца суд обоснованно, в соответствии с положениями статьи 227 КАС РФ, обязал Департамент градостроительства г.о. Самара устранить допущенные нарушения, посредством возобновления работы по рассмотрению заявления Липатова А.С.
Само по себе несогласие ответчика с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным. Доводы жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку. Таким образом судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
При рассмотрении дела судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не допущено, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самара от 17 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента градостроительства городского округа Самара - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу
Председательствующий –
Судьи –