Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-201/2022 ~ М-173/2022 от 13.04.2022

         

05RS0040-01-2022-001322-95

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июня 2022 года                 с.Сергокала

    Сергокалинский районный суд Республики Дагестан

в составе председательствующего судьи Магомедова Т.М.,

при секретаре Амадзиевой М.А.,

с участием истца – помощника прокурора Сергокалинского района РД

Магомедрасулова Ш.М.,

представителя ответчика – Администрации МР «Сергокалинский район»

Мутаева М.О., действующего по доверенности от 19.01.2022 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Сергокала гражданское дело №2-201/2022 по иску прокурора Сергокалинского района РД в интересах лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, Гашимова Залимхана Ханмурадовича, к Администрации Муниципального района «Сергокалинский район» об обязании администрации Муниципального района «Сергокалинский район» обеспечить Гашимова Залимхана Ханмурадовича, 14.07.1997 года рождения, уроженца с.Канасираги Сергокалинского района Республики Дагестан, однократно благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленных социальных норм в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу,

                

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сергокалинского района РД Гамидов И.М. обратился в суд с иском в интересах лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, Гашимова Залимхана Ханмурадовича, к Администрации Муниципального района «Сергокалинский район» об обязании Администрации Муниципального района «Сергокалинский район» обеспечить Гашимова Залимхана Ханмурадовича, 14.07.1997 года рождения, уроженца с.Канасираги Сергокалинского района Республики Дагестан, однократно благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленных социальных норм в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В своих исковых требованиях истец указывает, что прокуратурой района на основании заявления Гашимова З.Х. в рамках надзорных полномочий проведена проверка соблюдения администрацией муниципального района «Сергокалинский район» требований федерального и республиканского законодательства, регулирующего правоотношения в сфере обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Установлено, что Гашимов Залимхан Ханмурадович, 14.07.1997 года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, родители Гашимова З.Х. являются инвалидами, они нетрудоспособны, в силу имеющихся заболеваний не могли ухаживать за ним в детском возрасте, воспитывать его, то есть выполнять родительские обязанности, так как сами нуждались в помощи и присмотре посторонних лиц. В связи с указанными обстоятельствами в отношении Гашимова З.Х. до достижения им возраста 18 лет была установлена опека. Гашимов З.Х. не имеет жилья и остро нуждается в нём, вынужден проживать у родственников и на съёмном жилье. Несмотря на постановку на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, Гашимов З.Х. по настоящее время, на протяжении более 6 лет, жильём не обеспечен. Его неоднократные обращения в администрацию муниципального района о предоставлении жилья положительного результата не дали. Установлено что, Гашимов З.Х. признан лицом, имеющим право на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей», а также Законом Республики Дагестан от 29.12.2004 № 58 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Указанное право ответчиком - Администрацией МР «Ссргокалинский район» не оспаривается, Гашимов З.Х. состоит соответствующем списке под списочным номером 8. Вместе с тем, в нарушение приведённых норм, истец Гашимов З.Х. не был обеспечен жильём по договору найма специализированного жилого помещения по настоящее время. В данном случае, установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка. По своей сути формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объёмах ежегодного финансирования (объём субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильё указанной категории лиц. Из изложенного следует вывод об отсутствии какой-либо очерёдности обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Положения приведённых выше норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения. Именно поэтому с момента включения истца в список на получение жилья у ответчика возникла обязанность по предоставлению жилого помещения. При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильём по договору найма специализированного жилого помещения. Следовательно, предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, также иных условий. Отсутствие материальных    ресурсов, равно как и отсутствие специализированного жилищного фонда, не должно влиять на гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения в установленном законе порядке. Более того, денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в региональном бюджете. При этом, отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной систем, возникающие между органами    местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства, не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Указанные обстоятельства повлекли негативные последствия в виде существенного нарушения конституционных социальных и жилищных прав истца, являющегося лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и препятствуют возможности незамедлительной реализации таких прав Гашимовым З.Х. после их возникновения. На основании изложенного, просит обязать администрацию Муниципального района «Сергокалинский район» обеспечить Гашимова Залимхана Ханмурадовича, 14.07.1997 года рождения, уроженца с.Канасираги Сергокалинского района Республики Дагестан, однократно благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленных социальных норм в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, исполнительный лист направить для принудительного исполнения в Сергокалинское районное отделение судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Дагестан, копию исполнительного листа направить в прокуратуру Сергокалинского района.

Истец – помощник прокурора Сергокалинского района РД Магомедрасулов Ш.М. на судебном заседании исковые требования поддержал и просил его удовлетворить по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика – Администрации МР «Сергокалинский район» Мутаев М.О. на судебном заседании исковые требования не признал и просил отказать в их удовлетворении. Также пояснил суду, что Гашимову З.Х. предоставлено благоустроенное жилое помещение, с ним заключен соответствующий договор и оно передано ему. В связи с чем, не видит необходимости в удовлетворении исковых требований.

Лицо, в интересах которого подано исковое заявление – Гашимов З.Х., на судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещенным о времени и месте проведения судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель третьего лица – Министерства образования и науки РД, на судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещенным судом о времени и месте проведения судебного заседания, о причинах неявки не сообщил.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав помощника прокурора Сергокалинского района РД Магомедрасулова Ш.М., представителя ответчика Мутаева М.О., исследовав материалы гражданского дела, и оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора района по следующим основаниям.

Постановлением и.о. главы администрации Муниципального района «Сергокалинский район» Республики Дагестан от 29.12.2015г. № 322, исследованным судом, Гашимов З.Х. включен в список очередников детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, имеющих право на обеспечение жильём по договору найма специализированных жилых помещений.

Постановлением Администрации Муниципального района «Сергокалинский район» от 11.01.2021 № 1 Гашимов З.Х. исключен из данного списка, как лицо, не имеющее юридического статуса ребёнка, оставшегося без попечения родителей.

Вступившим в законную силу решением Сергокалинского районного суда от 05.07.2021 по гражданскому делу № 2-193/2021г., исследованным судом, указанное постановление администрации Муниципального района «Сергокалинский район» признано незаконным, Гашимов З.Х. признан лицом, ранее относящимся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Согласно справки Администрации сельского поселения «Село Канасираги», исследованной судом, жилой дом, в котором проживал Гашимов З.Х. со своей матерью, является ветхим и не пригодным для проживания.

Данные обстоятельства также установлены вступившим в законную силу решением Сергокалинского районного суда от 05.07.2021 по гражданскому делу № 2-193/2021, которое имеет преюдициальное значение для сторон по настоящему иску.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

На основании данного решения, постановлением администрации муниципального района «Сергокалинский район» РД от 13.09.2021    №201, исследованным судом, Гашимов З.Х. восстановлен в список очередников детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, имеющих право па обеспечение жильём.

В исследованном судом списке лиц, которые относились к категории детей, сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на 14.01.2022 года, утвержденном главой Администрации МР «Сергокалинский район», значится Гашимов Залимхан Ханмурадович (под №8) в списке «от 18 лет и старше, а также приобретшие полную дееспособность до достижения ими возраста 18 лет».

Судом исследовано заявление Гашимова З.Х. прокурору Сергокалинского района РД Гамидову И.М., от 18.02.2022 года, исходя из содержания которого усматривается, что Гашимов З.Х. обращается к прокурору с просьбой разобраться и помочь ему в получении положенного ему по закону жилого помещения в связи с тем, что ранее он был исключен из списка очередников детей, оставшихся без попечения родителей. Решением суда от 05.07.2021г. он был восстановлен в указанном списке. Сейчас ему 24 года, но жильем он не обеспечен и вынужден проживать за пределами района на съемной квартире, так как другого жилья у него нет.

Прокурором Сергокалинского района РД Гамидовым И.М. направлено требование 21.02.2022 года главе администрации МР «Сергокалинский район» РД Омарову М.А. о представлении в прокуратуру района не позднее 28.02.2022 года информации о проведенной работе в указанной сфере и причинах несвоевременного исполнения органом местного самоуправления переданных государственных полномочий РД по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Согласно письму администрации МР «Сергокалинский район» РД от 11.02.2022г. №01-30/259, исследованному судом, в ответ на заявление Гашимова З.Х., ему сообщено, что он восстановлен в списках очередников и его номер в очереди девятый. На 2022 год району для приобретения жилья детям сиротам выделены денежные средства на приобретение двух жилых домов. Администрацией МР «Сергокалинский район» объявлены торги и идет процесс приобретения жилья.

Администрацией МР «Сергокалинский район» РД прокурору Сергокалинского района РД Гамидову И.М. 24.02.2022г. направлен ответ за №01-30/317, исследованный судом, в котором сообщается о том, что Гашимов З.Х. был восстановлен в списке очередников. В настоящее время он в списке под №8. Администрация МР «Сергокалинский район» РД своевременно исполняет переданные государственные полномочия по обеспечению жилой площадью детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа по мере поступления субвенций из республиканского бюджета РД для приобретения жилых помещений.

Прокурором Сергокалинского района РД Гамидовым И.М. 17.03.2022г. направлено представление главе МР «Сергокалинский район» РД Омарову М.А.. исследованное судом, об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в котором обращено внимание на то, что Администрацией МР «Сергокалинский район» РД фактически проигнорировано и не исполнено вступившее в законную силу решение суда. Допущенные нарушения стали возможными ввиду ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей должностными лицами органа опеки и попечительства, отсутствия за ними должного контроля со стороны руководства, надлежащего взаимодействия, а также взаимного информирования, и повлекли негативные последствия в виде существенного нарушения конституционных социальных и жилищных прав Гашимова З.Х., являющегося лицом из числа детей, оставшегося без попечения родителей, который был лишен возможности получения гарантированных государством мер социальной поддержки. На основании изложенного, требует в установленный законом месячный срок принять конкретные меры к устранению допущенных нарушений законодательства, причин и условий, им способствующих, а также к защите и восстановлению социальных прав Гашимова З.Х.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случаях болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Социальную защиту, включая социальное обеспечение, а также защиту семьи, материнства, отцовства и детства Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов (пункты «ж, ж.1» ч. 1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаях (ч. 1). Принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения осуществляется органом местного самоуправления (далее – орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет) (ч. 3).

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ « (дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21.12.199 № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 8 названного Федерального закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам, достигшим возраста 18 лет, по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Аналогичные нормы содержатся и в ст.8 Закона Республики Дагестан от 29.12.2004 №58 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

При этом, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами с разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации (п. 2), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местной самоуправления (п. 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подп. 24 п. ст. 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым им самостоятельно за счёт средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В соответствии с вышеуказанными федеральными законами был принят Закон Республики Дагестан от 04.12.2008 № 57 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым органы местного самоуправления (в том числе и администрация муниципального района «Сергокалинский район») наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 1).

В силу ч. 2 ст. 3 указанного Закона Республики Дагестан от 04.12.2008 № 57 органы местного самоуправления, в том числе, обязаны осуществлять государственные полномочия в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Дагестан.

Вопрос о финансовом обеспечении государственных полномочий Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентирован ст. 5 Закона Республики Дагестан от 04.12.2008г. №57 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой общий объём субвенций, предоставляемых местным бюджетам для финансового обеспечения государственных полномочий, и их распределение по муниципальным районам и городским округам устанавливаются законом о республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год.

В силу указанной нормы, а также ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, исполняются за счёт и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Пунктом 1 Постановления Правительства Республики Дагестан от 20.02.2002 №35 «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено Министерству финансов РД и Министерству экономики РД совместно с Министерством образования РД, администрациями городов и районов при формировании республиканского бюджета РД ежегодно начиная с 2002 года предусматривать средства на финансирование расходов на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые устанавливают порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Постановлением Правительства Республики Дагестан от 14.12.2020 №269 утверждён Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Согласно п. 3 указанного Порядка жилые помещения предоставляются гражданам при условии включения их в список детей-сирот.

Обеспечение жилыми помещениями граждан осуществляется путём приобретения жилых помещений органами местного самоуправления в муниципальную собственность за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, предоставляемых в виде субвенций, в соответствии с действующим законодательством (и. 5).

Кроме того, п. 2 указанного постановления Правительства Республики Дагестан от 14.12.2020 №269 Министерство образования и науки Республики Дагестан определено уполномоченным органом, осуществляющим контроль за исполнением органами местного самоуправления государственных полномочий Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Таким образом, для финансирования расходов по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в республиканском бюджете ежегодно предусматриваются необходимые средства.

Ни статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, ни иные нормы вышеуказанного федерального и регионального законодательства не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в п. 3 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-9 указание на то, что формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае, установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка.

По своей сути формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объёмах ежегодного финансирования (объём субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильё указанной категории лиц.

Из изложенного следует вывод об отсутствии какой-либо очерёдности обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Положения приведённых выше норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после eго возникновения. Именно поэтому с момента включения истца в список на получение жилья у ответчика возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильём по договору найма специализированного жилого помещения.

Следовательно, предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, также иных условий.

Отсутствие материальных    ресурсов, равно, как    и отсутствие специализированного жилищного фонда, не должно влиять на гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения в установленном законе порядке.

Более того, денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в региональном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства, не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Указанные обстоятельства повлекли негативные последствия в виде существенного нарушения конституционных социальных и жилищных прав истца, являющегося лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и препятствуют возможности незамедлительной реализации таких прав Гашимовым З.Х. после их возникновения.

Таким образом, изучив материалы дела, выслушав доводы истца, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора Сергокалинского района РД и необходимости полного удовлетворения исковых требований.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищном фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Стороной ответчика - представителем ответчика – Администрации МР «Сергокалинский район» РД Мутаевым М.О. представлены доказательства исполнения в ходе рассмотрения данного гражданского дела Сергокалинским районным судом РД, требования прокурора о предоставлении жилья Гашимову Залимхану Ханмурадовичу, что составляет предмет исковых требований по настоящему делу.

Так, из исследованного судом муниципального контракта №4.22.С на приобретение жилья для последующей передачи по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей от 14.06.2022 года и приложения №1 к муниципальному контракту, следует, что Администрация МР «Сергокалинский район» РД приобрела для последующей передачи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, благоустроенное жилое помещение, (одноэтажный жилой дом и земельный участок) расположенное по адресу с.Сергокала, ул.8 Марта д.7. Цена контракта составляет 1 424 400 рублей. Переход права собственности на помещение от поставщика к заказчику подлежит государственной регистрации в ЕГРН (п.4.9)

Из исследованного судом акта приема-передачи жилого дома с земельным участком от 14.06.2022г., утвержденного главой МР «Сергокалинский район» РД следует, что комиссия Администрации МР «Сергокалинский район», созданная распоряжением №45-р от 02.03.2022г. и поставщик в лице Абдурахманова А.М. составили акт о том, что поставщик передал, а заказчик принял жилой дом с земельным участком по адресу: РД, Сергокалинский район, с. Сергокала, ул.8 Марта, д. 7.

Из исследованной судом выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости следует, что переход права собственности на помещение, предусмотренный п.4.9 муниципального контракта №4.22.С, зарегистрирован в ЕГРН. Жилой дом с кадастровым номером 05:16:000001:4635, расположенный по адресу РД, Сергокалинский район, с. Сергокала, ул. 8 Марта, д.7, принадлежит администрации МР «Сергокалинский район» РД на основании муниципального контракта.

Из исследованного судом договора №3.22 найма специализированного жилого дома для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 29.06.2022г. следует, что Администрация МР «Сергокалинский район» (наймодатель) и Гашимов З.Х. (наниматель) заключили договор, согласно которому Администрация МР «Сергокалинский район» передала Гашимову З.Х. и членам его семьи за плату во владение и пользование жилой дом с земельным участком, находящееся в муниципальной собственности для временного проживания, а также обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг: электроснабжение, газоснабжение, холодное водоснабжение.

Данный жилой дом был передан в соответствии с договором социального найма Администрацией МР «Сергокалинский район» РД, а Гашимов З.Х. принял его 29.06.2022г., что усматривается из акта приема-передачи специализированного жилого дома, исследованного судом.

Таким образом, исковые требования прокурора Сергокалинского района РД Гамидова И.М. ответчиком – Администрацией МР «Сергокалинский район РД» в ходе проведения судебного разбирательства фактически исполнены.

Исходя из этого, касаемо возражений представителя ответчика – Администрации МР «Сергокалинский район» РД Мутаева М.О. о том, что необходимо отказать в удовлетворении исковых требований, в связи с тем, что Гашимову З.Х. уже фактически предоставлено благоустроенное жилое помещение, с ним заключен соответствующий договор и оно передано ему, суд отмечает, что считает их несостоятельными по той причине, что данное обстоятельство не свидетельствует о необоснованности иска.

В соответствии со ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Верховный суд РФ в п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В ходе рассмотрения дела суд пришел к выводу о наличии у Администрации МР «Сергокалинский район» РД перед лицом, в интересах которого подано данное исковое заявление – Гашимовым З.Х. обязанности по предоставлению жилого помещения в установленном законе порядке.

Суд не может отказать в удовлетворении исковых требований в части обязания администрации Муниципального района «Сергокалинский район» обеспечить Гашимова Залимхана Ханмурадовича однократно благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленных социальных норм в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, в связи с фактическим предоставлением ответчиком – Администрацией МР «Сергокалинский район» РД жилого дома лицу, в интересах которого подано данное исковое заявление – Гашимову З.Х. до вынесения судом решения по делу.

Отказ в иске может иметь место лишь в случае признания исковых требований незаконными или необоснованными.

Установление судом того факта, что в процессе рассмотрения дела до вынесения судом решения Администрация МР «Сергокалинский район» РД обеспечила Гашимова Залимхана Ханмурадовича однократно благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, не свидетельствует о необоснованности иска и не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований в данной части.

Данное обстоятельство может служить основанием для указания судом в настоящем решении о том, что решение суда в этой части не подлежит исполнению.

Об этом разъяснено также в п. 13 «Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с добровольным страхованием имущества граждан» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017).

В соответствии с подп. 9 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с исковым заявлением.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Сергокалинского района РД в интересах лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, Гашимова Залимхана Ханмурадовича, к администрации Муниципального района «Сергокалинский район» об обязании администрации Муниципального района «Сергокалинский район» обеспечить Гашимова Залимхана Ханмурадовича, 14.07.1997 года рождения, уроженца с.Канасираги Сергокалинского района Республики Дагестан, однократно благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленных социальных норм в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, удовлетворить.

Обязать администрацию Муниципального района «Сергокалинский район» РД обеспечить Гашимова Залимхана Ханмурадовича, 14.07.1997 года рождения, уроженца с.Канасираги Сергокалинского района Республики Дагестан, однократно благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленных социальных норм в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Настоящее решение суда в части удовлетворенных исковых требований не подлежит исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РД в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме с мотивированной частью изготовлено к 10 час 01.07.2022г.

Председательствующий:     Т.М. Магомедов

2-201/2022 ~ М-173/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Сергокалинского района
Ответчики
Администрация МР "Сергокалинский район"
Другие
Министерство образования и науки РД
Суд
Сергокалинский районный суд Республики Дагестан
Судья
Магомедов Тимур Магомед-Камилович
Дело на странице суда
sergokalinskiy--dag.sudrf.ru
13.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.04.2022Передача материалов судье
18.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.05.2022Судебное заседание
08.06.2022Судебное заседание
08.06.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
29.06.2022Судебное заседание
01.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.08.2022Дело оформлено
22.08.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее