Судья: ФИО2 гр. дело №
номер дела в суде первой инстанции 2-907/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
17 марта 2022 г. <адрес>
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего ФИО3,
судей ФИО6, ФИО4,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Безенчукского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
«В удовлетворении иска ФИО1 к Управляющей компании – Общество с ограниченной ответственности «ЖилСервис» о признании не соответствующим закону Договор управления многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ без технического описания указанного дома, обязании ответчика за счет собственных средств обновить технический паспорт на многоквартирный дом, компенсировать истцу моральный вред в размере 5 000,00 (пять тысяч) рублей – отказать полностью».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда ФИО6, пояснения истца – ФИО1 в поддержание доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управляющей компании – Общество с ограниченной ответственности «ФИО9» (далее – ФИО10») с требованиями, вытекающими из Закона РФ «О защите прав потребителей», о признании неправомерными наличие Договора управления многоквартирным домом без технического описания дома, где в собственности имеет жилое помещение, обязании ответчика за свой счет обновить технический паспорт многоквартирного дома и компенсировать ему моральный вред в связи с отсутствием технического паспорта на указанный дом.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является собственником помещения расположенного по адресу: пгт Безенчук, <адрес>. Дом находился в управлении ФИО11». Истцу стало известно, что со дня заключения в 2016 г. ответчиком с собственниками жилых помещений Договора управления многоквартирным домом и по настоящее время отсутствует технический паспорт жилого дома, содержание которого соответствовало бы фактическому состоянию дома. Ответчик длительное время не мог обеспечить благоприятные условия проживания жильцов в указанном доме на примере крыши дома, которое и после проведенного управляющей компанией ремонта в 2019 г., протекло в 2021 г.
21.10.2021г. истец направил обращение в ФИО12» о необходимости обновить технический паспорт на указанный жилой дом.
23.10.2021г. в адрес истца поступил ответ от ФИО13» о том, что в перечне работ по содержанию общего имущества не указаны услуги по оформлению нового технического паспорта на многоквартирный дом и отсутствуют основания для включения затрат в плату на содержание и текущий ремонт, указанный вопрос может быть разрешен общим собранием жильцов дома, связанного с финансированием затрат на эту цель.
По мнению истца взаимоотношения ответчика с жильцами указанного дома не отвечают положениям действующего законодательства. Обновление технического паспорта многоквартирного дома проводится один раз в пять лет после инвентаризации. Указанные действия ответчика являются основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ и в соответствии с ч. 5 ст. 198 ЖК РФ.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, ФИО1, полагает, что действиями ответчика нарушены его нематериальные права, просил суд взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 5 000,00 рублей.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФИО1 обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, удовлетворив исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ФИО1 доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснил, что судом дана ненадлежащая оценка обстоятельствам дела.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие не явившихся лиц.
В ходе судебного разбирательства истцом был заявлен отвод составу судебной коллегии, ссылаясь на то, что ранее <адрес> судом принимались решения не в его пользу.
Судебная коллегия Самарского областного суда в удовлетворении заявления истца об отводе составу судебной коллегии отказала, руководствуясь ст.16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 5 ст. 19 ЖК РФ государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
Согласно п. 3 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Положение об учете), технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (БТИ). Они же выдают и технические паспорта на жилые помещения (помещения в многоквартирном доме).
Из материалов дела следует, что ФИО1 на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ является сособственником жилого помещения (1/4 доли), расположенного по адресу: <адрес>, пос.г.т.Безенчук, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Многоквартирный жилой дом по вышеуказанному адресу находится под управлением ФИО14» (управляющая компания) на основании договора управления от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязанности управляющей компании предусмотрены в разделе 3 договора управления, в числе которых, в том числе, осуществлять управление многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества с многоквартирном доме, включая услуги по управлению в соответствии с условиями настоящего договора и действующим законодательством с наибольшей выгодой в интересах собственников помещений в соответствии с целями, указанными в п.2.1 настоящего договора, а также в соответствии с требованиями действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических нормативов, иных актов; вести и хранить техническую документацию на многоквартирный дом в установленном законодательством порядке.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о необходимости оформления нового технического паспорта на многоквартирный жилой дом со ссылкой на то, что конструктивные элементы дома изменились.
Согласно ответа ФИО15» от ДД.ММ.ГГГГ сообщено, что решением вопроса по оформлению нового технического паспорта является проведение общего собрания собственников по вопросу определения порядка финансирования работ по оформлению нового технического паспорта.
Указанные обстоятельства послужили основанием дляобращения в суд с настоящим иском.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
При управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 416 (далее - Правила N 416).
Управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением такого стандарта как прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491 (далее - Правила N 491), в порядке, установленном настоящими Правилами, а также их актуализация и восстановление (при необходимости) (подпункт "а" пункта 4 Правил N 416).
Сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом, которая согласно подпункту "а" пункта 24 Правил N 491 включает в себя документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества.
Пунктом 27 Правил N 491 предусмотрено, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда установлены пунктом 1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 170 (далее - Правила N 170).
Состав технической документации длительного хранения определен пунктом 1.5.1 Правил N 170 и включает в себя в том числе, паспорта на каждый жилой дом, квартиру и участок.
При этом в силу пункта 1.5.2 Правил N 170 техническая документация длительного хранения должна корректироваться по мере изменения технического состояния, переоценки основных фондов, проведения капитального ремонта или реконструкции и т.п.
В ходе рассмотрения дела установлено, что решение общего собрания собственников помещений относительно изготовления нового технического паспорта многоквартирного жилого дома по <адрес> в п.г.т. Безенчук не принималось.
Согласно представленных письменных возражений ответчика если изменяются какие-то характеристики дома в результате реконструкции, переустройства или перепланировки, то проводится повторная техническая инвентаризация. Зафиксированные в ходе инвентаризации изменения вносятся с техпаспорт дома.
Согласно п.27 Постановления Правительства № изменения в техпаспорт вносятся после проведения инвентаризации общего имущества дома.
До 2009 года у собственников объектов недвижимости была обязанность проводить плановую инвентаризацию не реже одного раза в пять лет, но Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № данная норма отменена.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции обозревался технический паспорт на многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: п.г.т. Безенчук, <адрес>, составленный по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в который вносились изменения в форме экспликаций в 2003 и 2005.
Доводы стороны истца в подтверждение своих требований о привлечении ответчика к ответственности согласно ч. 5 ст. 198 ЖК РФ не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания для внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации при заключении, прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом лицензиата.
В силу части 5 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации определены случаи исключения сведений из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а именно в случае, если в течение календарного года лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом два и более раза было назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного органом государственного жилищного надзора в отношении многоквартирного дома или многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, сведения о таких домах исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации по решению органа государственного жилищного надзора.
В соответствии с частью 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации утвержден Приказ Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации" (далее - Приказ).
Утвержденным Приказом разграничены случаи внесения изменений в связи с прекращением договора управления многоквартирным домом (часть 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации) и в случае исключения сведений из Реестра в связи с невыполнением требований лицензиата (часть 5 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, исключение сведений из реестра применяется только к лицензиатам, которые имеют административные наказания, вынесенные судом два и более раза, что существенно отличает случаи, когда вносятся изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации на основании заключения, прекращения, расторжения договора управления многоквартирным домом лицензиата.
Сведений о привлечении управляющей компании ответчика к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного органом государственного жилищного надзора в отношении многоквартирного дома или многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в материалах дела не имеется.
Предположение истца о том, что в действиях ответчика может иметь место состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.23. 2 КоАП РФ, правовым основанием к удовлетворению иска являться не может, ввиду отсутствия надлежащих доказательств в подтверждению данного факта.
Также не подтверждены надлежащими и относимыми доказательствами доводы истца о том, что годами ФИО16» не может обеспечить благоприятные условия для проживания истца в многоквартирном доме. Ссылка на протечку кровли в июне 2021 основанием для удовлетворения иска ФИО1 о признании неправомерным договора управления от ДД.ММ.ГГГГ и обязании ответчика обновить технический паспорт на многоквартирный дом, обоснованной признана быть не может.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь нормами ЖК РФ, установив, что истцом не представлены доказательства совершения ответчиком действий, нарушающих требования действующего законодательства и препятствующих реализации истцом своих прав и законных интересов, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Указанные в обоснование доводов апелляционной жалобы доказательства об обратном не свидетельствуют.
В силу ст. ст. 11, 12 ГК РФ и ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов и может избрать только тот способ защиты права, который приведет к восстановлению нарушенных прав и охраняемых законом интересов.
По мнению судебной коллегии, истцом не представлены суду доказательства нарушения его прав, подлежащих защите в соответствии с избранным способом защиты.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия, вопреки доводам жалобы, находит вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований обоснованным.
При этом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит, поскольку при вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Безенчукского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменений, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Апелляционное определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: