РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 декабря 2020 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ласковской С.Н.,
при секретаре судебного заседания Зайцеве М.В.,
с участием:
прокурора Никитиной Е.С.,
представителя административного истца Вдовиной О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-1987/2020 по административному исковому заявлению Бояровой Раисы Ивановны к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативных правовых актов в части,
УСТАНОВИЛ:
Боярова Р.И. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области, в котором просила признать недействующими со дня принятия: перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, в части включения в него под пунктом 2212 нежилого здания с кадастровым номером №, под пунктом 2213 нежилого здания с кадастровым номером №; перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, в части включения в него под пунктом 2156 нежилого здания с кадастровым номером №, под пунктом 2157 нежилого здания с кадастровым номером №; перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 года № 2201, в части включения в него под пунктом 2278 нежилого здания с кадастровым номером №, под пунктом 2279 нежилого здания с кадастровым номером №.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что ей на праве общей долевой собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером №, площадью 500 кв.м, наименование: хозяйственное строение, расположенное по адресу: <адрес>, а также нежилое здание с кадастровым номером №, площадью 500 кв.м, наименование: хозяйственное строение, расположенное по адресу: <адрес>.
Включение вышеуказанных нежилых зданий в Перечни не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в 2018 году они были снесены и затем сняты с государственного кадастрового учета. До сноса спорные нежилые здания не являлись административно-деловыми центрам, торговыми центрами, не использовались под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, не сдавались в аренду, не эксплуатировались.
При этом, мероприятий по определению фактического использования нежилых зданий на момент формирования и утверждения Перечней на 2018 - 2020 годы административным ответчиком не проводилось.
Включение указанных объектов в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца Вдовина О.П., действующая на основании доверенности и ордера, административный иск поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным выше.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суд не уведомил, об отложении слушания дела не просил, письменные возражения на административный иск не представил.
Заинтересованное лицо Белинская Л.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Согласно ст. 150, ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год.
Приказом министерства от 29 октября 2018 года № 1608, утвержден аналогичный Перечень на 2019 год.
Приказом министерства от 07 октября 2019 года № 2201, утвержден аналогичный Перечень на 2020 год.
Нежилое здание с кадастровым номером 63:01:0327009:1039, площадью 500 кв.м, наименование: хозяйственное строение, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский р-он, Квартал 8 пос. Мехзавод, д. 17, включено в пункт 2212 Перечня на 2018 год, в пункт 2156 Перечня на 2019 год и в пункт 2278 Перечня на 2020 год.
Нежилое здание с кадастровым номером 63:01:0327009:1044, площадью 500 кв.м, наименование: хозяйственное строение, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский р-он, Квартал 8 пос. Мехзавод, д. 17, включено в пункт 2213 Перечня на 2018 год, в пункт 2157 Перечня на 2019 год и в пункт 2279 Перечня на 2020 год.
Приказ министерства от 18 октября 2017 года № 1647 опубликован в изданиях "Волжская коммуна", № 281 (30176), 31.10.2017 (Приказ, приложение (пп. 1 - 90)),"Волжская коммуна", № 283(30178), 01.11.2017 (Приложение (пп. 91 - 16435)), "Волжская коммуна", № 285 (30180), 02.11.2017 (Приложение (пп. 16436 - 20775)), "Волжская коммуна", № 297(30192), 16.11.2017 (Приложение (пп. 20776 - 34378)).
Приказ министерства от 29 октября 2018 года № 1608 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, в издании "Волжская коммуна", № 308(30543), 20.11.2018.
Приказ министерства от 07 октября 2019 года № 2201 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, в издании "Волжская коммуна", № 158(30741), 23.10.2019.
Оспариваемые приказы изданы в установленных законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликованы. По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказов, а также по порядку их опубликования нормативные правовые акты не оспариваются.
Оценивая обоснованность включения объектов недвижимого имущества, принадлежащих истцу на праве собственности, в оспариваемые Перечни, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.
Так, в соответствии с подпунктами 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), здания в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные здания, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные здания, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), здания в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Бояровой Р.И. и Белинской Л.А. на праве общей долевой собственности (по ? доли в праве) принадлежало нежилое здание с кадастровым номером №, площадью 500 кв.м, назначение: нежилое здание, наименование: хозяйственное строение, расположенное по адресу: <адрес>, а также нежилое здание с кадастровым номером №, площадью 500 кв.м, назначение: нежилое здание, наименование: хозяйственное строение, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 09.07.2014 г., выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 29.01.2020 г. № 99/2020/310159610 и от 24.01.2020 г. № 99/2020/309075039.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 03.12.2020 г. № КУВИ-002/2020-44800655, спорные нежилые здания расположены на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 487 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования – ведение садоводства, для ведения гражданами садоводства и огородничества, расположенном по адресу относительно ориентира: <адрес>, принадлежащем на праве общей долевой собственности (по ? доли в праве) Бояровой Р.И. и Белинской Л.А.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что наименование и назначение нежилых зданий, их технические характеристики однозначно не предполагают размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, как и предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, назначение спорных нежилых зданий не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, требовалось установление фактического использования объектов недвижимости.
Вместе с тем, осмотр спорных зданий на момент формирования и утверждения Перечней министерством имущественных отношений Самарской области не проводился, фактическое использование зданий не устанавливалось, процентное соотношение используемых фактически площадей не определялось, доказательства обратного в материалы дела не представлены.
Кроме того, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположены здания, – «ведение садоводства, для ведения гражданами садоводства и огородничества», не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также торговых объектов.
Из письма министерства имущественных отношений Самарской области от 23.12.2019 г. № 12-03/15742 следует, что 09.10.2019 г. Боярова Р.И. обратилась в министерство с заявлением об исключении из Перечней на 2018, 2019 годы объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами: <адрес>.
18.11.2019 г. по поручению министерства сотрудниками государственного бюджетного учреждения Самарской области «<данные изъяты>» проведен осмотр объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами №, по результатам которого установить их фактическое использование не представилось возможным, в связи с тем, что данные нежилые здания отсутствуют на местности.
Министерством на основании указанного осмотра в удовлетворении заявления Бояровой Р.И. об исключении из Перечней на 2018, 2019 годы объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами: № отказано.
Из письма министерства имущественных отношений Самарской области от 21.07.2020 г. № 12-03/9351 следует, что 18.05.2020 г. Боярова Р.И. обратилась в министерство с заявлением об исключении из Перечня на 2020 год объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами: №.
30.06.2020 г. по поручению министерства сотрудниками государственного бюджетного учреждения Самарской области «<данные изъяты>» проведен осмотр объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами №, по результатам которого установить их фактическое использование не представилось возможным, в связи с тем, что данные нежилые здания отсутствуют на местности.
Министерством на основании указанного осмотра в удовлетворении заявления Бояровой Р.И. об исключении из Перечня на 2020 год объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами: № отказано.
Согласно актам осмотра от 30.06.2020 г., а также фотоматериалов к ним, нежилые здания с кадастровыми номерами №, фактически отсутствуют на местности. На прилегающую территорию имеется беспрепятственный доступ. Возможность получения услуг в объекте неограниченному кругу лиц установить не удалось.
Решением Красноглинского районного суда г. Самары от 16.07.2020 г., вступившим в законную силу 25.08.2020 г., прекращено право общей долевой собственности (доля в праве по ? за каждой) Бояровой Р.И. и Белинской Л.А. на объекты недвижимости с кадастровыми номерами №, данные объекты сняты с государственного кадастрового учета.
В соответствии с положениями ч. 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 данной статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный акт.
Суд полагает, что административным ответчиком не опровергнуты доводы административного истца и не доказан факт соответствия спорных объектов недвижимости, критериям, поименованным в ст. 378.2 НК РФ.
Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 28.11.2019 № 379-ФЗ «О внесении изменений в статьи 333.33 и 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», в подпункт 4 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона № 379-ФЗ, настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2020 года, за исключением пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Между тем, в рассматриваемом деле подпункт 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ не подлежит применению, поскольку формирование и утверждение Перечня на 2020 год министерством имущественных отношений Самарской области происходило в 2019 году, до введения в действие подпункта 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ в указанной редакции.
Принимая во внимание представленные доказательства, учитывая наименование, предназначение и фактическое использование нежилых зданий, а также вид разрешенного использования земельного участка, на котором данные здания расположены, суд приходит к выводу о том, что они не соответствуют критериям объектов недвижимости, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в связи с чем, у министерства имущественных отношений Самарской области не имелось правовых и фактических оснований для включения зданий в Перечни объектов недвижимого имущества находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, на 2019 год и на 2020 год.
При таких обстоятельствах требования истца в части необоснованности включения в Перечни спорных объектов недвижимости, подлежат удовлетворению.
Суд считает обоснованными и требования о признании недействующими в оспариваемой части нормативных правовых актов со дня их принятия по следующим основаниям.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.
В данном случае, включение спорных объектов в Перечни произведено в целях налогообложения на 2018 - 2020 г.г., обязанность по уплате налога сохраняется.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на 2018 - 2020 г.г.), признание отдельных их положений не действующими с момента принятия нормативных актов, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
Таким образом, требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании «Волжская коммуна».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 208-215 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Бояровой Раисы Ивановны - удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 г. № 1647, в части включения в него под пунктом:
- 2212 нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
- 2213 нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 28.10.2018 г. №1608, в части включения в него под пунктом:
- 2156 нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
- 2157 нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 г. №2201, в части включения в него под пунктом:
- 2278 нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
- 2279 нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: С.Н. Ласковская
Решение суда в окончательной форме изготовлено 11 декабря 2020 года.