Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-104/2024 ~ М-93/2024 от 05.04.2024

                                                                                № 2-104/2024

УИД:45RS0013-01-2024-000142-24

                                                                  Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

        с.Мокроусово                                                                                  25 июня 2024 года

Мокроусовский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Ивановой О.А.,

при секретаре Ивановой Н.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в лице Лебяжьевского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области к МКОУ Старопершинская средняя общеобразовательная школа, Администрации Мокроусовского муниципального округа Курганской области, Отделу образования Администрации Мокроусовского муниципального округа о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в лице Лебяжьевского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области (далее – Территориальный отдел) обратилось с исковым заявлением к МКОУ Старопершинская средняя общеобразовательная школа (далее – МКОУ Старопершинская СОШ), Администрации Мокроусовского муниципального округа Курганской области, Отделу образования Администрации Мокроусовского муниципального округа о признании незаконным бездействия и возложении обязанности. В обоснование заявленных требований указано, что Территориальным отделом проведен анализ санитарно-эпидемиологических требований при организации хозяйственно-питьевого водоснабжения социальными учреждениями Мокроусовского муниципального округа, в ходе которого установлены нарушения МКОУ Старопершинская СОШ, которое использует источник водоснабжения – скважину, расположенную по адресу: Курганская область, Мокроусовский район, с. Старопершино, ул. Школьная, 22, при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения на проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения и санитарно-эпидемиологического заключения на использование данного источника для целей питьевого водоснабжения. Полагает, что указанное ведет к нарушению прав и законных интересов обучающихся и иных граждан на благоприятную окружающую среду. Отсутствие у МКОУ Старопершинская СОШ санитарно-эпидемиологического заключения на проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения и санитарно-эпидемиологического заключения на использование данного источника для целей питьевого водоснабжения, проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения не позволяет установить специальный режим и комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды и является нарушением законных прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Полагает, что выявленные нарушения санитарных правил на источнике водоснабжения являются существенными и могут привести к ухудшению качества питьевой воды и условий водоснабжения, создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Просит признать незаконным бездействие МКОУ Старопершинская СОШ, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений норм законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по обеспечению проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения – скважины, расположенной по адресу: Курганская область, Мокроусовский район, с. Старопершино, ул. Школьная, 22; обязать МКОУ Старопершинская СОШ в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения норм законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения: обеспечить наличие проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения с получением на него санитарно-эпидемиологического заключения в отношении указанной скважины, а также получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование указанного водного объекта (скважины) в целях хозяйственно-бытового водоснабжения; возложить обязанность по финансированию мероприятий, связанных с изготовлением проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения с получением на него санитарно-эпидемиологического заключения в отношении указанной скважины, а также получением санитарно-эпидемиологического заключения на использование указанного водного объекта (скважины) в целях хозяйственно-бытового водоснабжения на учредителя МКОУ Старопершинская СОШ - Администрацию Мокроусовского муниципального округа.

Определением Мокроусовского районного суда Курганской области от 29.05.2024 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Департамент гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области».

В судебное заседание представитель Территориального отдела не явился, извещен надлежащим образом, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Мокроусовского районного суда Курганской области, в заявлении просил рассмотреть дело без участия представителя (л.д. 112).

Представитель ответчика МКОУ Старопершинская СОШ в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без участия представителя. В отзыве указал о согласии с исковыми требованиями (л.д. 86-88).

Представитель Администрации Мокроусовского района Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Мокроусовского районного суда Курганской области, представил возражения, в которых указал, что исковые требования не признает в полном объеме, полагает, что Администрация Мокроусовского муниципального округа необоснованно привлечена в качестве соответчика (л.д. 48).

Представитель Отдела образования Администрации Мокроусовского муниципального округа в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В отзыве указал, что с исковыми требованиями не согласен, в смете МКОУ Старопершинская СОШ на 2024 год не предусмотрено финансирование по обеспечению разработки проекта ЗСО источников водоснабжения с получением на них санитарно-эпидемиологических заключений, просил рассмотреть дело без своего участия (л.д.74).

Департамент гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области в судебном заседании не участвовал, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В отзыве указал о том, что заявлений о предоставлении права пользования недрами с целью добычи подземных вод посредством скважины, расположенной по адресу: Курганская область, Мокроусовский муниципальный округ, с.Старопершино, ул.Школьная, 22 в Департамент не поступало, право пользования недрами в части указанной скважины никому не предоставлялось. Требования искового заявления поддерживает.

     ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело без участия представителя, с заявленными требованиями согласился. В отзыве пояснил, что МКОУ Старопершинская средняя общеобразовательная школа с заявлением на исследование питьевой воды из источника водоснабжения (скважины) и на санитарно-эпидемиологическую экспертизу проекта зоны санитарной охраны не обращалось.

Суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Как следует из ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» гарантировано право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу ст. 5, п. 1-2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии со ст. 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица, в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии с ч. 3, 5 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 1, 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные Правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных Правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии с п. 1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 №10 (далее – СанПин 2.1.4.1110-02) настоящие СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

В соответствии с п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

В соответствии с п. 1.6, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Пунктом 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 предусмотрено, что отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.

Для источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения зоны санитарной охраны устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. В границах ЗСО должны соблюдаться особые условия использования земельных участков и участков акваторий в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 105 СанПиН 2.1.3684-21).

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе, организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

Согласно ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Судом установлено, что МКОУ Старопершинская СОШ является некоммерческой образовательной организацией и создано в целях реализации прав граждан на образование, гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общее образования.

Согласно п.п. 27, 59 Устава МКОУ Старопершинская СОШ (в редакции от 02.09.2022) учредителем учреждения является муниципальное образование Мокроусовский муниципальный округ Курганской области. Функции и полномочия учредителя и собственника имущества осуществляет Администрация Мокроусовского муниципального округа. Все имущество учреждения находится в собственности Мокроусовского муниципального округа и закреплено за учреждением на праве оперативного управления. Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств бюджета Мокроусовского муниципального округа в пределах лимитных обязательств (л.д. 90-102).

МКОУ Старопершинская СОШ для целей питьевого водоснабжения использует источник водоснабжения – скважину, расположенную по адресу: Курганская область Мокроусовский район, с. Старопершино, ул.Школьная, 22.

Объект недвижимости - скважина на кадастровом учете не состоит, сведения об объекте недвижимости в ЕГРН отсутствуют (л.д. 45).

Проект ЗСО спорного источника водоснабжения не разработан, санитарно-эпидемиологическое заключение на него не получено, доказательств обратного стороной ответчика не предоставлено.

Согласно информации Администрации Мокроусовского муниципального округа скважина, расположенная по адресу: Курганская область Мокроусовский район, с. Старопершино, ул. Школьная, 22, как объект водоснабжения, в реестре муниципальной собственности Мокроусовского муниципального округа не числится (л.д. 49).

04.04.2024 МКОУ Старопершинская СОШ в Отдел образования Администрации Мокроусовского муниципального округа направлена заявка на выделение финансовых средств в размере 640000 руб. для подготовки санитарно-эпидемиологического заключения на источник водоснабжения (л.д. 89).

В отзыве на исковое заявление директор МКОУ Старопершинская СОШ указал о том, что по состоянию на 06.05.2024 договор на проведение работ по санитарно-эпидемиологическому заключению на проект ЗСО источника водоснабжения и санитарно-эпидемиологического заключения на использование данного источника для целей питьевого водоснабжения с ООО «ГеоРесурс» г. Тюмень находится в стадии подписания, финансовые средства Отделом образования Администрации Мокроусовского муниципального округа не выделены, исковые требования признает в полном объеме (л.д. 86-88).

Суд полагает, что выполнение мероприятий в соответствии с положениями ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ, п.п. 1.4, 1.15 СанПиН 2.1.4.1110-02 возлагается на лицо, осуществляющее эксплуатацию источника водоснабжения, которое обязано соблюдать и выполнять требования санитарно-эпидемиологического законодательства по обеспечению потребителей питьевой водой.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что МКОУ Старопершинская СОШ при осуществлении деятельности по организации водоснабжения допущено бездействие, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушения норм действующего законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно, отсутствует проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения с полученным на него санитарно-эпидемиологическим заключением в отношении указанной скважины, санитарно-эпидемиологическое заключение на использование указанного водного объекта в целях хозяйственно-бытового водоснабжения.

Эксплуатация скважины в нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства создает угрозу загрязнения источника водоснабжения, что создает реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе обучающихся в данном учреждении, не позволяет установить специальный режим и комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды, создает опасность причинения вреда окружающей среде, приводит к нарушению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

С учетом приведенных выше правовых норм и установленных обстоятельств суд считает обоснованными исковые требования, заявленные к МКОУ Старопершинская СОШ, которое осуществляет образовательную деятельность с нарушением норм действующего законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Мокроусовского муниципального округа Курганской области обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (п.6 ст.8 Устава Мокроусовского муниципального округа Курганской области).

В соответствии с п. 15 ст. 6 Устава Мокроусовского муниципального округа Курганской области к вопросам местного значения Мокроусовского муниципального округа Курганской области также относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья (л.д. 53-72).

Администрация Мокроусовского муниципального округа Курганской области является исполнительно-распорядительным органом Мокроусовского муниципального округа Курганской области, наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Мокроусовского муниципального округа Курганской области федеральными законами и законами Курганской области (п. 1 ст. 38 Устава).

В соответствии с подп. 4 п. 15 раздела III Положения об Администрации Мокроусовского муниципального округа Курганской области, утвержденного решением Думы Мокроусовского муниципального округа от 21.07.2022 №67, Администрация создает муниципальные предприятия и учреждения, осуществляет финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями (л.д. 51-52).

Основными задачами Администрации Мокроусовского муниципального округа является, в том числе решение вопросов местного значения, отнесенных к ведению Администрации в соответствии с Уставом Мокроусовского муниципального округа (п. 12 Положения об Администрации).

Таким образом, на органе местного самоуправления Мокроусовского муниципального округа в силу закона лежит обязанность по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений Мокроусовского муниципального округа.

Кроме того, судом учитывается, что учредителем и собственником имущества МКОУ Старопершинская СОШ, является муниципальное образование Мокроусовский муниципальный округ Курганской области, функции и полномочия учредителя в отношении МКОУ Старопершинская СОШ осуществляет Администрация Мокроусовского муниципального округа, финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств бюджета Мокроусовского муниципального округа.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что организация водоснабжения, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий, организация мероприятия по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения и осуществляются Администрацией Мокроусовского муниципального округа, финансирование указанной деятельности осуществляется за счет средств бюджета Мокроусовского муниципального округа.

Суд также принимает во внимание, что финансовое обеспечение деятельности МКОУ Старопершинская СОШ осуществляется за счет средств бюджета Мокроусовского муниципального округа, Курганской области в пределах лимитов бюджетных обязательств (п. 81 Устава МКОУ Старопершинская СОШ).

Учитывая вышеизложенное, финансирование расходов, связанных с разработкой проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения, с получением на него санитарно-эпидемиологического заключения в отношении указанной скважины, санитарно-эпидемиологического заключения на использование указанного водного объекта в целях хозяйственно-бытового водоснабжения, должно осуществляться за счет средств бюджета Мокроусовского муниципального округа.

Статья 161 Бюджетного кодекса РФ предусматривает, что финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

Как указано в ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

Согласно ст.ст. 28 и 31 Бюджетного кодекса РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является самостоятельность бюджетов, который означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов.

Учитывая изложенные правовые нормы, понуждение Администрации Мокроусовского муниципального округа к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств местного бюджета, предусмотренных на содержание подведомственных муниципальных образовательных организаций, и реализацию возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей. Возложение на Администрацию Мокроусовского муниципального округа такой обязанности является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность органов местного самоуправления.

На основании вышеизложенного, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований к Администрации Мокроусовского муниципального округа в части обеспечения соответствующего финансирования.

Суд исходит из неисполнения МКОУ Старопершинская СОШ установленных законом водоохранных и санитарно-эпидемиологических мероприятий, в связи с чем, удовлетворяет требования Территориального отдела к МКОУ Старопершинская СОШ.

Доводы Главы Администрации Мокроусовского муниципального округа о том что скважина не состоит на балансе Администрации Мокроусовского муниципального округа и на кадастровом учете, в связи с чем иск к Администрации заявлен не обоснованно, суд не принимает во внимание, поскольку скважина расположенная в с.Старопершино, ул. Школьная, д. 22 в настоящее время эксплуатируется МКОУ Старопершинская СОШ и является действующим источником водоснабжения муниципального образовательного учреждения, находится на территории Мокроусовского муниципального округа.

Отсутствие в ЕГРН сведений о постановке на кадастровый учет недвижимого имущества само по себе не свидетельствует о том, что скважина является бесхозяйным имуществом и не является препятствием для разработки проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения организацией ее эксплуатирующей - МКОУ Старопершинская СОШ, с получением на него санитарно-эпидемиологических заключений.

Доводы МКОУ Старопершинская СОШ о не применении спорного источника водоснабжения для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд опровергаются протоколами лабораторных испытаний ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» от 05.03.2022, от 24.03.2022, от 11.04.2022 воды питьевой централизованных систем, пробы которой были отобраны на пищеблоке и кране в учреждении.

В разделе I Положения об Отделе образования Администрации Мокроусовского муниципального округа, утвержденного решением Думы Мокроусовского муниципального округа от 21.07.2022 №73, предусмотрено, что Отдел образования выполняет полномочия учредителя подведомственных муниципальных образовательных организаций, находящихся на территории Мокроусовского муниципального округа, в части переданных настоящим Положением полномочий.

Согласно разделу II Положения об Отделе образования Администрации Мокроусовского муниципального округа Отдел образования обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций.

Вместе с тем, в силу ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

При рассмотрении исковых требований суд учитывает, что истцом к Отделу образования Администрации Мокроусовского муниципального округа конкретные требования не заявлены.

При определении срока для устранения выявленных нарушений в области санитарно-эпидемиологических требований законодательства суд учитывает, что в обязанности ответчиков входит организация разработки проекта зоны санитарной охраны скважины, получение санитарно-эпидемиологического заключения на проект зоны санитарной охраны, планирование бюджета для исполнения решения суда. Органы местного самоуправления свободны в планировании бюджета, при котором они исходят из реальных финансовых возможностей бюджета муниципального образования.

Так же суд учитывает длительность нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, социальную значимость вопроса, бездействие ответчиков в области соблюдения санитарно-эпидемиологических требований при реализации полномочий собственников объекта водоснабжения, и считает разумным и обоснованным срок для выполнения заявленных требований в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Доказательства выполнения санитарно-эпидемиологических требований при эксплуатации объекта водоснабжения ответчиками суду не предоставлены, в материалах дела отсутствуют.

Совокупность представленных в материалы дела доказательств, оцененных судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, свидетельствует о том, что МКОУ Старопершинская СОШ имело возможность для соблюдения правил и норм законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, но не предприняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования    подлежат удовлетворению частично.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-195, 198 ГПК РФ,

                                                           Р Е Ш И Л:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в лице Лебяжьевского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению Старопершинская средняя общеобразовательная школа, Администрации Мокроусовского муниципального округа Курганской области, Отделу образования Администрации Мокроусовского муниципального округа о признании незаконным бездействия и возложении обязанности удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Старопершинская средняя общеобразовательная школа, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушения норм законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по обеспечению наличия проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения – скважины, расположенной по адресу: Курганская область Мокроусовский район, с.Старопершино, ул. Школьная, 22.

Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Старопершинская средняя общеобразовательная школа (ИНН 4515004331 ОГРН 1024501599870) в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения норм законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения: обеспечить наличие проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения - скважины, расположенной по адресу: Курганская область, Мокроусовский район, с.Старопершино, ул.Школьная, 22, получить на проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения санитарно-эпидемиологическое заключение, получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта - скважины в целях хозяйственно-бытового водоснабжения.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд через Мокроусовский районный суд Курганской области в течение 1 месяца со дня его вынесения.

Судья                                                                                                  О.А. Иванова

2-104/2024 ~ М-93/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Лебяжьевский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Курганской области
Ответчики
МКОУ Старопершинская СОШ
Администрация Мокроусовского МО
Мокроусовский отдел образования
Другие
Департамент гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области"
ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области"
Суд
Мокроусовский районный суд Курганской области
Судья
Иванова О. А.
Дело на странице суда
mokrousovsky--krg.sudrf.ru
05.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.04.2024Передача материалов судье
08.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.05.2024Судебное заседание
29.05.2024Судебное заседание
25.06.2024Судебное заседание
25.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.07.2024Дело оформлено
02.08.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее