УИД 55RS0002-01-2022-005587092 Дело № 5-2025/2022
г. Омск, ул. Лермонтова, 61
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
08 ноября 2022 года г. Омск
Судья Куйбышевского районного суда г. Омска Романюк Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Егорова И.В., <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛ:
04.08.2022 года в 16.20 час. должностными лицами мобильной группы отдела контроля за ввозом и оборотом товаров Омской таможни, осуществляющей контрольные мероприятия в пункте пропуска МАПП «Исилькуль» (Омская обл., Исилькульский р-н, трасса Р-254 «Иртыш» (Челябинск-Курган-Омск-Новосибирск)) совместно с дежурной сменой ПУ ФСБ России КПП «Исилькуль» проведен контроль в отношении автомобиля марки Scania, гос. знак № под управлением водителя Егорова И.В..
При проверке документов (CMR от ДД.ММ.ГГГГ №, CMR от ДД.ММ.ГГГГ № б/н, счета – фактуры от ДД.ММ.ГГГГ № RN000004317, от ДД.ММ.ГГГГ № ОМО00003694, от ДД.ММ.ГГГГ №, ветеринарный сертификат от ДД.ММ.ГГГГ №, ветеринарный сертификат от ДД.ММ.ГГГГ №), представленных водителем транспортного средства Егоровым И.В., установлено, что к вывозу из РФ в Республику Казахстан, заявлен товар – минтай с/м, тушки цыплят-бройлеров, части тушек цыплят-бройлеров. При визуальном осмотре товара совместно с сотрудниками ПУ ФСБ России по <адрес> установлено, что в грузовом отсеке транспортного средства также находится товар сахар рафинад в картонных коробках. Товар сахар белый классифицируется в товарной субпозиции 170199100 ТН ВЭД ЕАЭС. В представленных товаросопроводительных документах товар сахар не указан.
Товар «сахар белый» классифицируется в товарной субпозиции 1701 99 1009 ТН ВЭД ЕАЭС.
В ходе таможенного досмотра товаров, перемещаемых на транспортном средстве марки «Scania», гос. регистрационный знак № (акт таможенного досмотра №/А000131-2022), установлено наличие следующего товара:
- сахар «Чайкофский для чая и кофе», «САХАР категория экстра», «1000 г», адрес производства согласно маркировке (ТЗ) - ООО «Русагро-Тамбов», наименование товара – «Сахар белый кусковой категории (экстра, №, №,№)» в индивидуальных упаковках (пачках) по 1 кг. Общее количество индивидуальных упаковок составляет – 2400 шт.,
- сахар белый кусковой свекловичный «Чайкофский», категории экстра ГОСТ 33222-2015. Изготовитель: ООО Кубанский продукт. Место нахождения изготовителя и адрес производства: 353200, Россия, <адрес>А. в индивидуальных упаковках (пачках) по 0,25 кг. Общее количество индивидуальных упаковок составляет – 2080 шт.
Общий номинальный вес сахара, указанный на индивидуальных упаковках составил 2920 кг, фактический вес сахара, установленный в ходе досмотра путем взвешивания, составил 2900,52 кг, что находится в допустимых пределах погрешности весов.
Согласно пункту 1 постановления Правительства РФ от 14.03.2021 года № 361 «О введении временного запрета на вывоз сахара белого и сахара-сырца тростникового из РФ» с 15 марта по 31 августа 2022 года включительно установлен временный запрет на вывоз из РФ сахара белого и сахара-сырца.
По данному факту сотрудниками Омской таможни было проведено административное расследование, по результатам которого 12.08.2022 года в отношении ИП Егорова И.В. составлен протокол об административном правонарушении № по ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) (л.д. 93).
ИП Егоров И.В., должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении в судебном заседании участие не принимали, извещены надлежащим образом (л.д.103, 108-110, 112-114). От ИП Егорова И.В. поступило письменное заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие с последующим возвратом товара (л.д.115-116).
Руководствуясь ч. 2 ст. 25.1, п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ, суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
В ходе производства по делу ИП Егоров И.В. пояснял, что следует, что является индивидуальным предпринимателем, род деятельности – грузоперевозки на личном автомобиле между Республикой Казахстан и РФ. 03.08.2022 года он выехал из дома в г. Омск для загрузки товаром (замороженная продукция – морепродукты и куриная продукция) с целью их доставки в Казахстан по устной договоренности с разными людьми. Ему известно, что сахар в Казахстане дороже, чем в РФ, поэтому в г. Омске он приобрел по адресу: <адрес> сахар в количестве 52 коробки с упаковками сахара по 250 гр. (всего 40 упаковок сахара в каждой коробке) и 120 коробок по 20 упаковок сахара в коробке весом по 1кг. Приобрел сахар с целью реализации через знакомых предпринимателей в Казахстане, в целях подзаработать на разнице в цене. Про имеющиеся запреты и ограничения на вывоз сахара из РФ он не знал. С Постановлением Правительства РФ № 361 не знаком, в связи с чем, ни в какие профильные ведомства для получения разрешения на вывоз сахара из РФ он не обращался. Никаких договорных отношений на осуществление грузоперевозок не имеет, работает с клиентами на основе устной договоренностей. Он осознает, что совершил правонарушение, обязуется оформить все разрешительные документы на сахар и после вывезти в Казахстан. Без разрешительных документов вывозить сахар из РФ в Казахстан не будет. Просит учесть данное обстоятельство и не конфисковывать товар (л.д.8, 34).
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 16.3 КоАП РФ устанавливает ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения;
В силу положений п. 1 ст. 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Согласно положениям п. 2 ст. 1 ТК ЕАЭС, таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая настоящий Кодекс, и актами, составляющими право Союза (далее - международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования), а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор о Союзе).
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС "запреты и ограничения" - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов;
Частью 5 статьи 2 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"» установлено, что при введении Российской Федерацией запретов и ограничений в одностороннем порядке действия, которые должны совершаться лицами для соблюдения таких запретов и ограничений, могут определяться нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими эти запреты и ограничения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2022 года № 361 «О введении временного запрета на вывоз сахар белого и сахара–сырца тростникового из Российской Федерации» с 15 марта по 31 августа 2022 года включительно был установлен временный запрет на вывоз из Российской Федерации сахар белого (код 1701 99 100 ТН ВЭД ЕАЭС) и сахар – сырца тростникового (субпозиции 1701 13 и 1701 14 ТН ВЭД ЕАЭС).
В соответствии со ст. 8 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ/CMR) (заключена в г. Женеве 19.05.1956) перевозчик при принятии груза обязан проверить точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, их маркировки и номеров, внешнее состояние груза и его упаковки. Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность записей, упомянутых в пункте 1 а) стать 8 Конвенции, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки.
В качестве доказательств вины ИП Егорова И.В. в несоблюдении запретов на вывоз товаров из Российской Федерации в материалах дела представлены: - протокол об административном правонарушении №, составленный 15.08.2022 года должностным лицом Омской таможни в отношении ИП Егорова И.В. по ст. 16.3 КоАП РФ (л.д.84); определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 05.08.2022 года (л.д.1); протокол изъятия вещей и документов от 05.08.2022 (л.д. 5) с СД-диском к протоколу изъятия (л.д. 7); акт приема-передачи имущества на ответственное хранение от 05.08.2022 – сахар рафинад в картонных коробках (л.д.7/1); копия чека № от 04.08.2022 года (л.д.9); копия CМR от 04.08.2022 № (л.д.10-11); копия дополнительного соглашения № к договору № от 28.03.2022 года между ООО «Север» и ИП Егоровым И.В. на приобретение продуктов питания (л.д.12), копии накладной и чека от 04.08.2022 года (л.д.13), фототаблица (л.д. 18), копии ТТН (л.д.19-21), копия Плана-задания на проведение проверочных мероприятий подразделениям контроля за ввозом и оборотом товаров от 04.08.2022 года (л.д.24-26); копия акта об остановке автомобильного транспортного средства от 04.08.2022 года – автомобиль марки Scania, гос. знак 728AAJ15 – водитель Егоров И.В. (л.д. 27); копия поручения на таможенный досмотр от 04.08.2022 года (л.д.29); акт таможенного досмотра от 05.08.2022 года с фототаблицей к нему (л.д.32-33, 105-107); объяснение должностного лица Омской таможни Мавленко В.Н. (л.д.45-49), служебная записка об определении стоимости товара (л.д.51), ответ ООО «Кубанский продукт» с приложением документов (л.д.64-78) и другие материалы дела.
Действия ИП Егорова И.В. правильно квалифицированы по ст. 16.3 КоАП РФ.
Вместе с тем, имеются основания для прекращения производства по делу, исходя из следующего.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса).
Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в пункте 4.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 года N 4-П, императивное по своему характеру правило части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличия у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона.
Как было указано ранее, запрет на вывоз сахара белого (код 1701 99 100 ТН ВЭД ЕАЭС) и сахара – сырца тростникового (субпозиции 1701 13 и 1701 14 ТН ВЭД ЕАЭС) из Российской Федерации был введен временно постановлением Правительства РФ от 14.03.2022 года № 361 на период с 15 марта 2022 года по 31 августа 2022 года, то есть документ не применяется с 1 сентября 2022 года в части временного запрета, установленного данным документом, в связи с истечением срока действия.
Соответственно, на дату рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с изменением законодательства совершенное ИП Егоровым И.В. действие административным правонарушением не признается, в связи с чем, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, согласно которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: …5) признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность;
Руководствуясь ст.ст. 29.9- 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя Егорова И.В. прекратить на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Вещественные доказательства по делу №:
- сахар «Чайкофский для чая и кофе», «САХАР категория экстра», «1000 г», адрес производства согласно маркировке (ТЗ) - ООО «Русагро-Тамбов», наименование товара – «Сахар белый кусковой категории (экстра, №, №,№)» в индивидуальных упаковках (пачках) по 1 кг. Общее количество индивидуальных упаковок составляет – 2400 шт.,
- сахар белый кусковой свекловичный «Чайкофский», категории экстра ГОСТ 33222-2015. Изготовитель: ООО Кубанский продукт. Место нахождения изготовителя и адрес производства: 353200, Россия, <адрес>А. в индивидуальных упаковках (пачках) по 0,25 кг. Общее количество индивидуальных упаковок составляет – 2080 шт., находящиеся на хранении на складе задержанных товаров ООО «ОМАС» (г. Омск, ул. 3-я Молодежная, 6) выдать владельцу индивидуальному предпринимателю Егорову И.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Постановление может быть обжаловано в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд города Омска в течение 10 суток со дня его вручения или получения копии постановления.
Судья (подпись) Л.А. Романюк