Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-742/2023 ~ М-594/2023 от 15.05.2023

Дело №2-742/2023

УИД 65RS0010-01-2023-000688-66

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 декабря 2023 года                             город Оха Сахалинская область

Охинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Мелиховой З.В.,

при секретаре судебного заседания Гладких А.В.,

с участием представителя истца Бутенко А.С.,

представителя ответчика администрации муниципального образования городской округ «Охинский» Пилявской О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Юхтиловой Елены Викторовны к администрации муниципального образования городской округ «Охинский», комитету по управлению муниципальным имуществом и экономике муниципального образования городской округ «Охинский» о взыскании денежной компенсации стоимости нежилого помещения,

установил:

Юхтилова Е.В. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования городской округ «Охинский», комитету по управлению муниципальным имуществом и экономике муниципального образования городской округ «Охинский» с учетом уточнений от 20 декабря 2023 года, в котором просит взыскать выкупную цену за изъятое нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 56,7 кв.м., кадастровый , в размере 1 953 400 рублей.

В обоснование требований указала, что является собственником вышеуказанного нежилого помещения, жилой дом, в котором оно расположено, заключением межведомственной комиссии от 02 августа 2007 года №72 признан аварийным и подлежащим сносу. Обратившись в администрацию МО ГО «Охинский» с заявлением о выплате денежного возмещения за нежилое помещение, получила ответ, что денежные средства в бюджете на указанные цели не предусмотрены. С учетом уточнения исковых требований, просит взыскать с администрации муниципального образования городской округ «Охинский», комитета по управлению муниципальным имуществом и экономике муниципального образования городской округ «Охинский» выкупную цену за изъятое нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 56,7 кв.м., кадастровый , в размере 1 953 400 рублей.

Истец, надлежащим образом извещенная о дате времени и месте судебного заседания, в суд не явилась.

Представитель истца, Бутенко А.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала в уточненной редакции, просила удовлетворить.

Представитель ответчика администрации муниципального образования городской округ «Охинский» Пилявксая О.В., действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения исковых требований в уточненной редакции на сумму 1 953 400 рублей.

Представитель ответчика комитета по управлению муниципальным имуществом и экономике муниципального образования городской округ «Охинский» в судебное заседание не явился, ответчиком представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Представители третьих лиц финансового управления муниципального образования городской округ «Охинский», Управления Росреестра по Сахалинский области, Министерства строительства Сахалинской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежаще, об отложении не просили.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, экспертное заключение, суд приходит к следующему.

В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся: 1) обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237); 2) отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238); 3) отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка ввиду его ненадлежащего использования (статья 239); 3.1) отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (статья 239.1); 3.2) отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2); 4) выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных (статьи 240 и 241); 5) реквизиция (статья 242); 6) конфискация (статья 243); 7) отчуждение имущества в случаях, предусмотренных статьей 239.2, пунктом 4 статьи 252, пунктом 2 статьи 272, статьями 282, 285, 293, пунктами 4 и 5 статьи 1252 настоящего Кодекса; 8) обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы; 9) обращение по решению суда в доход Российской Федерации денег, ценностей, иного имущества и доходов от них, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии терроризму лицом не представлены сведения, подтверждающие законность их приобретения (статья 235 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Обзорах законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года и за третий квартал 2012 года, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16, пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Правовые последствия признания жилого многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции для собственников нежилых помещений в многоквартирном жилом доме законодательством прямо не урегулированы.

В пункте 1 статьи 239 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда изъятие земельного участка ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном статьями 284 - 286 настоящего Кодекса.

Таким образом, в связи с отсутствием в законодательстве норм, регулирующих права собственника и порядок изъятия для муниципальных нужд нежилого помещения в жилом доме, суд применяет аналогию закона, нежилое помещение в многоквартирном доме, признанном аварийным, может быть выкуплено у его собственника или взамен его может быть предоставлено иное помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Согласно статье 239.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, отчуждение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, либо помещений или машино-мест, расположенных в таких зданиях, сооружениях (за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемом земельном участке не противоречит цели изъятия), осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с настоящей статьей осуществляются одновременно.

Отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Согласно статье 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется: 1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок; 2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности; 3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.

Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

Судом установлено, что истцу Юхтиловой Е.В. на праве собственности принадлежит нежилое помещение общей площадью 56,7 кв. м, расположенное по адресу: Сахалинская <адрес>, пом. б/н#2, кадастровый , назначение данного помещения – цветочно-ритуальная мастерская. Данное помещение согласно техническому паспорту является помещением, встроенным в многоквартирный жилой дом, и является его неотъемлемой составной частью и не может существовать отдельно от него.

Заключениями «Об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилыми помещениями, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» от 05 сентября 2019 года №64 и от 23 декабря 2019 года №111 Межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации МО ГО «Охинский» от 28 января 2019 года №30, жилой многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации МО ГО «Охинский» от 26 декабря 2019 года №958 «О признании многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городской округ «Охинский», аварийными и подлежащими сносу», утвержден список домов подлежащих сносу, в который включен в том числе жилой многоквартирный <адрес>, установлен срок отселения физических и юридических лиц до 31 декабря 2024 года.

Постановлением администрации МО ГО «Охинский» от 31 января 2023 года №56, земельный участок, расположенный под многоквартирным домом <адрес> изъят для муниципальных нужд.

Для определения размера выкупной цены за нежилое помещение площадью 56,7 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, по ходатайству администрации муниципального образования городской округ «Охинский», проведена судебная оценочная экспертиза ООО «Антикризисный центр» от 11 октября 2023 года Отчет №РС-07/23/7 об определении рыночной стоимости имущества.

Согласно Отчету от 11 октября 2023 года №РС-07/23/7, размер выкупной цены за нежилое помещение, принадлежащее Юхтиловой Е.В., расположенное по вышеуказанному адресу, составляет 1 953 400 рублей, указанная сумма складывается из: рыночной стоимости недвижимости – 1 928 993 рубля и стоимости земельного участка – 24 407 рублей.

Сторонами Отчет не оспаривается, принимается судом.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Юхтиловой Е.В. и о взыскании выкупной цены за изымаемое нежилое помещение в размере 1 953 400 рублей, которая складывается из рыночной стоимости недвижимости – 1 928 993 рубля и стоимости земельного участка – 24 407 рублей, определенные в Отчете ООО «Антикризисный центр» от 11 октября 2023 года №РС-07/23/7.

Исходя из того, что решение об изъятии земельного участка под многоквартирным домом принято администрацией МО ГО «Охинский», возмещение в пользу истца подлежит взысканию за счет средств бюджета МО ГО «Охинский» с администрации муниципального образования городской округ «Охинский». В удовлетворении требований к комитету по управлению муниципальным имуществом и экономике муниципального образования городской округ «Охинский» суд отказывает.

Согласно статьям 88 и 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.

На основании части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

С учетом удовлетворения исковых требований с ответчика администрации муниципального образования городской округ «Охинский» за счет средств бюджета МО ГО «Охинский» в пользу истца подлежит взысканию возмещение расходов на уплату госпошлины в размере 14 836 рублей.

С учетом того, что требования Юхтиловой Е.В. удовлетворены в части взыскания выкупной стоимости, то ее право собственности на изымаемое нежилое помещение подлежит прекращению.

Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░» (░░░ 6506004089) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ ) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 56,7 ░░.░., ░░░░░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░/░#2, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 953 400 ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 14 836 ░░░░░░, ░░░░░ 1 968 236 (░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ ) ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 56,7 ░░.░., ░░░░░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░/░#2, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░» - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░                                      ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 26 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░                                                               ░.░. ░░░░░░░░

<░░░░░░ ░░░░░░>

2-742/2023 ~ М-594/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Юхтилова Елена Викторовна
Ответчики
Комитет по управлению муниципальным имуществои и экономике МО ГО "Охинский"
Администрация МО ГО "Охинский"
Другие
Министерство строительства Сахалинской области
Управление Росреестра по Сахалинской области
Бутенко Анна Сергеевна
Финансовое управление МО ГО "Охинский"
Суд
Охинский городской суд Сахалинской области
Судья
Мелихова Зинаида Владимировна
Дело на сайте суда
ohinskiy--sah.sudrf.ru
15.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.05.2023Передача материалов судье
22.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.05.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
24.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.07.2023Судебное заседание
25.08.2023Судебное заседание
13.11.2023Производство по делу возобновлено
04.12.2023Судебное заседание
14.12.2023Судебное заседание
22.12.2023Судебное заседание
26.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.05.2024Дело оформлено
06.05.2024Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее